Нелли Казанова
Экологическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1 Актуальность темы
2 Экология – наука о доме
1) Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
2) Традиционные педагогические подходы, народные традиции.
3) «Экология – культуры».
4) цель экологического воспитания и их реализация.
3 Земля – наш дом.
Актуальность темы.
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…
И охранять природу – значит охранять Родину»
(М. М. Пришвин)
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В<это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями. Только такое осознание позволит строить гармоничные отношения с окружающей средой.
Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания, которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике.
Экология – наука о доме.
В переводе с греческого языка, экология это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Возникнув еще в прошлом столетии как часть зоологии, экология определялась, как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и с друг другм. Сейчас это напрвление называется биологической или классической экологией. По мере развития общества эта наука все больше приобретала социальное значениие в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине 20 в. экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их сферу обитания приемлемой для существования. К сожалению общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительного отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.
В последние годы бурно развиваются новые направления экологии – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы, экология человека и другие. От проблемы «организм – среда» экология подошла к проблеме «человек – природа».
Существование различных направлений экологии должно учитываться и при отборе содержания экологического образования дошкольников.
В наши дни слово «экология» стало необычайно, популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так занимаясь проблемами «экологии души» (т. е. проблемами нравственности, морали, педагоги затрачивают очень важный воспитательный аспект – формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология, как наука здесь ни причем.
Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны сточки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологическим целесообразным.
Часто можно услышать выражения «плохая (хорошая, ужасная экология». Однако следует помнить,что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим плохая физика или математика). Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т. п). Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, что правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядомсо своими домами многое другое, чего делать нив коем случае нельзя.
Одновременно мы считаем, что повлиять, на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.
Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные в популярной форме американским ученым Б. Каимонером: все связано со всем – все куда–нибудь девается – все что-нибудь да стоит – природа знает лучше нас. Эти законы во много определяют нашу жизнь, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Любой человек сможет легко найти множество примеров из собственнойжизни, своего окружения, подтверждающих перечисленные законы
1) Экологическое воспитание в дошкольном учреждении
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем, психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух-трехлетние. малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени — им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова — это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними — только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;
• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства — форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия 6 деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного. взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.
2) Традиционные педагогические подходы, народные традиции. Традиционные для отечественной педагогике подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой). Такой подход подразумевал с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умение видеть, красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального для обучения ребенка. Так В. А. Сухомлинский видел большие возможности использования природы для умственного и нравственного - эстетического
Развития. К. Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.
Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы, людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек – природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использованием элементов различных культур в целях экологического образования.
3) Экология культуры.
Термин «Экология – культуры» впервые предложил академик Б. Т. Лихачев в 1980 г. Несоблюдение законов культурной экологии, по мнению, приводит к нравственной, духовной деградации общества. Одна (культура природная) может существовать без другой (человеческой, а другая (человеческая0 без природной культуры не может существовать.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в экологическом воспитании. Это период воспитания основ личностной культуры, вбирающей в себя ряд взаимосвязанных качеств и свойств, уникальных по своим возможностям развертывания и тем самым представляющих базовую основу личности. Л. С. Выгодский отмечал, что именно в дошкольном возрасте «складывается первый абрис детского мировоззрения». И реальный мир природы этому способствует. Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли представителинауки и практики: Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник,
А. М. Федотова. И. А. Хайдурова и др.
В работах названных исследователей раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
За последнее внимание к проблемам экологического воспитания со стороны современной науки и практики. Для дошкольников разработана разноплановая программно – методическая литература, наглядные пособия, развивающие игры, видео и диафильмы.
4) Цель экологического воспитания
Цель экологического воспитания дошкольников определена рядом исследователей (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова) как воспитание начал экологической культуры. Как базисного компонента личности.
Таким образом, показатели воспитанности основ экологической культуры обусловлены единством внутренних – качественных свойств в структуре личности и внешних – проявлении во взаимодействии с окружающей природной средой.
Сущность экологического воспитания С. Н. Николаева рассматривает как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы. С которыми они непосредственно контактируют; осознания себя, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимость от состояния окружающей среды; осознание своих умений положительного взаимодействия с природой.
Современный, качественно новый этап развития экономического воспитания и образования предлагает разнообразные программы, способствующие его эффективности: «Юный эколог» - С. Н. Николаева: «Наш дом – природа» - Н. А. Рыжовой; «Планета – наш дом» - И. Балавиной и Н. Найденской; «Мы открываем мир» - Т. Климовой и Н. Тарановой и мн. Др.
