МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников

Жанна Нарышева
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание считается составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, встал вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: экология, дошкольник, экологическое воспитание, природа, краеведение.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Кузбассе! С именем "Кузбасс" у большинства из нас связано представление об угольных и железорудных шахтах, заводах - гигантах, черной и цветной металлургии. Однако, мы живем в краю, который богат не только своей промышленностью и подземными кладовыми, но и удивительной природой, неповторимой в своей красоте.

Кузбасс – один из богатейших и красивейших уголков России. Его уникальная местность, в которой гармонично сочетаются горные заснеженные пики с кристальными озерами и чистыми реками, удивительные водопады и таинственные пещеры с подземными источниками, живописные леса. Между тем, многие из нас, особенно горожане, не видели, а большинство и не умеют видеть, как прекрасна окружающая их природа.

Умение видеть и чувствовать красоту, любовь к природе воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями и животными, а также с самим собой. Природа успокаивает и вдохновляет, воспитывает и учит. Это очень ценно для подрастающего поколения.

В дошкольном возрасте прививаются первые правила экологического воспитания (нельзя обижать животных, нельзя рвать цветы, нельзя ломать ветки и. т. д, а также приобщение к миру природы, сопоставляя себя самого, как ее неотъемлемую часть.

Наша задача - в доступной форме рассказать детям о братьях наших меньших, привить у детей чувства доброты, милосердия и чуткости, справедливости. Если не привить ребенку эти качества в самом раннем возрасте, то потом будет поздно. Как говорил великий писатель Л. Н Толстой «Только тот может быть своим патриотом Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».

В связи с этим мы составили сборник конспектов непосредственно-образовательной деятельности «Наш дом-Кузбасс». Он нацелен на воспитание любви к родному краю, родной природе. При этом особая роль отводится краеведческой работе. Краеведческий подход дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В сборник «Наш дом-Кузбасс» вошли 4 раздела.

Первый раздел - «Животные Кузбасса». Знакомя детей с дикими животными Кузбасса, систематизируя детские представления, воспитываем не только интерес, любовь и бережное отношение детей к животным, но и формируем ценностное отношение к ним.

Второй раздел - «Достопримечательности Кузбасса». Знакомясь с родным краем, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Третий раздел - «Птицы Кузбасса». Раздел посвящен птицам, живущим на территории Кемеровской области, а также редким видам пернатых и видам, занесенных в Красную Книгу Кузбасса. Наблюдая за птицами во время прогулки, дети видят, как трудно существовать им в зимний период из - за нехватки корма. Поэтому в нашем детском саду прошла акция "Эко - кормушки". Теперь птицы - частые гости на нашем участке.

Четвертый раздел - «Растения Кузбасса». В этом разделе мы знакомим детей с лекарственными травами Кузбасса и растениями, которые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения - это наше богатство Кузбасса, которое нужно охранять и бережно использовать.

На нашем участке детского сада растут растения, которые могут предоставить дошкольникам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Мы считаем, что взаимодействие педагога с детьми будет наиболее эффективно через такие формы работы, в которых дошкольники получают непосредственный контакт с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

Все занятия из сборника включают следующие группы методов:

• Практические (моделирование, простые опыты). С помощью практических методов дети начинают понимать связь между отдельными предметами и явлениями природы, систематизируя, таким образом свои знания переводят в практическую деятельность.

• Наглядные (показ картинок, рассматривание иллюстраций, наблюдения, моделирование). С дошкольниками эти методы являются наиболее эффективным, потому как они соответствуют познавательным возможностям детей, фиксируя в сознании самые яркие представления о природе.

• Словесные (рассказ, чтение художественной литературы, беседа, заучивание наизусть);

• Игровые (игровые ситуации, загадки, подвижные игры, дидактические игры). Это самый надежный метод, так как игра позволяет ребенку получить необходимые знания без переутомления.

• Собственно-практические (практические ситуации, обращение к личному опыту детей, поисковые действия).

Весь обучающий курс непосредственно - образовательной деятельности мы проводим в форме игры. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. В организации игровых ситуаций, используем загадки, а также другие элементы фольклора (пословицы, поговорки). Знакомим детей с народными приметами. Мы учим детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость.

Экологическое воспитание считаем необходимым проводить в тесном контакте с семьей. Ведь дети берут пример с родителей. В нашей группе родители совместно с детьми активно принимают участие в различных экологических акциях. Также для родителей проводим анкетирование с целью выявления заинтересованности экологическими проблемами.

В своей работе планируем достичь ожидаемых результатов: если ребенка систематически знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом, развитием, то можно сформировать у ребенка правильную экологическую позицию по отношению к природе - быть не потребителем, а рационально использовать ресурсы природы, уметь беречь и преумножать их.

Любовь к природе, а также умение видеть и чувствовать ее красоту воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями, с братьями нашими меньшими! Ведь от рождения в человеке заложен огромный потенциал любви к природе.

Так давайте же вместе с детьми развивать его в себе, заботиться о нашей малой Родине! Очень хочется, чтобы как можно больше жителей Кузбасса любили, ценили место, в котором они живут и постарались сберечь эту красоту для будущих поколений!

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 05:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Нарышева (УИ 154134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД