наталья березина
Экологическое воспитание дошкольников в рамках краеведческой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников в рамках краеведческой работы
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в рамках краеведческой работы» размещена в разделах
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению, она писала: "Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании : рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого –осознанного поведения в окружающей природой среде, привитие практических природоохранных навыков, любовь к природе родного края.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.
Воспитание уважения родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим-народному творчеству преемственности поколений, традициями, языку, главную позицию среди которых занимает связь с природой, Особое значение при этом отводится знакомству дошкольников с природой родного края.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал ”
Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны : тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система эколого-краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, ; а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада – это объекты экологической тропы, живого уголка, комнаты природы; реки, лесная зона, разработки «Край мой Вятский» представляют попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и эколого-краеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развитияПсихологами доказано, что в дошкольном возрасте, происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети наблюдательны и чутки к словам, настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.
1. Подготовительный этап работы
Проведённая на подготовительном этапе работа способствовала осознанию педагогами важности целенаправленного изучения дошкольниками природы родного края, тех растений и животных, а также полезных ископаемых, которые ребёнок может увидеть своими глазами.
За основу написания конспектов эколого-краеведческого курса положена программа «Юный эколог» С. Николаевой, программа «Тропинка в природу» авторов В. В. Смирновой, Н. И. Балуева и Парфеновой Г. М. а также краеведческий материал местных авторов – краеведов,
2. Теоретический этап работы.
Следующим этапом в работе является составление и написание конспектов занятий эколого-краеведческого цикла в старшей группе «Познаём свою малую Родину». Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Получив знания по краеведению родного Вятского края, дети получат определённый объём знаний о природе «малой родины».
3. Практический этап работы.
Переходя к завершающему этапу работыя поставила перед собой цель и задачи.
Цель:
- создание условий для развития целостно-эмоциональной сферы ребёнка;
- всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастом.
Содержание курса «Край мой Вятский» направлено на решение следующих воспитательных и образовательных задач:
- дать детям целостное представление о природе родного края;
- воспитать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений;
- сформировать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;
- обучить основам элементарной экологической безопасности;
- способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.
Предлагаемый эколого-краеведческий материал даёт ребёнку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного края. Всё что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные тесно связаны между собой и человеком. Это как бы большой дом, в котором мы живём и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом под названием «Мой край Вятский»
Работу по экологическому воспитанию в рамках краеведческой работы я осуществляю в различных видах деятельности.
Занятия по познавательному развитию
Включенные в «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования» по которой работает дошкольное учреждение, В ее содержание входит ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, ландшафтом, погодными условиями, явлениями природы, географическими и историческими сведениями.
Интегрированные занятия.
Направленные на закрепление имеющихся знаний, представлений обогащений субъектного опыта, включающие чтение художественной литературы, ознакомление с устным народным творчеством, декоративно- прикладным и изобразительным искусством, малыми фольклорными формами, знаменитыми земляками Вятского края
Экскурсии, направленные на ознакомление с природой родного края,достопримечательностями деревни, На территории дер. Чекашево в долине реки Аллаук найдены обнажения горных пород, называемые «скалы» их геологическое строение представлено позднепалеозойскими отложениями пермской системы казанского яруса (известняки, мергели)Чекашевские «скалы» являются достопримечательностью района, объектом местного туризма и нуждаются в охране.
Наблюдение за трудом людей главным образом наблюдением сельхоз работ.
Готовясь к экскурсии в природу, знакомлю дошкольников с правилами поведения в природе. Вот некоторые из них :
1. В природе будь вежливым гостем
2. Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений не уносить с тропинки
3. Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности
4. Замечай, запоминай. зарисовывай все интересное, увиденное тобой.
5. Никогда не оставляй после себя мусор, чтобы другим было приятно прийти в лес, насладится его красотой и величием.
Трудовая деятельность, включающая труд в природе (на участке и в уголке природы)
Ручной труд (изготовление поделок из природного материала)
Праздники и развлечения с тематикой родного Вятского края.
Эффективными формами работы являются «Уроки доброты», .Коллекционирование, Экологические тропы.»
Экологические тропы позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами. Объектами являются лекарственные растения, уголки леса, поля, луга, растения на которых видно влияние деятельности человека окружающей среды (растения у дороги, места, где можно увидеть влияние животных на растения (погрызенные деревья, следы остатки пищи), роль животных грызунов, дождевых червей., различные виды растений, ручьи, ключи, следы нежелательных действий человека на природу
Чрезвычайно широко в своей работе по экологическому воспитанию использую игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Творческие игры природоведческого содержания, в них дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний и повседневной жизни организуются и проводятся по инициативе детей
Строительные игры с природным материалом :снегом, песком, глиной, где познают свойства и качества этих матери
Уголок природы
В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород,, природный материал, инвентарь для ухода за растениями, художественная литература, календарь природы, альбомы на темы «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Комнатные растения»,, папки со стихами, пословицами, загадками, потешками, природными приметами, детскими рисунками и детские поделки.
Так же из литературы они могут узнать много нового для себя: место обитания различных животных и растений, В уголке природы мы с детьми постоянно выставляем их работы с природного материала и рисунки
Четко выраженные времена года в регионе, хорошо озелененный участок детского сада способствуют успешному решению задач по экологическому воспитанию дошкольников.
На участке растут различные деревья и кустарники, имеются опытные грядки и цветники. В летний период функционирует метеостанция.
Живыми барометрами служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы,за которыми наблюдаем.
Солнечные часы позволяют детям учиться определять время по солнцу.
Работа с родителями.
Мы используем различные формы работы как коллективные так и индивидуальные:
*анкетирование, проведение опросов «Природа в жизни вашей семьи»
«Народное искусство Вятского края»
*Совместные досуги и праздники.
*Экологические стенды
*Экологическая газета
*творческие задания детям и родителям.
Таким образом, использование современных методик, совмещение различных видов деятельности, позволили достигнуть определённых
результатов:
- воспитание эмоционального и бережного отношения к объектам родной природы;
- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;
- умения видеть красоту родной природы.