Получи документы

Экологический проект «Обитатели морей и океанов»

Ульяна Чурикова
Экологический проект «Обитатели морей и океанов»

Обитатели морей и океанов

«Есть такое твердое правило:

встал поутру, умылся, приведи себя в порядок

и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент – Экзюпери

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности. Но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания. Экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Публикация «Экологический проект „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты.

Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Е. И. Водовозова сказала, что «ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательно всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать ребенка постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологияпредполагает решение следующих развивающих задач:

пробуждение, формирование и стимулирование собственной познавательной активности детей;

развитие умения воспринимать мир во всем его многообразии посредством органов чувств;

развитие навыков общения, ведения диалога, способности формулировать свое мнение;

формирование терпимости, уважительного отношения, способности слышать, понимать и принимать мнение другого человека;

воспитание нравственного отношения в природе и всему происходящему в мире;

формирование социокультурных навыков.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»

Тип проекта : групповой, информационный, познавательно-творческий.

Продолжительность: 3 месяца.

Сроки реализации проекта : январь – март 2020 г.

Участники проекта : дети 4-5 лет средней логопедической группы, учитель – логопед высшей квалификационной категории – Чурикова Ульяна Евгеньевна,

воспитатель высшей квалификационной категории – Раханская Светлана Энриховна, родители воспитанников.

Гипотеза: Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ, знакомство и расширение знаний детей об обитателях морей и океанов.

Участие детей в проекте «Морские обитатели» позволит обогатить знания и представления о жизни обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей. Обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.

Задачи:

обогащать и расширять словарный запас детей;

развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;

составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы;

развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;

развитие умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

развивать способность вслушиваться в звуки природы;

развивать познавательный интерес, творческие способности;

учить применять полученные знания в разных видах деятельности;

использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;

учить охранять окружающую среду;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество,

социализация, физическая культура;

заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада;

способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познавательно–речевое, социализация, музыка, безопасность, здоровье.

Основная НОД: устранение речевых дефектов, знакомство с художественной литературой, художественное творчество, различные нетрадиционные художественно – графические техники.

Предполагаемый результат:

владеть понятиями «морские обитатели»;

иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения

тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

знать о взаимосвязи с другими обитателями;

иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

развитие коммуникативных навыков у детей, формирование связной речи в пределах возрастной нормы развития, стремления к поддержанию диалога;

устранение нарушений звукопроизношения, формирование правильных грамматических форм речи;

развитие у детей познавательной исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

совершенствование выразительности в речи детей;

содействие творческому развитию детей;

развитие эмоциональной отзывчивости;

гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Этапы проекта :

1 этап – подготовительный.

2 этапы – содержательный.

3 этап – подведение итогов.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1) Провести диагностику знаний детей по теме проекта.

Цель: выявить знания и представления детей о морских обитателях

- Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?

2) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий, наглядных пособий (альбомы, картины, настольные игры).

3) Информационный материал для родителей. Включение родителей через индивидуальную беседу в проектную деятельность.

Цель: приобщение родителей к участию в проекте.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) Тема: «Что такое море Цель: дать представление о морских просторах.

2) Тема: «Морские жители» Цель: уточнить и расширить представления о морских обитателях. Развивать умение наблюдать, развивать речь.

3) Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовского «Девятый вал»,

«Чёрное море» и др. ;

4) Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма

«В порту»; просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Знакомство с литературными произведениями: О. Квитка «О море», А. Макулина «О чем мечтает кашалот», атлас морей и океанов (для дошкольников, «Тайны живой природы (перевод с английского А. М. Голова); А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Море», заучивание стихов и загадок о жителях подводного мира.

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Формировать у детей представления о разнообразии подводного мира, вызывать желание дослушать произведение до конца, учить кратко передавать содержание произведения, развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа, грамматический строй речи, пополнять словарный запас, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы, учить видеть красоту окружающего мира.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. КОММУНИКАЦИЯ

1) Описательный рассказ о морском обитателе.

Цель: Продолжать учить составлять предложения по пиктографическим схемам, давать полные ответы на вопросы.

2) Пересказ сказки «Змея и рыба»

Цель: помочь понять мораль и содержание сказки, уточнить представления о рыбах.

3) Тема: составление рассказа по сюжетной картинке «Морские обитатели»

Цель: закреплять умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; расширять словарный запас детей.

4) Чтение и заучивание стихотворения «Что такое море

Цель: помочь запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы, учить выразительно рассказывать стихотворение.

5) Заучивание загадок, стихотворений, поговорок.

Цель: развитие внимание, памяти, мышления. Учить выразительно и эмоционально рассказывать стихи и загадки. Учить толкованию поговорок.

6) Инсценировка сказки «Сказка о том, как золотая рыбка спасла море»

Цель: развивать у детей любовь к сказкам, эмоциональное раскрепощение, творческие способности.

МАТЕМАТИКА

Уточнение представления детей о таких понятиях, как «один», «много», «широкий», «узкий», «высокий», «низкий», «большой», «маленький».

Учить отвечать на вопрос «сколько?», «какой по порядку?».

Ориентировка в пространстве.

Выкладывание из палочек Кьюзнера морских обитателей.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Пальчиковые игры, физкультминутки, упражнения на развитие плавного речевого дыхания, содружественных движений рук и органов артикуляции.

Спортивный праздник «Морское путешествие».

Подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Морские превращения».

Цель: Формирование двигательных навыков, совершенствовать спортивные навыки, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, воспитывать уважительное отношение к сверстникам, закреплять знания о подводном мире. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) Рисование на тему «Обитатели Черного моря»

Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб и морских обитателях, их среде обитания. Побуждать передавать данные знания в рисунке.

2) Рисование на тему: «Угадай, кто спрятался»

Цель: побуждать детей применять полученные знания в рисовании. Развивать воображение.

3) Конструирование из бумаги «Такие разные рыбки»

Цель: продолжать побуждать детей различать рыб по внешним отличительным признакам. Закрепить умение симметрично надрезать бумагу, сложенную вдвое.

4) Лепка «Осьминожки»

Цель: продолжать учить раскатывать пластилин и учить объединять отдельные части в единое целое. Закреплять представления об особенностях подводного мира, об особенностях строения морских обитателей.

5) Домашнее задание «Чудо рыба»

Цель: сплотить родителей и детей в самостоятельной деятельности.

6) Роспись камней «Украшение морского дна»

Цель: побуждать детей применять полученные знания в рисовании. Развивать воображение.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1) Ситуативная беседа «Как вести себя на воде»

Цель: познакомить детей с опасностями, которые нас подстерегают.

2) Подвижные игры: «Караси и щука»

Цель: развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего.

«В синем море»

Цель: развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

«Невод»

Цель: развивать быстроту, ловкость.

3) Сюжетно-ролевые игры: «Морские обитатели», «Подводное царство», «Рыбаки и рыбки», «Море волнуется».

Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развёртыванию данных игр.

Д/и «Собери картинку и назови»

Цель: закрепить умение складывать картинку и угадывать морского обитателя.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

Прослушивание и заучивание песен о море;

Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина»; Камиль Сенс – Санс «Аквариум».

Танец «А рыбы в море плавают»

Музыкальное развлечение «На дне морском»

Цель: создание радостного настроения, положительных эмоций.

Музыкальные игры

Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; двигательно-слуховая координация; распределение внимания; ритмизированная речь, дикция;

слуховое внимание.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выставка рисунков и поделок из природного материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»; Помощь в организации досуга на морскую тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, педагогов. Фотовыставка: «Морские обитатели», «Я в дельфинарии», «Я в аквариуме», посещение музея истории рыбной промышленности им. А. В. Буряченко; родители помогают оформить уголок рисунками, поделками;

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

1. Показ открытого бинарного занятия «Морские обитатели»

(учитель-логопед + воспитатель)

Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь.

2. Интегрированная деятельность «На дне морском».

3. Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры.

4. Совместная работа с родителями, выставка работ из природного материала морских обитателей.

5. Фотовыставка: «Морские обитатели», «Я в дельфинарии», «Я в аквариуме», посещение музея истории рыбной промышленности им. А. В. Буряченко.

6. Презентации к занятию «Морские обитатели»,

ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информацией. Смогли реализовать свои творческие способности.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов»Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов» А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов»Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов» Сегодня хочу поделиться с вами играми и нашими работами по теме "Обитатели морей и океанов" Медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают.

Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ»Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» В рамках экологической недели в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошёл День морей и океанов.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группеФотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группе Фотоотчёт занятия по лепке в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Цель занятия: расширение кругозора детей и представлений об обитателях.

Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»   Цель занятий. Экологическое воспитание. Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об обитателях.

Лэпбук «Мир морей и океанов»Лэпбук «Мир морей и океанов» Лэпбук "Мир морей и океанов" Обложка лэпбука Внутреннее наполнениеИнтеграция образовательных областей: 1) Познавательное развитие 2).

Лэпбук «Обитатели морей и океанов»Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .

Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов»Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов» Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

План работы по теме «Подводный мир морей и океанов»План работы по теме «Подводный мир морей и океанов» План на неделю по теме «Подводный мир морей и океанов» 1 неделя Понедельник 1. Беседа на тему «Удивительный мир морей и океанов». Расширять.

«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов»«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов» Самыми многочисленными, разнообразными и конечно самыми красивыми являются рыбы. Мне с ребятами захотелось сделать ярких красивых рыбок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Обитатели морей и океанов»
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 00:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД