Анна Клиновицкая
Экологический проект для детей младших групп «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся любить, понимать и беречь природу родного края»
Введение.
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за бубущее общего для всех нас.
Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Так М. А. Шаргаев считает, что «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».
Публикация «Экологический проект для детей младших групп „Учимся любить, понимать и беречь природу родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Благодаря научным исследованиям» дошкольного воспитания - Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Т. И. Поповой, Н. А. Кондратьевой, О. А. Соломенниковой и др.
Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития ребенка в целом, готовности его к школе. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления будет разработан и использован комплекс форм, средств, приемов, способствующих формированию экологического представления на эмоционально-чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную поисковую деятельность, в ходе которой формируется интерес к приобретению знания о природе и ее явлениях.
Предлагаемый материал решает следующие задачи:
1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний.
- Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времени года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Расширять представления детей о растениях, животных, шипах и
насекомых, особенности их поведения и питания.
3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного.
- Научить любить, понимать и заботиться о природе родного края (цветы,
деревья, насекомые и т. д.)
4. Принятие трудовых природоведческих навыков.
- Дать элементарные знания об огородных и садовых растениях. Учить
отличать по внешнему виду овощи (огурец помидрХфрухты (ябж]ко,
груша).
- Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и
воздух.
- Показать детям как сажать крупные семена цветочных растений и овощей на грядке учить трудиться в уголке природы и на участке детского сада (поливать, рыхлить).
Методы исследования
1. Теоретический анализ.
2. наблюдение, беседа.
3. Простейшие опыты.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей детей дошкольного возраста в усвоении экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием растений в природе, определение методов, средств, способствующих эффективному формированию экологических представлений.
Практическая значимость исследования заключается в создании педагогических условий для ознакомления с многообразием растений в природе, разработке простейших опытов и наблюдений для детей младшего дошкольного возраста по формированию экологических представлений. У дошкольников в практической деятельности ДОУ.
В теоретической части работы нами определены термины, которыми приходится оперировать педагогику в ходе его работы с детьми.
1. формирование - это воздействие различных условий на людей не зависимо от созидательной деятельности.
2. экология - это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организма со средой обитания и между собой.
3. представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений окружающего мира; результат воздействия предметов на наши органы чувства.
4. знание - это совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.
5. экологическая культура - это реальное каждодневное поведение человека в природе.
6. экологическое воспитание - это формирование у человека способности желание поступать в соответствии с законами экологии которые он усвоил в процессе обучения.
7. экологическое образование - подразумевает конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии.
8. экологическое мышление - это способность видеть многочисленные связи существ в природе и на их основе прогнозировать последствия тех или иных поступков.
9. экологическое сознание - это единство экологического образования экологии, воспитание экологической культуры, экологического мышления, составляющее сущность личности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что знания об окружающем мире у детей формируется на уровне представлений. Первоначальным источником знаний являются чувственное восприятие, полученное из наблюдений за объектами природы и практической деятельности. В процессе чувственного восприятия формируются представления. Экологические представления надо не сообщать, а обязательно формировать, подходить с разных сторон, вовлекать детей в познавательный процесс, возвращаться к одному и тому же понятию многократно и каждый раз рассматривать его под разными углами, с разных позиций и разными методами. Методы и формы разнообразны.
Циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке детского сада, целевые прогулки, экскурсии игровые и обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и т. д. это экологические занятия.
Игры экологического содержания, словесные обсуждения и отряд маленьких экологов, экскурсии, сценарии досугов.
Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей. Дети трех - четырех лет характеризуются двумя качественно новыми чертами:
1. начало формирования личности ребенка.
2. самостоятельная деятельность. Для получения результатов в группе необходимо создать условия для окружающей среды.
3. экологическое направление, где дети самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуя с взрослыми.
Формирование элементарных экологических представлений детей осуществляется круглый год в процессе разнообразных видах деятельности.
Ведущими методами в процессе формирования экологических представлений являются:
- наблюдения
- простейшие опыты
- собственная продуктивная деятельность детей в природе и в уголке природы.
Наблюдение - метод познания природы. Большое значение придавали все педагоги дошкольного воспитания (Тихеева, Васильева, Николаева и др.). В работе с детьми используются различные типы наблюдений, определяемые содержанием в формируемых знаний: одноразовые и многоразовые. Наблюдение развивает у детей мышление способность видеть и чувствовать замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире, обогащает свои знания, чувства. У ребенка формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В исследованиях Ветровой, Корзаковой показано, что наблюдая за растениями в процессе труда, дета учатся различать, называть яркие особенности растений, цвет, стебель, листья, что эти условия создаются трудом человека. Очень важна игра в экологическом воспитании детей. Об этом писали Молодова, Николаева Игра - это деятельность ребенка, он в ней живет, и без нее он не будет обучаем, В рамках игры дети получают новые знания, трудовые действия, наблюдают за объектами природы,
Ведущей формой организации педагогического процесса являются занятия. Они отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой, построением, ходом организации и проведения. Эти занятия бывают первично -ознакомительного типа, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного.
Источникам знаний является чувственное восприятие, полученное через наблюдение и практическую деятельность.
Педагогические наработки представляют организованный процесс. Экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка и закладываются основы воспитания любви к природе родного края, поэтому я взяла тему: «Учимся любить, понимать и беречь природу родного края».
Моя работа включает следующие разделы:
задачи экологического воспитания 2 младшей группы - перспективный план младшей группы по экологическому воспитанию.
В начале планирования решаем следующие задачи:
1. Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе (идет дождь, листопад, изменения в живой природе (листья на деревьях желтеют).
2. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.
3. Развивать умения анализировать структуру объектов природы (растения)
4. Воспитывать способность переживания чувства радости, удовлетворения.
Провожу следующие занятия: «Мы на клумбу с лопатой пришли» или «Листопад». Применяю формы и методы: наблюдения (за солнцем, за небом, дождем). Наблюдения проводятся в форме игры. Игра - это обучающая форма. Она активизирует умственные способности. Включаю экологические игры, дидактические, подвижные, чтение книг. Живая интересная книга, освещающая жизнь природы, ее отдельные явления, а так же деятельность человека необходима, чтобы пробудить интерес у детей. Стихотворением, загадкой и потешкой расширить знания и представления ребенка. (Пушкин, Барто, Александрова, Высоцкая, Токмакова - о солнышке, о дожде, о ветре, о листопаде).
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения Организмов я окружающей среды. Все занятия проводятся в игровой форме. Экологические игры по теме «Растения», «Угадай растения по описанию» (бальзамин, герань, «Найди листок, какой покажу» (клен, тополь, береза, «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).
Дидактические игры: «Лото», «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?», «Чего не стало?»
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик».
Во вторую половину дня самостоятельная деятельность, изодеятельность, работа в уголке природы - полить цветы вместе с воспитателем, фольклор, чтение потешки (о дожде, о небе, о тучах, о листьях)
В книжном уголке соответствующие иллюстрации.
Ознакомление дошкольника с природой (с сентября по август). Это наблюдения на прогулке (на каждый день) в игровой форме, труд в природе (выкопать цветок, игры с ветром, с песком. Наблюдения за работой взрослых.
Важной задачей в экологическом воспитании, является работа с родителями. Она ведется непрерывно.
В группе проводятся родительские собрания, где родители узнают, какую роль в развитии личности и нравственном воспитании ребенка, навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому. Расскажем родителям, как познакомимся с миром насекомых, как полюбить одуванчик, как ухаживать за огородом, устраивать праздники. Главная задача-развивать умственные способности ребенка, гуманное отношение ко всему живому, умение заботиться о растениях и животных. Развивать воображение, обогащать словарный запас знаний, развивать связную речь, учить трудиться наших в присутствии взрослых (поливать, рыхлить землю). Экологическое просвещение родителей очень важное и сложное направление работы дошкольных учреждений, во многом определяет воспитание ребенка, требует целенаправленной систематической работы.
