Приложение МААМ

Экологическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста

Людмила Мезенцева
Экологическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

С развитием общества экология приобрела социальное значение, став наукой, призванной помочь людям сделать их среду обитания наиболее приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало всю серьезность положения, когда отрицательные последствия потребительского отношения человека к природе стали более чем ощутимы, а состояние окружающей среды негативно отразилось на здоровье больше части населения планеты.

Публикация «Экологическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Существует еше одна немаловажная проблема – подмена реальной природы виртуальной. Дети большую часть времени проводят за компьютером, перед телевизором. Рельность такова, что плохого в этом нет, однако, все хорошо в меру. Любой, даже самый яркий, красивый научно-популярный фильм о природе не заменит ребенку живого общения с ней. Многие писхологи сходятся во мнении, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит ее, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно. Такого результата не добиться при просмотре видеофильма. В этом случае мы всего лишь пассивные зрители. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Но ведь экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально к ней относиться. Да и можно ли любить то, что боишься?

Что такое «экология»?

В переводе с древнегреческого «экология» - это наука о доме, о жилище. Возникнув как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется «биологической» или «классической» экологией.

Ребенок и экология

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы человеческой культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, в том числе и человек, то есть – он сам.

Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

Принципы экологического воспитания

1. Принцип научности. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

2. Принцип доступности. Обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме : игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т. д.

3. Принцип гуманистичности. Содержание программы направлено на формирование человека с новой системой ценностей, воспринимающего природу как самоценный объект, а себя – как часть природы.

4. Принцип прогностичности. В результате экологического воспитания у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях, и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда, в природе и бытовых условиях.

5. Принцип деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.

6. Принцип интеграции. Этот принцип проявляется в реализации всей педагогической деятельности и различных видов деятельности детей.

7. Принцип целостности. Отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой.

8. Принцип конструктивизма. Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

9. Принцип регионализма. Регионализм проявляется в том, что в качестве объектов для экологического образования предлагаются, прежде всего, объекты ближайшего окружения ребенка.

10. Принцип системности. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный.

11. Принцип наглядного моделирования. Использование модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления.

12. Принцип преемственности. Этот принцип предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание в младшем возрасте

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой определены задачи экологического воспитания : привить бережное отношение к живому; уточнить представления о растениях; наблюдения за домашними животными; знакомство с домашними птицами и птицами на участке детского сада; учить различать овощи и фрукты; наблюдение за красотой природных явлений: падает снег, листопад, весенняя капель и т. д.

Примерный перспективный (посезонный) план работы по экологическому воспитанию на учебный год

«Осень в гости к нам пришла»

Задачи: учить различать по вкусу и внешнему виду и называть овощи и фрукты; расширять представления о том, что осенью собирают овощи и фрукты.

Темы: «Овощи и фрукты»; «Морковка от зайчика»; «Овощи с огорода»; «В гостях у бабушки».

Деятельность: опробование – огурец, помидор, морковь, репа, яблоко, груша; показать посадку овощей; посадка лука и гороха; рассматривание картинок.

Задачи: дать общее представление о птицах – голубях, воронах, воробьях; формировать умение различать птиц по внешнему виду; воспитывать доброе отношение к пернатым.

Темы: «Птицы», «У кормушки».

Деятельность: наблюдение за птицами, которые прилетают на участок – воробьи, голуби; рассматривание картинок с изображением птиц.

Задачи: познакомить детей с характерными особенностями осенних деревьев, с осенним явлением природы – листопадом; показать, что осенью листья деревьев меняют окраску.

Темы: «Дерево и куст. Осенние наряды», «Осень золотая».

Деятельность: учить рассматривать дерево (основные особенности строения); учить обращать внимание на календарные изменения в жизни растений (листья меняют цвет).

«Зимушка – зима!»

Задачи: формировать общее представление о зимних явлениях природы; познакомить с характерными признаками зимы.

Темы: «Подкорми птиц зимой», «Зима», «В январе, в январе много снега на дворе».

Деятельность: беседы о елке; беседы о зимней одежде.

Задачи: показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период; выделять характерные особенности животных.

Темы: «Как звери готовятся к зиме», «Лесные жители».

Деятельность: жизнь зверей в лесу зимой – зайца, волка, медведя, птиц.

Задачи: дать представление о свойствах снега.

Тема: «В январе, в январе много снега на дворе».

Деятельность: наблюдение за снегопадом; рассматривание снежинок; слушать как скрипит снег; рассматривание картинок «Снег идет».

Задача: расширять представления о зимующих птицах.

Тема: «Птицы зимой».

Деятельность: наблюдение за птицами – голубями, воронами, снегирями, воробьями, синицами.

«В гости к весне»

Задачи: показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период; закреплять представления о кустарниках.

Темы: «Прогулка по весеннему лесу».

Деятельность: наблюдения за изменениями, происходящие с деревьями в весенний период; наблюдение за всходами овощных культур.

Задача: расширять представления о поведении животных и птиц весной.

Темы: «Прилет птиц», «Дикие животные весной».

Задачи: формировать элементарные представления о простейших связях в природе (появление насекомых, первые весенние цветы); воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Темы: «Прогулка по весеннему саду», «Экологическая тропа».

Деятельность: рассматривание растений.

В озере рыбка,

В траве – паучок.

Что о природе

Знаешь ты, дружок?

Чтобы пели птицы

И росли цветы,

Сохранить природу

Можешь только ты!

Свой велосипед красивый

В речке ты не мой.

Ведь для рыбок речка –

Это дом родной.

Зря костер не разводи,

Травку пожалей,

Если сохнет дерево –

Ты его полей.

Не топчи цветочки,

Ветки не ломай.

Разноцветных бабочек

Ты не обижай.

На нектар цветочный

Пчелка прилетит.

А потом вас вкусным

Медом угостит.

Возле дома посадите

Кустик или деревце.

Сразу птички певчие

В гнездышке поселятся.

Фантики и мусор

Положи в корзину.

И тогда природа

Скажет вам: «Спасибо!»

Подготовила Мезенцева Л. А.

Публикации по теме:

Презентация экологического проекта «Покормите птиц». Цель : экологическое просвещение населения, привлечение внимания жителей к проблемам зимующих видов птиц с целью сохранения их численности.

Самопрезентация "Мой вклад в создание модели детского сада, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей"Дети будущего – какие они? Этот вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 14:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мезенцева (УИ 268339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД