Алена Пупышева
Экологическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования обусловлена значением экологического воспитания дошкольников.
Разностороннее развитее и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью.
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного.
Данной проблемой занимались многие ученые. Основы экологическое воспитание черпает из раздела программы «Ознакомление с окружающим миром». Большой вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги, как П. Г. Саморукова, Марковская и др. Экологически проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породило новое направление в образовании – экологическое : всем необходимо напоминать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их ипорировать.
М. В. Лучич считает: «Убеждение человека формируется с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цвета, пейзажами родных мест.
С. Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитании дошкольников» говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и адекватного к ней отношения.
Целью нашего исследования является изучение особенностей экологического воспитания дошкольника в современном ДОУ.
Объект исследования: педагогический процесс в ДОУ.
Предмет исследования: система работы на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию старших дошкольников.
Была выдвинута следующая гипотеза: только при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется успешно.
Основные задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания старших дошкольников.
2. Раскрыть необходимость взаимосвязи работы на занятиях и в повседневной жизни.
3. Выстроить систему работы по экологическому воспитанию и апробировать её.
Базой исследования является МКДОУ д/с «Теремок» г. Миасса Челябинской области.
Исследование проходило в 3 этапа:
1 этап: изучение психолого-педагогических источников по проблеме экологического воспитания старших дошкольников на занятии и в повседневной жизни.
2 этап: выявление уровня экологической воспитанности дошкольников и влияние на него системы занятий и работы в повседневной жизни.
3 этап: разработка системы мер по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников.
В ходе изучения психолого-педагогических источников нами определено, что только сочетание специально организованных форм и работа в повседневной жизни приведет к экологическому развитию личности ребенка.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания закладываются начальные элементы экологической культуры. Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программы обучения и парциальные обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических, таких, как: «Наш дом - природа», «Мы - земляне», «Юный эколог» и др.
Занятия – это основная форма организации детей в детском саду. На каждом занятии решаются общедидактические задачи под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развиваться, интеллектуальная и творческая активность.
Воспитанники нашего детского сада имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально-организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и не только знают из разговоров, но и видят воочию, как выращивают овощи, ухаживают за животными и т. д.
Задача воспитателя подвести детей к напоминанию того, что мы все и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили уровень развития экологической воспитанности дошкольников и влияние на него комплекса работы на занятиях и в повседневной жизни. На констатирующем этапе в ходе диагностического исследования мы выявили, что на высоком уровне находится 40 % детей, у 40 % детей средний и у 20 % детей низкий уровень, а так же мы определили, что работа ведется не достаточно систематично, выпадает работа в повседневной жизни (из анализа документации экспериментальной группы).
Таким образом наша гипотеза о том, что «Только при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни, работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется успешно» подтвердилась.