Для реализации этих задач мы используем методы. Влияющие на мотивационную, эмоциональную, нравственную сферу ребенка – систематические наблюдения и фиксация в календаре, схемах. Труд, игры экологического содержания, речевые, логические задачи и многое другое.
В своей практической работе мы уделяем внимание прежде всегоорганизации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие. Устойчивое внимание, эмоциональное переживание наряду с кактивной двигательной воспроизводящей деятельностью.
Самые первые наблюдения были организованы мною за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом непросто констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю.
Внимание детей неустойчиво, и организовывать всю группу трудно, поэтому на первых порах я проводила работу по подгруппам.
Во время наблюдений за растениями рассматриваем форму листьев, следим за их движением, слушаем шум деревьев при порыве ветра.
Наблюдая за растениями, отмечаем окраску листьев, цветков, вид посадки (рядами. Одиночные растения).
При наблюдении за птицами дети указывают – большая или маленькая, какой размах крыльев во время полета, как клюет корм, ходит или прыгает и т. д.
В ненастные дни, когда пребывание на воздухе сокращается, мы проводим наблюдения за комнатными растениями, сравниваем размер, форму и окраску листьев, цветов (при их наличии, обращаем внимание на появление новых листьев. Наблюдение за одними и теми же объектами периодически повторяем.
Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. В значительной мере закреплению полученных в ходе наблюдений конкретных представлений способствуют зарисовки, составление расходов, загадок, которые в дальнейшем оформляются в книгу.
Экскурсию мы рассматриваем, как дидактическое и методическое средство интеграции естественно – научных знаний детей.
Перед началом экскурсий всегда напоминаю детям о правилах хождения в лесу и парке. Народная мудрость гласит: «Один человек пройдет – оставит след, сто тропинку, тысяча пустыню». В лесу следует ходить по тропинкам и дорожкам. В содержании экскурсий включаю сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношении человека с природой.
В своих рассказах мы используем художественное описание природы в прозе и стихах, высказывание великих людей. Все это помогает лучше увидеть краску окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создает особый эмоциональный настрой, умение составлять творческие рассказы и рисовать к ним замечательные рисунки.
Темы экскурсий различны: «Весна, весна красная!», «Унылая пора – очей очарования», «Цветок – это чудо природы», «удивительное рядом» и др.
Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека, для снятия стрессов городской жизни. Оттого и усиливается тяга людей к животным обитателям леса, рек, полей. Есть такая возможность для установления контактов с природой – создание живых уголков. Занятие это хлопотное, но какой блеск в глазах, умиление на лицах детей, радость от общения с маленькими друзьями. Ребята становятся добрее, ответственнее.
Дети принимают деятельное участие в создании живого уголка и считают себя его хозяевами.
Уход за обитателями живого уголками – растениями, рыбками прививают детям трудолюбие, аккуратность, терпение, самодисциплину.
Особое место занимают игры с природным материалом. В играх с природным материалом создаются благоприятные условия для развития органов чувств. Пробуждается мысль, совершенствуется речь.
Многочисленны игры с песком: дети делают из него разнообразные «кулинарные» изделия, строят постройки. В этих играх они узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой рассыпается. Со свойствами снега дошкольники знакомятся во время игр в снежки, про сооружении построек. Они узнают, что он бывает влажным, сыпучим, как песок, приобретает форму предметы, в которую насыпали.
Мы считаем интересными методами и такие, как ролевые игры, направленные на овладение определенными правилами в природе; дискуссии, связанные с обсуждением экологических проблем. В играх проходит активизация мыслительной деятельности, дети учатся логически рассуждать, они позволяют решать, как образовательные, так и воспитательные проблемы.
Важной формой организации познавательной деятельности дошкольников является труд в природе. Участок детского сада может стать базой для трудового и нравственного воспитания. Наблюдая за детьми, я убедилась, что они проявляют большой интерес к труду, охотно выполняют поручения. Так во время осеннего листопада, мы организуем уборку территории. В конце работы обязательно обращаю внимание на результат внимание труда и его значимость для окружающих: на участке стало чисто красиво. Можно предложить очистить дорожки от снега и посыпать их песком, тем самым проявляя заботу о своей безопасности и безопасности окружающих и многое другое.
Помимо приобретения трудовых навыков у детей накапливаются представления о тех или иных явлениях.
Особое внимание мы уделяем такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляющее – познавательного типа. На таких занятиях формирую обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусств.
В этом случае наибольшее значение имеет логика построение беседы с детьми. Последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно следовательные связи, сформировать выводы, сделать обобщение, перенести знания в новую ситуацию. На занятиях я использую репродукции картин великих художников: А. К. Саврасова, И. И. Левитана и др.
Своеобразным итогом, кульминацией работы по реализации задач данного раздела являются выставки детского творчества (рисунки детей, отражающие явления природы, поделки из природного материала, сделанные руками детей и родителей, выставки под названием «Осень к нам пришла – урожай принесла», «Хоровод ароматов» - выставка цветов. Народные праздники – «Осенины», «Мы весну закликаем», «Масленица», «Сороки», «День здоровья».
Хочу отметить, что подготовка к таким праздникам помогает сплотить детей и взрослых. В познавательном и воспитательном значении такие мероприятия имеют большой смысл. Они наполняют душу детей радостью – у детей и взрослых просыпается дух творчества.
В них пробуждается спешность и неторопливость, чувство достоинства и ответственности за все, что окружает их.
Еще одно условие воспитания экокультуры — необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры. Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.
Показатели экологической воспитанности :
— усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;
— наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
— потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
— проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
— проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированное нравственно-экологичес- кой позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированное™ различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.
Показатели сформированности экологической культуры ребенка — выпускника детского сада:
— проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо — плохо;
— с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
— эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.);
— старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, др. ;
— проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Экспериментальная работа подтверждает мысль, высказанную /'Дж. Гилфордом, о том, что логическим, последовательным, линейным мышлением не следует пренебрегать в погоне за целостным, интуитивным, релятивным мышлением. Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на оба вида мышления. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления.
В системе работы по формированию экологической культуры дошкольников следует уделять внимание как развитию конвергентного, так и дивергентного видов мышления, продумывать систему творческих заданий для развития воображения и творческого мышления. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др.
Воображение — психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. Разработанные задания направлены на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения. Задания, объединенные в этом блоке, очень близки содержанию предыдущему (дивергентному мышлению). Отличаются они тем, что ориентированы на более широкий круг проблем, связанных с эффективным осуществлением творческой деятельности в самых разных областях. В процессе выполнения таких заданий формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма, ощущение стройности организации идей и др.
Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. В процессе творческих занятий необходимы принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. После того как на занятиях, прогулках, экскурсиях у детей сформируется система экологических представлений, рекомендуются творческие занятия с использованием методов и приемов РТВиТРИЗ.
В процессе таких занятий усилия воспитателей и детей направлены на формирование способности к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.
При отборе содержания занятий воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей свйей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.
Не забываю и о такой форме, как работа с родителями: в уголке «Для родителей» размещаю статьи «Экологическое воспитание дошкольников», «Советы доктора Айболита», «Рецепты чудо-чая», «Что нужно читать детям» и т. д.
На ближайшее время планирую работу по созданию «Красной книги» (работа должна быть построена на знании о тех растениях, которые занесены в «Красную книгу» - это рассказ о них, какие меры принимаются по их охране, и что могут сделать дети, чтобы помочью)
Земля наш дом.
Природой не исчерпывается окружающий мир ребенка. Важная сторона – социальная действительность, жизнь и история общества. Одна из задач экологического воспитания, которую мы поставили перед собой на будущее воспитание, бережного отношения к Земле, раскрывая следующее содержание: Земля – основное богатство страны; Земля – кормилица; труд работников села – источник нашего благосостояния. В нашей жизни появились новые профессии. И дошкольники должны иметь представление о некоторых из них: предприниматель, банкир, фермер; знакомство дает представление и о том, какие качества необходимы для этих профессий. Через познавательное развитие, ролевые и дидактические игры закрепить у детей знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты, продукты труда; индивидуальный и коллективный труд); знакомить с финансовыми категориями (цена, деньги, все, что связано с этими понятиями, формировать знания о человеке бережном, экономном, помочь ребенку почувствовать свою причастность, значимость в этом большом удивительном мире.
Литература.
1. «Наш дом – природа»
Н. А. Рыжова г. Москва – 2002г
2. «Экологическое воспитание дошкольников»
Л. Н. Прохорова г. Москва 2003 г.
3. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
С. Н. Николаева г. Москва 2003 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников»
А. М. Федорова г. Пермь 1992 г.
5. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
г. Москва; Мозаика – Синтез 2000 г.