Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей раннего возраста.

Ирина Михайловна Немилова
Экологическое воспитание детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание детей раннего возраста.

Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие и благосостояние во многом зависят от состояния природной среды. Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с нею воздухом. Вспомним слова Н. Н. Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста,» размещена в разделах

Уголок природы и участок детского сада являются основной базой природоведческой работы в дошкольных учреждениях. Субъектом экологического воспитания в детском саду становиться воспитатель. От него зависит, в какой мере у ребенка сформированы экологическое сознание, экологически ориентированные поведение и деятельность в природной среде, гуманное отношение к живым существам.

В младших группах детского сада задача экологического воспитания по объему небольшие и формулируются кратко (например, формирование представлений о явлениях зимней природы: стало холодно, идет снег).

Чтобы реализовать поставленную задачу, воспитатель должен применять разнообразные методы и приемы. Наблюдению при ознакомлении с окружающим отводится особое, ведущее место.

Воспитатель должен обратить внимание на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребенка с раннего детства следует развивать умение наблюдать, т. е. не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо и детально представить данный образ. Необходимо руководить процессом наблюдения. Оно должно протекать как активная познавательная деятельность детей. Перед детьми раннего возраста нельзя ставить познавательную задачу в прямой форме, так как они не воспримут ее. Она оформляется в содержание наблюдения, игры, действий, упражнений.

Наблюдения с детьми за красотой природных явлений.

Наблюдение за состоянием природы.

Цели: Закрепить представление детей о временах года. Формировать представление о состоянии природы летом (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой).

Наблюдение за солнцем.

Цели: Формировать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; поддерживать радостное состояние.

Наблюдение за водой.

Цели: Уточнять знание детей о свойствах воды : льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде.

Наблюдение за песком.

Цели: Пополнить знания детей о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить); учить детей пользоваться лейкой.

Наблюдение за насекомыми.

Цели: Уточнить характерные особенности насекомых; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Наблюдение за облаками.

Цели: Уточнить, что облака несет ветер, так как они очень легкие.

Наблюдение за животными.

Цели: Закрепить представление детей о животном мире; уточнять знание детей о том, чем питаются живые существа.

Наблюдение за трудом взрослых.

Цели: Воспитывать уважение к труду; вызвать желание трудиться.

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Цели: Формировать бережное отношение к растениям; учить заботиться о них. Уточнять название и строение дерева.

Наблюдение за птицами.

Цели: Расширить знание о птицах, прилетающих на участок детского сада. Учить выделять основные признаки внешнего вида птиц.

Наблюдение за клумбой.

Цели: Знакомить детей с цветами; закреплять представления о строении цветка: стебель, листья, цветы; учить сравнивать (высокий, низкий).

Наблюдение за комнатными растениями.

Цели: Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. Продолжать обогащать знания о растениях. Комнатные растения тоже имеют ствол (стебель, листья, цветы.

Экскурсия по огороду.

Цели: Дать детям представление об овощах. Учить различать – по внешнему виду и вкусу – наиболее распространенные овощи и фрукты той местности, где живет ребенок.

Дидактические игры по экологии.

Игра «Кто за елкой»

Дидактическая задача. Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности.

Игровая задача. Угадать, какие звери пришли встречать Новый год.

Игровое правило. Звери не покажутся, если их назвали неверно.

Ход игры. Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена елка, из-за которой показываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка. Сообщает, что звери пришли к елке встречать Новый год и просит детей отгадать, кто спрятался за елкой. Дети с помощью воспитателя отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки и «здоровается» с детьми.

Игра «Посадил дед…»

Дидактическая задача. Учить отгадывать по внешнему виду наиболее распространенные овощи той местности, где живет ребенок.

Игровой материал. Игрушка дед; игрушки, изображающие «овощи», ширма.

Ход игры. «Дед» выходит из ширмы и загадывает ребенку загадки. Если загадка отгадывается правильно, то появляются «отгадки»-игрушки, изображающие «овощи». Если ребенок затрудняется, «дед» помогает ребенку с ответом.

Игра «Солнце и дождик»

Дидактическая задача. Учить отгадывать по внешнему виду наиболее распространенные овощи той местности, где живет ребенок.

Игровой материал. Бубен, зонт, нарисованные цветы.

Ход игры. Цветы разложены на полу. Один из взрослых держит раскрытый зонт. «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы». (Дети ходят по комнате, собирают цветы, потом педагог начинает стучать в бубен.) «Ой, дождик пошел, бегите под зонтик, а то намочите ножки!» Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Это зима?»

Дидактическая задача. Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснить, что на них изображено.

Игровой материал. Картинки с зимним сюжетом.

Ход игры. Воспитатель ставит на мольберт картинку «Зима». На столе раскладывает раздаточные сюжетные картинки. Воспитатель начинает рассказ о зиме (берет со стола соответствующую картинку и показывает детям). Потом вызывает ребенка, тот берет со стола картинку и продолжает рассказ. Картинки, которые уже рассмотрели, педагог ставит рядом с большой картинкой «Зима». Можно эту игру проводить, используя картинки других времен года.

Игра «Чья мама? Чей малыш?»

Дидактическая задача. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животных по описанию.

Игровой материал. Картинки с изображением взрослого животного и детеныша.

Ход игры. Воспитатель выставляет на мольберт картинки, Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится. Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога, грива, пушистая мягкая шерстка (просит детей показать картинки) Спрашивает, как называют детенышей взрослых животных (парно выставляет на мольберте картинки с животными и детенышами). Потом воспитатель просит детей изобразить домашних животных.

Игра «Кто как кричит?»

Дидактическая задача. Закрепить умение детей различать и называть домашних птиц и животных.

Игровой материал. Игрушки, ширма.

Ход игры. Воспитатель показывает ребенку разные игрушки, изображающие животных: петушка, кошку, собачку, гуся и т. д. Перед ним на столе стоит небольшая ширмочка, куда все животные и птицы «спрятались». Затем педагог показывает по очереди игрушки, а ребенок должен соответственно называть и подражать голосом этих животных и птиц.

Игра «Собери грибочки»

Дидактическая задача. Дать общее представление о грибах: их собирают в лесу, для еды. Развивать у детей мелкую моторику рук.

Игровой материал. Доска с круглыми отверстиями и грибочки, которые вкладываются, вставляются в отверстие.

Ход игры. Воспитатель обращает внимание ребенка на столик, на котором находятся грибочки - «втыкалочки». Сначала взрослый показывает, как надо вставлять грибочки в отверстие, а потом просит ребенка повторить действия. Затем вынимает грибочки на стол и предлагает ребенку собрать их обратно «на полянку».

Игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача. Учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса (в процессе собирания картинки)

Игровой материал. Несколько картинок зверей. Разрезанные на две или четыре части. Целые образцы картинок.

Ход игры. Сначала воспитатель показывает и предлагает рассмотреть ребенку картинки зверей, называя вместе с ним, что на ней изображено, Затем взрослый собирает одну разрезанную картинку сам и просит ребенку собрать остальные. В случае затруднения педагог помогает ребенку.

Игра «Зайка»

Дидактическая задача. Формирование умение выделять характерные особенности зайца (длинные ушки, быстрые ножки)

Ход игры. Воспитатель и дети встают в круг и выполняют действия, соответствующие тексту.

Заинька-зайка

(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку)

Маленький зайка,

(Садятся на корточки, показывая, какие они маленькие)

Длинные ушки,

(Приставляют ладошки к голове)

Быстрые ножки.

(Бегут)

Заинька-зайка

Маленький зайка

(Движения повторяются)

Деток боишься,

Зайка-трусишка

(Обхватывает себя руками, изображая страх, дрожат)

Игра «Вышла курочка гулять»

Дидактическая задача. Отмечать характерные признаки домашних птиц (курочки).

Ход игры. Дети в образе «цыпленка», а взрослый в образе «курочки» имитируют соответствующие характерные движения и произносят:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите

Зернышко ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

На зов курочки ребенок с писком бегут к ней.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста. 1. Наглядная агитация. а)Родительские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей раннего возраста.
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 12:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайловна Немилова (УИ 55925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД