Получи документы

Экологическое воспитание (Из опыта работы)

Наталья Моженко
Экологическое воспитание (Из опыта работы)

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые впечатления, формирует эстетические чувства. Каждому ребёнку совершенно необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, заботу о нём, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий мир так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Публикация «Экологическое воспитание (Из опыта работы)» размещена в разделах

Планируя свою работу по экологическому воспитанию детей старшей группы, мы отталкивались от целей и задач, которые ставит перед нами Программа «От рождения до школы»/под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, программой «Формирование начал экологической культуры дошкольников» С. Н. Николаевой. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение. Для этого мы создали необходимую развивающую предметную среду:

1. Уголок комнатных растений,

2. Календарь природы, иллюстрации; наборы иллюстраций по теме животные, птицы, насекомые, растения; репродукции пейзажей.

3. Альбомы пословиц, стихов, загадок, гербарии «растения нашего участка», «Луговые травы», «Цветы», «Лекарственные растения», альбомы иллюстраций «Времена года», печатно-дидактический материал.

4. Подобрана библиотека, в которую входят книги энциклопедического характера, художественная детская литература о природе, а также детские журналы «Познай-ка».

5. Дидактические игры: лото «Дары лета», «Бабочки», «Съедобное -несъедобное», «Рыбы», «Четвёртый лишний», «Пищевая цепочка», «Удивительные превращения» и т. д.

6. Наборы животных: диких, домашних; птичий двор, кукольный театр для драматизации сказок.

Для того чтобы сформировать более полное представление об окружающем мире, мы на занятиях используем пейзажи знаменитых художников. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима»,. И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского. Чтение на протяжении всего учебного года рассказов В. Бианки, Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А. Огнева «На лесной поляне».

Одна из наиболее распространённых форм занятия – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. Например, «Беседа о зиме», «Беседа о весне», Беседа о лесе» закрепляют и систематизируют знания детей о временах года и о лесе, как экосистеме. Часто беседа является частью занятия, например, при знакомстве с домашними и дикими животными, птицами, насекомыми. Такие занятия не проходят без наглядного материала: картины, иллюстрации, географическая карта, схемы, модели. Например, на занятии «Сравнение белого и бурого медведя» дети работали с моделью «животные», затем сравнивая их внешний вид, сделали вывод, почему белый медведь не живёт в лесу.

В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты. Элементарность заключается, во- первых, в характере решаемых задач, они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое игровое оборудование. Например, «Ветер» - проводился опыт со свечой, дети увидели, как появляется ветер; «Зачем зимой снег» - опыт с листом прозрачной упаковки, дети узнали, почему снег белый; «Вода и её свойства» - опыт с водой, который проводили сами дети, выяснили, что вода льётся, не имеет запаха, цвета, имеет объём.

Для активизации детей на занятии, мы используем работу по схеме, например, строение рыбы, дерева, цветка, лягушки и т. д. ; дидактические игры, например, «Расположи планеты правильно», «Хорошо-плохо», «Кто где живет?», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении животных к среде обитания, «У кого какой дом?» (об экосистемах, «Живое - неживое», «Птицы рыбы, звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов, «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др. ; решение кроссвордов; индивидуальные сообщение детей, когда дети сами рассказывают что-то новое, например, про сома, акулу и др.

Весь материал даём в системе. Например, на занятии по теме «Вода» дети получили знания о том, что человеку нужна чистая вода, однако он должен разумно её расходовать. При ознакомлении с дикими и домашними животными, дети узнали, что можно и что нельзя делать при контакте с ними на улице и дома.

Очень широко, на занятиях по экологии, мы используем художественное слово: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы, которые помогают более глубоко понять явление природы.

В своей работе по экологии мы активно используем игры-драматизации, которые учат детей имитировать животных и птиц, подмечать наиболее характерные особенности. Например, в сказке «У солнышка в гостях» играя роль, дети изображают голосом и движениями героев сказки.

Мы занимаемся экологическим воспитанием и родителей. Для этого в родительский уголок помещаем консультации на экологические темы : «Растить любознательных», «Как отвечать на вопросы детей», «Методы, повышающие любознательную активность дошкольников», оформляем папки-передвижки. Родители активно участвуют в проведении тематических выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе: не храним, что имеем, ` не щадим, не жалеем, ни за что.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение) Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха,.

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь.

Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка» Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете Актуальность На современном этапе наиболее.

Правовое воспитание дошкольников (из опыта работы) Данная презентация может быть использована для организации занятий по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе, для ознакомления.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание (Из опыта работы)
Опубликовано: 14 июля 2016 в 23:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД