Елена Александровна Бражникова
Экологический проект «Бесценная и всем необходимая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта :
Воспитатели Бражникова Е. А. Барашкова И. Н.
Сегодня в педагогической науке интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему». Практика работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада подтверждает мнение о том, что все усилия взрослых должны быть направлены не на обогащение воспитанников готовыми знаниями и представлениями, а на создание условий для саморазвития детей, где решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность критически мыслить, сомневаться, делать самостоятельные выводы. В воспитании и образовании дошкольников все большую популярность приобретает проектная технология, которая помогает нам решать проблему формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. Разработанный творческой микрогруппой нашего ДОУ проект «Бесценная и всем необходимая вода» представляет собой экологическую акцию продолжительностью один месяц, рассчитанную на детей старшего дошкольного возраста. Участники проекта знакомятся с некоторыми свойствами воды, узнают на собственном опыте, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, узнают о значении чистой воды для здоровья человека и пытаются стать защитниками воды на планете Земля.
Публикация «Экологический проект „Бесценная и всем необходимая вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Содержание проекта детской деятельности основано на программах С Л. Николаевой «Юный эколог» 2004 г., «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина 1998 г. и произведениях устного народного творчества, произведениях русских поэтов, писателей, композиторов, художников. Проект носит комплексный характер: включает в себя экспериментальную, практическую, экологически ориентированную и творческую эстетического содержания деятельность, нацелен на решение рада педагогических и оздоровительных задач.
Целью проекта является формирование экологической культуры личности дошкольника, привитие ценностей здорового образа жизни.
Детская цель проекта : построить свой Экоград, где вода - источник жизни и здоровья, стать его заботливыми хозяевами.
Задачи:
Вызвать у детей желание участвовать в проекте.
Сформировать представления о значении воды для всех живых существ, уточнить знания детей о разных состояниях воды в природе, о природных водоисточниках.
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности (проведение опытов и игр с водой, снегом, льдом).
Воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде (родниковой, колодезной, водопроводной).
Формировать начало эстетического отношения к окружающей действительности, отражать впечатления полученные в процессе общения с природой в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
Экологическая акция проводится в три этапа:
1 .Подготовительный этап. На начальном этапе чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества, работа в творческой мастерской, рассматривание картин русских художников, оборудование экологической зоны в группе, помогает детям вжиться в ситуацию и вызывает уних желание участвовать в проекте.
2. Основной этап включает в себя цикл практических занятий и экспериментальной деятельности, где ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность при решении возникающих проблем. Работа по теме проекта позволит сформировать представления старших дошкольников о значении воды для всех живых существ, уточнить знания о разных состояниях воды в природе, о природных водоисточниках, поможет воспитанию у дошкольников бережного отношения к чистой воде.
3 .Заключительный этап - презентация проекта, которая проводится в форме праздника «Бесценная и всем необходимая вода». Данный проект может полноценно реализоваться только в тесном контакте с семьей.
Успех выполнения во многом зависит от того, насколько педагог сможет заинтересовать
дошкольников. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость,
гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах,
побуждают к новому поиску знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап (1-я неделя)
Чтение произведений и беседы по содержанию
В утренние часы
Фольклор (потешки, пословицы, поговорки, загадки, народные приметы)
Фонетические упражнения по теме «Вода»
Сказки «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского
Сказка Л. Бройко «Серебристая капля»
Во второй половине дня:
«Где живет вода?» Я. Аким
«Водопровод» С. Маршак
«Родник» И Бунин
«Колодец» М. Пожарова
«На реке» Н. Заболоцкий
«К морю» Г. Снегирев
Слушание музыки для детей на фоне звуков природы : журчания ручья, шума дождя из
цикла «Колыбельные природы».
Композитор и аранжировщик Александр Степаненко.
(Проводится перед дневным сном детей)
Рассматривание репродукции картин художников «Весна - большая вода» И. И. Левитан
«У моря» А. А. Дейнеки
«Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковский
Работа в творческой мастерской:
Аппликация «Подводное царство»
Лепка «Улитка», «Рыбка»
Конструирование «Катер»
Рисование «Тучи» (Приложение №1); «О веселом дождике» (Приложение №2);
«Куда спешил ручей?» (Приложение №3);
«О горном озере и Водопаде» (Приложение №4);
5. Строительство Экограда
Составление портрета «Серебристой капельки»
Оборудование экологического уголка в группе
Обустройство огорода на окне
Домашнее задание
Чтение рассказа Н Гернет «Хорошая вода».
