Валентина Баркова
Экологический проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там раcтет
Огуречная рассада,
И укропчик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, опытническая и трудовая деятельность. Дидактические игры, чтение художественной литературы, загадки, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки.
Публикация «Экологический проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о посадке и выращивании растений при помощи человека и природы в комнатных условиях. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатель, родители.
Причины разработки: расширять представления детей об окружающем мире, не умение детей ставить перед собой цель, подбирать инструменты для работы, содержать в порядке рабочее место и убрать его за собой.
Задачи проекта: учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений. Развивать познавательные и творческие способности детей. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания. Формировать умение договариваться о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию. Закреплять знания детей о семенах, об условиях, необходимых для роста растений. Развивать речь детей. Активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, семена). Воспитывать желание добиваться результата; чувство ответственности за участие в общем деле.
Работа с родителями: предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» –Экскурсия в магазин "Семена".Купить: контейнеры, землю, семена для посадки; домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Ожидаемые результаты: дети научатся сажать растения, ухаживать за ними и познакомятся с условиями их содержания в комнатных условиях, будут учиться подмечать красоту растительного мира; у детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях. Дети познакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками; закрепят знания об овощах через дидактические игры.
Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы, игры.
Реализация проекта:
В повседневной жизни детей обратила внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в уголке природы. Некоторые дети не хотят ухаживать за растениями. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра «дополиваю». Провела беседу: «Нужны ли нам растения, и приносят - ли они пользу?» Предложила обсудить это вместе со всей группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях?
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможем получить новые знания?
Выслушала ответы детей. Обобщила и дополнила их ответы. Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты. У растений есть листья, цветы, стволы, корни, плоды. Растения на улице растут только летом. Деревья дают нам фрукты. В них много витаминов. Из фруктов варят компоты и варенье, делают соки, в помещении растения растут всегда. На даче выращиваем летом овощи. В овощах много витаминов, их едят сырыми, варят и консервируют. Из овощей варят суп, делают салаты. Цветами мы любуемся, папы дарят мамам цветы на праздники, Для того чтобы растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать: поливать, подкармливать, а ещё им нужны тепло и свет. Спрошу, хотят ли дети вырастить свой огород на подоконнике?
Проект рассчитан на 10 недель.
1 ЭТАП
– подготовительный(1неделя). Приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород.
2 ЭТАП
– исследовательский(8недель). Рассматривали семена (лук, огурцы, горох, пшеница, укроп, петрушка, петунья). Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка).
3 ЭТАП
- заключительный (1неделя) Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». «Овощи с нашей грядки», «Наш огород», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду и т. д. на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.
План экспериментальной деятельности:
Земля.
Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие
«Какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыплется.
Материал, оборудование: Земля в контейнере.
Вода
Название мероприятия:
"Вода и растения".
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем.)
Солнце
Название мероприятия:
Солнце и растения.
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату.)
Человек
Название мероприятия:
Человек и растения.
Цель: Выявить, насколько растения нуждаются в уходе человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с проросшими ростками. (Один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место.)
Беседа: Где взять семена?
Цель: Расширять знания детей о том, где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.
Задачи: продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель; познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними; воспитывать уважительное отношение к труду продавца; вызывать у детей желание узнать, где ещё можно взять семена, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.
Домашнее задание: Экскурсия в магазин «Семена»
Беседа
Поинтересуюсь у детей, где берут семена для посадки? Выслушаю ответы детей (в магазинах, мамы сами заготавливают семена). Спрошу, ходили ли они в магазин? Побеседую с детьми о том, что дети видели в магазине? В магазине продаются множество разных семян, кашпо, земли, подкормки и удобрений, лотков для выращивания рассады, цветов и других растений (пальмы и т. д.) Побеседуем о том, почему земля для растений, которая в магазине, полезнее, чем земля с газонов? Для чего нужна подкормка? Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать? Дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Предложу полученную информацию использовать во время разбивки огорода на подоконнике.
Практическая часть.
Проанализировав информацию, полученную в беседе, вместе с детьми приступили к разбивке огорода на подоконнике. Вначале взяли лоточки и наполнили их землей. Рассмотрели семена Обратила внимание детей на то, что не все семена одинаковые: одни крупные, такие как лук, другие помельче (огурцы, горох, кукуруза, третьи мелкие (помидоры, петрушка, укроп, а четвёртые совсем мелкие - (петунья.) чеснок вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу. Рассказала детям, что такие семена, как огурцы, горох, кукурузу можно «замочить», для того чтобы они быстрее проросли (одни семена замочим, а другие посадим сухие.) (Наблюдение за ростом замоченных семян.) После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать.
Предложила подумать, похож наш подоконник на огород? И чего для этого не хватает. Вместе с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематики.