МААМ-картинки

Экологический проект «Зимующие птицы»

Елена Антоненкова
Экологический проект «Зимующие птицы»

Экологический проект по теме :

«Зимующие птицы».

Участниками проекта были дети 3-4 лет, родители и воспитатели. Решение данной проблемы определяет цель и задачи проекта, а также предмет и направление исследования.

Цель: Формирование у детей представлений о зимующих птицах.

Публикация «Экологический проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Задачи: 1. Дать знания о зимующих птицах. 2. Изготовить кормушки и развесить их в удобном для птиц и для наблюдения детей месте. 3. Создать альбом «Зимующие птицы».

Сроки реализации проекта : декабрь - февраль.

Оглавление.

1. Основная часть 3

2. Заключение 8

3. Список литературы. 9

2

Основная часть.

1 этап.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: “Сложи картинку”, “Что за птица?”, “Угадай, какая птица поет?”. Подвижные игры: “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль”, “Птички в гнёздышках”. Сюжетно-ролевые игры: “Больница птиц”. Пальчиковая гимнастика “Зимующие птицы”, “Кормушка”, “Птички”, “Весёлые воробьи”.

Познавательное развитие:

Беседы: “Холодно ли птицам зимой?”.

Художественно-творческая деятельность: Рисование: “Птицы на кормушке”, “Снегири и синички”. Лепка: “Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри”. “Села птичка на окошко”. Аппликация: “Как розовые яблоки на ветках снегири”, “Кормушка для птиц”.

Развитие речи: Чтение художественной литературы. С. Михалков “Птичья столовая”. А. Яшин “Покормите птиц зимой” А. Барто “Скачет шустрая синичка”. Г. Скребицкий “Появились синички”. В. Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”. Т. Шарыгина “Синица”, “Синий день”, “Клесты”. “Сова”, “Сорока”, “Снегири”, “Свиристели”. В. Берестов “О чём поют воробушки”. В. Сухомлинский “Птичья кладовая”. Составление рассказов по иллюстрациям; Разгадывание загадок.

Музыкально-театрализованная деятельность: Слушание музыки с голосами птиц.

Формы и методы работы с родителями: Конкурс на лучшую кормушку; Создание альбома «Зимующие птицы» Консультация: “Они остались зимовать, мы им будем помогать”.

3

2 этап.

Изготовление, развешивание кормушек и наблюдение за птицами у кормушки.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не простое, оно важное и очень ответственное. Птицам нельзя есть цитрусовые, острые и жареные продукты. Нежелательно кормить гречкой и рисом. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Почти у всех пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и не жаренными. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклевывают зернышко. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку – скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую». Наблюдая за птицами, пришли к выводу: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Наблюдений за погодой и птицами.

Дата Температура воздуха Кол-во птиц Какие птицы прилетают

20.01.2014 -14 4 2 синицы, 2 воробья

21.01.2014 -15 5 3 синицы, 2 воробья

22.01.2014 -12 5 2 синицы, 3 воробья

23.01.2014 -13 6 3 синицы, 3 воробья

24.01.3014 -14 4 2 воробья, 2 синицы

27.01.2014 -11 5 2 синицы, 3 воробья

28.01.2014 -16 6 4 синицы, 2 воробья

29.01.2014 -20 8 4 синицы, 3 воробья, 1 снегирь

30.01.2014 -20 7 3 синицы, 3 воробья, 1 снегирь

31.01.2014 -16 5 2 синицы, 3 воробья

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы: 1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

4

3 этап.

Итоговое НООД и создание альбома «Зимующие птицы».

ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение применять полученные ранее знания на практике.

Развивающие задачи: 1. Развивать у детей познавательный интерес к миру птиц, эмоциональную отзывчивость. 2. Активизировать внимание, развивать память детей. 3. Развивать творческие способности.

Образовательные задачи: 1. Расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах. 2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие «зимующие птицы».

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес и бережное отношение к видам зимующих птиц.

Методы и приемы:

Наглядные: показ иллюстраций с зимующими птицами.

Словесные: художественное слово (загадки, стихотворение, вопросы к детям, поощрение, пояснение, обобщение воспитателя.

Игровые: игровая ситуация (ворона с письмом, проблемная ситуация «Что вы знаете о птицах», дидактическая игра «Летают – не летают», «Как».

Предварительная работа: чтение художественной литературы; отгадывание загадок;ь дидактические, настольно-печатные игры; словесные дидактические игры; рассматривание репродукций картин и иллюстраций, изображающих зимующих птиц; наблюдение за птицами во время прогулок.

Материал: картинки: сороки, вороны, воробья, синицы, снегиря, птицы на кормушке, альбомный лист с нарисованной веткой рябины, гуашь, салфетки.

Словарная работа:

Пассивный словарь: ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, кормушки, ягоды рябины.

Активный словарь: зимующие птицы.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята. Какое сейчас время года? (Зима) Какая зимой погода? (Холодная, морозная) А вы мороза не боитесь? (Нет) Послушайте загадки.

5

Воспитатель загадывает загадки, а отгадки с изображением птиц ставит на доске.

Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, Да это (снегири).

Непоседа птица эта, Одного с березой цвета. Верещунья, белобока, А зовут ее (сорока).

Маленький мальчишка, В сером армячишке. По двору шныряет, Крошки собирает. (воробей).

Синяя косынка, темненькая спинка. Маленькая птичка звать её. (синичка) .

На дереве сидит. Кар-кар кричит Ни кого не боится. Разбойница птица (ворона).

Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом все наши отгадки? (Птицы). А какие это птицы? (Зимующие). А почему их так называют? (Потому, что они никуда не улетают, а остаются с нами зимой). Ребята, а это птицы домашние или дикие? (Дикие). Почему они дикие? (Они живут в лесу, людей боятся). Посмотрите повнимательней. Все ли птицы одинаковые? (Нет). Чем они отличаются? (Размером, цветом). А чем похожи птицы? (Они умеют летать, у них есть крылья, перья, хвост, клюв). Чем питаются птицы? (Семенами шишек, ягодами рябины, крошками, жучками). Как человек заботится о птицах? (Подкармливает, развешивает кормушки).

Воспитатель вешает на доску картину птицы на кормушке. Воспитатель: Сколько птичек сидит на кормушке (Три). Сколько летит к кормушке? Сколько всего птичек? (Шесть, много) .

Физкультминутка «Птички»

Птички в гнездышке сидят, И на улицу глядят. Погулять они хотят, И тихонько все летят. (Дети «разлетаются» - машут руками, как крыльями.)

6

Дидактическая игра «Кого не стало». (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).

Воспитатель. А сейчас давайте послушаем голоса зимующих птиц, и угадаем, кому какой голос принадлежит.

(Дети прослушивают аудиозапись голосов птиц и угадывают их).

Воспитатель: Птицы – это прекрасное создание природы. И мы их должны оберегать. Без них было бы скучно. Их мелодичные, звонкие, веселые песни вселяют нам радость, оживляют природу. Берегите их!

Воспитатель: А теперь мы с вами сделаем альбом «Зимующие птицы».

7

Заключение.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Наблюдения проводились на нашем участке в детском саду.

Изучив литературу, составили правильное меню для птиц, за которыми наблюдали. Мы записывали в лист наблюдений температуру воздуха, подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке, наблюдали за их поведением.

Дети и взрослые получили огромное удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдали за поведением обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. А альбом «Зимующие птицы» стал итогом всей работы. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения.

Ожидаемые результаты.

- Создали необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц. - Заинтересовали детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой). – Сделали альбом «Зимующие птицы».

Выводы

Дали детям знания об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.

8

Список литературы.

1). Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2007г.

2) О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». 2001г.

3) В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации

4) Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» 2003г.

5) «Времена года» Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева 2005г.

6) О. С. Ушакова «Знакомство детей с литературой» 2004г.

7) О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.

8) Ю. А. Акимов «Знакомство дошкольников с окружающем миром» 2008г.

9

Публикации по теме:

Презентация семейного экологического проекта «Волшебница-вода» Данный семейный экологический проект проводился в течение января месяца. Цель данного проекта: приобщение родителей к экологии, к процессу.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Зимующие птицы»
Опубликовано: 27 июля 2014 в 11:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД