Наталья Шацкая
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. План работы экологического кружка
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста можно выделить несколько направлений. Я выбрала эмоционально-чувственное. Мною разработан план работы экологического кружка "Росинка",
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, План работы экологического кружка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
в котором экологическое воспитание осуществляется посредством художественных произведений, экологических сказок, творческих заданий.
Основная задача:
способствовать формированию личности, обладающей экологическим мировоззрением.
Цели:
- расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки, художественные произведения и творческие задания;
- воспитывать любовь к природе, формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней;
- воспитывать любовь к Родине, развивать интерес и любовь к родному краю;
- учить чувствовать природу, видеть красоту окружающего мира и уметь выразить свои впечатления в рисунке, художественном слове;
- учить детей придумывать литературные произведения, иллюстрировать их;
- пропаганда экологической культуры среди родителей воспитанников, вовлечение их в экологическую работу.
Формы и методы работы:
- чтение и обсуждение экологических сказок, художественных произведений;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- просмотр видеоматериалов о природе, прослушивание аудиозаписей;
- художественно - литературная деятельность (чтение стихотворений, сочинение сказок, рассказов, создание рукописных книг);
- художественно - продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок из природного материала, создание экологических плакатов);
- сюжетно-тематические выставки детских работ;
- музыкально-экологические развлечения и праздники;
- творческая деятельность детей с родителями.
Творческие задания:
1. Рисунок и рассказ описание "Мой домашний любимец".
2. Экологическая акция "Поможем птицам"(изготовление кормушек).
3. Конкурс поделок "Оригинальная замена живой елке"
4. Придумать сказку о животном "Жил-был…"
5. Конкурс мини-плакатов по охране природы.
6. Придумать экологическую сказку или рассказ на тему :"Берегите природу".
7. Разучивание стихотворений о животных, птицах, насекомых.
ПЛАН РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА.
1 раздел: "Введение в экологию"
Цели и задачи:
формирование начал экологической культуры, бережного отношения к природе; заложить первоначальное понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природой Земли.
1. Что такое экология?
Литература:
Н. А. Рыжова "Сказка о человеке и Золотой рыбке", "Наука о доме. "
2. Земля - наш общий дом.
Просмотр фрагмента из телепередачи "Улица Сезам" - "Земля - наш общий дом".
2 раздел: " Братья наши меньшие "
Цели и задачи:
расширять знания о домашних животных, научить детей правильно обращаться с ними; наблюдать и узнавать природные закономерности взаимосвязи; развивать познавательный интерес; воспитывать чувство ответственности и сострадания.
1. Наши любимцы.
Литература:
С. Маршак "Усатый - полосатый",С. Михалков "Мой щенок"
2. Деревенские жители
Литература:
К. Ушинский "Чужое яичко", Э. Успенский "Что за птица",
Е. Чарушин "Корова", "Баран", "Свинья", "Курочка";
В. Сутеев "Кто сказал "Мяу".
3. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Литература:
В. Сухомлинский "Брошенный щенок".
4. Развлечение "В гости к бабушке в деревню"
3 раздел: "Растительный мир"
Цели и задачи:
расширять знания детей об особенностях роста и развития растений; о многообразии растительного мира; о взаимосвязях между растениями, между растениями и животным миром, растениями и человеком; об охране растений, о лесоохранных мероприятиях, охране елей; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
1. Этажи леса.
Литература:
Л. Г. Селихова "Машенькина прогулка";
Е. В. Шикова "Гриб", "Осенняя сказка", "Клюковка. "
2. О чем шепчутся деревья.
Литература:
Л. Г. Селихова "Одежда для почки", "День рождения елочки",
А. Лопатина "Сказки о цветах и деревьях".
3. Праздник "Приключения в осеннем лесу".
4. О чем рассказали цветы.
Литература:
Н. Бычков"Стихи о цветах"; Т. Крюкова "Лесная аптека";
В. Зотов "Лесная мозаика": "Мать-и-мачеха", "Одуванчик", "Колокольчик", "Ромашка", "Ландыш ".
5. Елочка - зеленая иголочка.
Литература:
В. Зотов "Ель"; В. Н. Чернякова "Письмо ели"; И. Токмакова "Елка"
4 раздел: "Пернатые друзья"
Цели и задачи:
закреплять и расширять знания детей о птицах, их разнообразии, о значении птиц в природе; закрепить понятия "перелетные птицы и зимующие птицы"; выявить особенности поведения птиц зимой, трудности, которые птицы испытывают в это время; рассказать, как человек может помочь (изготовление кормушек, подкормка).
1. Птицы вокруг нас.
Литература:
В. Бианки "Красная горка","Чьи ноги,"Чей нос лучше?",
Г. Скребицкий "Хитрая птица".
2. Защитники лесов и полей.
Литература:
В. Бианки "Сова"; В. Зотов"Дятел".
3. Зимующие птицы.
Литература:
В. Бианки "Серая шейка"; Н. Сладков "Воробей"; В. Зотов "Снегирь",
"Клест-еловик","Синица"; А. Александрова "Новая столовая".
4. Творческая мастерская: "Волшебная птица"
Поделки из природного материала.
5 раздел: "Загадки животного мира"
Цели и задачи:
познакомить детей с животными нашего края, с особенностями их поведения в разное время года; рассказать, как человек помогает животным зимой; расширять знания о животных жарких стран; познакомить с интересными и удивительными фактами из жизни животных.
1. Животные нашего края.
Литература:
В. Бианки "Хвосты; В. Зотов "Волк", "Белка", "Бобр", "Кабан", "Лось".
2. Как звери зиму проводят.
Литература:
Г. Скребицкий "Самый упрямый"; В. Зотов "Медведь", "Заяц-беляк", "Лиса"; А. Суконцев "Еж".
3. Любопытные факты о животных.
Литература:
В. Бианки "Кто чем поет", "Муха"; В. Зотов "Уж", "Ящерица";
Н. А. Рыжова "Почему тигр полосатый".
4. Животные жарких стран.
Литература:
К. Чуковский "Доктор Айболит"; Р. Киплинг "Отчего у верблюда горб"; В. Зотов "Тигр", "Леопард".
6 раздел: "Секреты неживой природы"
Цели и задачи:
закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; рассказать детям о значении воды в жизни человека и всего живого; познакомить со свойствами воды, круговоротом воды в природе; рассказать о загрязнении рек и морей, о необходимости их охраны; расширять и закреплять знания о камнях, песке, глине.
1. Времена года.
Литература:
В. Герасимов "Времена года"(сказка); Г. Скребицкий "Весенняя песня".
2. Удивительная волшебница - вода.
Литература:
Б. Пластов "Сказка о капельках"; Дж. Лингельбах "Снежная фантазия"; О. Усачева "Откуда берется вода".
3. Матушка - речка.
Литература:
Н. А. Рыжова "Жила-была речка", "Как люди речку обидели".
4. О чем шепчутся камни.
Литература:
Н. А. Рыжова "О чем шептались камешки".
7 раздел: "Чудо на ладони"
Цели и задачи:
расширять знания детей о насекомых, рассказать о значении насекомых для природы и человека; объяснить детям, что каждое живое существо имеет право на жизнь; воспитывать бережное отношение ко всему живому; учить видеть прекрасное в окружающем мире.
1. Шестиногие малыши.
Литература:
В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"; Г. Скребицкий "Счастливый жучок"; К. Чуковский "Муха-цокотуха".
2. Живые цветы.
Литература:
В. Зотов "Павлиний глаз", "Адмиралы"; И. Пивоварова "Как бабочка на бал собиралась".
3. Лесные труженики.
Литература:
В. Пальчинскайте "Муравей", стихотворение-загадка "Чей дом".
4. Развлечение "Как пчелка лес спасала".
8 раздел: "Охрана природы"
Цели и задачи:
воспитывать у детей уважительное отношение к окружающему нас миру ; формировать представления о Земле, как общем доме для растений, животных, человека; рассказать об уникальных особенностях природы как учителя человека; воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее, заботиться, восхищаться ее чудесами; закрепить основные правила поведения в лесу.
1. Дом под крышей голубой.
Литература:
Л. Дайнеко "Дом под крышей голубой";
Н. А. Рыжова "Природа - наше богатство"
2. Полна чудес могучая природа.
Литература:
В. Орлова "Живой букварь"; В. Солоухин "Цветы";
Л. Кузьмина "Самое главное; Л. Куклина "Луговая страна".
3. Путешествие в лес.
Литература:
Е. Благинина "Лес"; В. Викторова "Лесная тишина";
М. Д. Маханева "Письмо из грустного леса".