Подготовить рисунки на темы : «Портрет воды», «Профессии
воды»
Выставка работ детской продуктивной деятельности Основной этап (2-я, 3-я неделя)
Непосредственная образовательная деятельность (практическая)
«Посадка лука и фасоли»
Цель: Показать необходимость влаги для роста растений на примере выращивания лука и
фасоли.
«Экспериментирование с водой»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Вода, пар, лед - одно и то же вещество, только в разных состояниях: Жидком, газообразном, твердом.
Опыт № 1 «Вода - жидкость. Она не имеет формы» Цель: Дети должны убедиться в том, что вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №2 «Сравнение воды и песка» Цель: Дети должны убедиться в том, что вода и песок разные вещества: вода - жидкая, а песок - сыпучий. Опыт № 3 «Вода не имеет цвета. Она прозрачная» Цель: Сравнивая молоко и воду, дети должны убедиться в том, что вода прозрачная.
Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»
Цель: Сравнивая кипяченую воду и воду с раствором соли и сахара, дети должны убедиться в том, что вода не имеет вкуса.
Опыт №5 «Вода не имеет запаха»
Цель: Дети должны убедиться сравнивая воду и пахучий раствор (например, валерианы) в том, что вода не имеет запаха.
Опыт № 6 «Получение пара. Испарение.» Цель: Дети должны убедиться в том, что при кипячении вода превращается в пар, а сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Опыт № 7 «Вода способна смачивать и очищать предметы.» Цель: Дети должны убедиться в том, вода проникает в волокна ткани, бумаги и смачивает ее. Она очищает предметы.
Примечание: Детям будет интересно, если опыты они проделают каждый самостоятельно. Предложить детям рассказать дома о том, что они делали, и показать родителям опыты которые лучше запомнились.
3. Прогулка
Эксперименты со снегом
Опыт № 1 «Получение цветных льдинок»
Цель: Наблюдение за состоянием снега, льда. Дети должны
убедиться в том, что замерзая, жидкая вода превращается в
твердый лед.
Опыт №2 (после прогулки) «Очищение воды Цель: Дети должны убедиться в том, что снег на улице грязный и брать его в рот нельзя. Транспорт и предприятия загрязняют воздух. Научить детей при помощи фильтра получать чистую воду.
4. Работа в экологическом уголке
в 1-ю половину дня.
В утренние часы «Наблюдение за РОСТОМ растений в огороде на окне
Цель: Вместе с детьми наблюдать, как растут посаженные растения (корни, стебли, листья) и один раз в неделю делать зарисовки. Направлять деятельность детей по уходу за растениями (необходимость полива, прополки всходов).
Во 2-ю половину дня.
Рассматривание под микроскопом капли воды из аквариума. Цель: Дети должны убедиться в том, что в воде много разных микроорганизмов, которых мы не видим простым глазом. Рассказать о необходимости пить только чистую воду, чтобы вредные микробы не попали в организм человека. Нельзя пить некипяченую воду из водопровода и водоемов.
Рассматривание глобуса
Цель: Рассказать детям, что воду принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом. Дети должны убедиться в том, что этой _ краски действительно на нем намного больше, чем желтой, белой,
зеленой, коричневой.
5. Домашнее задание
Экскурсия на зимний водоем с родителями.
Цель: Отметить состояние водоема (образовалась корка льда).
Вспомнить, каким был водоем летом. Провести сравнение.
Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные выводы.
Участие детей в домашних делах по уборке квартиры, уходу за комнатными растениями и животными. Цель: Дети должны убедиться в том, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Чистота-залог здоровья.
Подведение итогов (4-я неделя)
Подготовка и презентация проекта по теме : «Бесценная и всем, необходимая вода» (Приложение № 5,на котором всех участников посвящают в члены команды спасателей природы. В знак этого ребятам дарят трехцветные галстуки, где основной цвет зеленый — цвет жизни. Полоски желтого и голубого цветов означаю теплое солнышко и чистый воздух и воду. Демонстрируются все выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах и т. д. Цель :Подвести итог проведенной экологической акции. Показать огромное значение воды для жизни растений, животных, человека, о влиянии чистоты воды на здоровье людей. Уточнить представления детей о разных состояниях воды в природе, о природных водоисточниках. Воспитывать бережное экономное отношение к чистой воде родниковой, колодезной, водопроводной).