Великий ученый академик Борис Лихачев писал: «Экологическое сознание требует подкрепления чувством эмоциональным, целостным, глубоко-нравственным отношением к природе, обществу, людям. Ведь нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение, совесть, переживание, общение с природой. Природа всенравственна, она по ту сторону добра и зла. Необходимо развить чувство гармонии, способность восторженного отношения, переживания, прекрасного, возвышенного. Природа как самый лучший художник воспитывает художественный вкус и говорит: не навреди. Нужно говорить детям, что природа всегда нуждается в защите и помощи. В лесу нужно соблюдать правила безопасности показывая картинки не брать, не ломать, не разорять, не жечь и т. д. чаще рассказывать, как оказывать первую помощь, как за ними ухаживать заботиться в уголке природы.
Природа-это колыбель человечества, она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна, даря свои бесценные дары, требуя лишь оного, чтобы люди были к ней добры и защищая сберегали бы от бед. Если мы научим наших ребят смотреть и видеть, любить и понимать все, что происходит в природе, беречь и заботиться, то через полтора - два десятилетия подрастающее поколение будет достойно нашего века. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя мир природы, полюбить его как наш родной край, в котором мы живем.
Задачи экологического воспитания :
1. Расширять представление детей о растениях и животных, птиц и насекомых, особенности их поведения и питания.
2. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
3. Дать элементарные знания об огородных и садовых растениях. Учить отличать по внешнему виду овощи (огурец, помидор., фрукты (Яблоко, груша.).
4. Дать представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
5. Показать детям, как сажать крупные семена цветочных растений и овощей на грядке, учить трудиться на земле, в уголке природы.
6. Научить любить, понимать и заботиться о природе родного края (цветы, деревья, насекомые).
7. Знакомить детей с правилами поведения в природе (не рвать растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую специальную литературу, пришли к выводу, что формирование у дошкольников экологических представлений о многообразии природы, связаны с новыми методами обучения: наглядных и практических. К ним относятся длительное наблюдение (цикл, элементарное экспериментирование, целенаправленно построенная беседа подводящая детей к пониманию причиных связей в природе.
Занятия углубленно - познавательного типа проводятся когда возникает необходимость уточнить, расширить конкретные представления детей в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов. На занятиях обобщающих воспитатель ставит цель выделить ряд значимых объектов для групп знакомых объектов и на их основе формируется обобщенное представление. К обобщенным занятиям относятся знания об многообразии растительного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях о природе. Другим содержанием обобщенных представлений формируются на основе следующих признаков: растут на огороде, в саду используются в пищу выращиваются человеком и дети на протяжении многих лет наблюдают, как растут цветы на клумбе и в уголке природы комнатные растения. Дети имеют представления, что растет, развивается из семян. Для этого нужны условия: свет, тепло, влага. Эти занятия комплексно-творческие, их можно организовать по-разному. Формы и методы работы с детьми обеспечивают реализацию содержания экологического воспитания и достижения его цели. Методы строятся на традиционных видах деятельности, на наблюдениях, труде в природе, игре, моделировании речевой деятельности, Методы позволяют показать детям многообразие растительного и животного мира, взаимосвязь организма со средой в практических формах взаимодействия ребенка с природой, ближайшие окружения на участке, на огороде. Критериями выбора различных форм и методов экологической работы для конкретного ДОУ, является программа, по которой они работают, а так же возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитателей. Методическая значимость данного исследования заключается в том, что наработанный материал целесообразно использовать на занятиях по формированию экологических представлений в процессе знакомства с многообразием мира не только в ДОУ, общеразвивающего типа.
Экологические просвещение родителей - одно из крайне наиболее сложных направлений работы ДОУ.
Семья, как средство формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям лично значимое для них. Для того, что бы узнать отношения родителей к вопросам экологического воспитания, их отношение к природе, было проведено анкетирование, а по его результатам составлен план:
Экологическая информация.
1. Сведения для родителей
2. Информация о состоянии здоровья ребенка.
3. Качество окружающей среды
5. Правила поведения в экстремальных условиях
6. Неблагоприятные экологические ситуации
7. Экология жилища
8. Выращивание экологически безопасного урожая
8. Комнатные лекарственные пищевые растения
9. Выбор экологически безопасных мест для прогулок и отдыха на природе.
10. Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка 12. Информация развития ребенка, как личности в процессе экологического образования
11. Экологическое просвещение родителей - важное познавательное, ценное для воспитания своего ребенка.