Ирина Артемова
Экологический проект «Неизведанное рядом: хочу всё знать о насекомых!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта: поисково – исследовательский
• по времени: среднесрочный 3 месяца
• по характеру контактов: открытый
• по количеству участников: групповой
Участники проекта:
• воспитатель
• дети 5 лет
• родители
Характер содержания:
• природное окружение – ребенок и природа
• экологическое воспитание.
Актуальность проекта
Публикация «Экологический проект „Неизведанное рядом: хочу всё знать о насекомых!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Современные дети общаются с природой поверхностно, «на бегу». Взаимодействуют больше с крупными объектами природы – птицы, животные и очень мало обращают внимание на насекомых. Дошкольники очень мало знают о разнообразии этих крошечных созданий, их привлекательности, умении приспосабливаться к условиям окружающей среды, роли в экологии, неосторожно относятся к ним.
Наблюдая за деятельностью детей во время прогулок, я отметила проявление интереса к насекомым, что послужило выбором темы проекта.
Проект направлен на развитие познавательного интереса, формирование представлений о насекомых, воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Аннотация проекта
Проект ориентирован на изучение насекомых, образа жизни, этапов развития и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно.
Эти маленькие беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок и жучков – мир насекомых.
Основополагающий вопрос
Нужны ли насекомые в природе?
Проблемный вопрос
Какую роль играют насекомые в природе?
Гипотеза
Если сформировать у ребенка представление о значении насекомых в экологии, то он осознанно будет любить и беречь окружающий мир природы.
Вопросы, на которые мы будем искать ответы.
• Какие животные называются шестиногими?
• Почему насекомых называют самыми древними обитателями планеты?
• Каких насекомых вы знаете?
• Чем питаются насекомые?
• Как насекомые спасаются от врагов?
• Какую роль в жизни насекомых играет запах?
• Каких насекомых называют вредителями?
• Каких насекомых можно назвать помощниками? Почему?
• Как вы думаете, почему, когда цветут сады, в них ставят ульи с пчёлами?
• Как сохранить самых древних обитателей нашей планеты?
Цель
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта
«Неизведанное рядом: Хочу все знать о насекомых!»
Задачи
• Расширить знания о разнообразии насекомых.
• Сформировать представление:
• о внешнем строении насекомых
• чем питаются насекомые
• о роли насекомых в экологических сообществах (пищевые цепочки)
• об умении приспосабливаться к условиям окружающей среды, маскироваться, спасаться от врагов
• Формировать навыки исследовательской деятельности в теплое время года.
• Формирование бережного отношения к окружающему миру.
Этапы проекта
I. Подготовительный
II. Основной
III. Заключительный
I этап
• Изучение литературы, материалы интернет – сайтов по данной теме.
• Определение целей и задач, перспективное планирование по теме.
• Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Мониторинг.
• Игротека дидактических игр.
II этап
• Оформление информационного материала для родителей.
• Рассматривание книг, иллюстраций по теме «Насекомые».
• Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых.
• Ознакомление с художественной литературой по теме «Насекомые».
• Целевые экскурсии на водоём, лес, луг.
• Беседа по теме «Насекомые».
• Совместное развлечение групп 2 и 7 «Здравствуй, лето красное».
• Совместная викторина групп 2 и 7 «Времена года».
• Познавательно-спортивное развлечение групп 2 и 7 «В гости к Водяному».
• Физкультурный досуг «Прекрасные бабочки».
• Организация исследовательской деятельности.
• Художественное творчество
• Лепка «В траве сидел кузнечик», «Прекрасные бабочки», «Летняя лужайка», «Цветущий сад».
• Аппликация «Весёлая пчёлка».
• Рисование «Осиное гнездо», «В траве сидел кузнечик», «Муравьишкины хлопоты», «Красивая бабочка», «Весёлая гусеничка».
• Работа с бумагой по технике оригами «Красивые бабочки».
• Оформление выставки детских работ «Как прекрасен этот мир!»
III этап
• Анализ результативности работы.
• Обработка и оформление результатов проекта.
• Презентация проекта.
Работа с родителями
Ознакомление с информационными материалами
Совместное участие в экологической выставке «Чудеса из мусорной корзинки» - семья Зубовых «Гусеничка»
Наблюдаем вместе с родителями
Гусеничка
Кокон бабочки
Стрекоза
Результаты исследования
• Сформировался устойчивый интерес детей к миру насекомых.
• Повысился уровень экологической грамотности воспитанников.
• Сформировано чувство сопереживания крохотным созданиям окружающего мира, бережное отношение к ним.
Анализ усвоения знаний по теме проекта
Выводы
С раннего возраста расширение кругозора, развитие исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к окружающему миру, приобщение к природе в семье – основы формирования экологической грамотности современного ребенка, гармонически развитой личности.
Пожелания
Ты сачком их не лови!
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом:
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.
Информационные ресурсы:
• Т. И. Бабаева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» 2011 год
• Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада» 2008 год
• З. И. Михайлова «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» 2009 год
• Л. Л. Тимофеева «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Средняя группа» 2011 год
• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» 2011 год
• О. М. Масленников, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» 2011 год
• О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» 2008 год
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
• Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки» 2010 год
• О. В. Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир» 2007 год
• Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2009 год
Спасибо за внимание!