Светлана Рыжкова
Эколого-валеологический проект. «Музыкальный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого-валеологический проект
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 330 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «АРИНУШКА»
Эколого-валеологический проект
«Музыкальный мир
природы»
Научный руководитель: Выполнила:
к. психол. наук воспитатель группы «Ромашка»
Яковенко Татьяна Дмитриевна Канайкина Светлана Николаевна
НОВОСИБИРСК, 2012
Содержание.
Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении….3
Постановка проблемы…. …4
Цель и задачи проекта…. 7
Публикация «Эколого-валеологический проект, „Музыкальный мир природы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Осанка. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Срок реализации, участники, средства, особенности и структура проекта. 8
Диагностический этап….9
Подготовительный этап…. 10
Основной (реализационный) этап…. 12
Заключительный этап…. 21
Ресурсы (материальная база….22
Результаты проекта…. 23
Список методической литературы….24
Приложение…. 25
Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 330 “Аринушка” г. Новосибирск (далее – д /с "Аринушка") функционирует с 1964 г., состоит из 2 корпусов.
630082, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Донского 31\2 - 1 корпус;
ул. Д. Донского 11/1 - 2 корпус.
МКДОУ № 330 рассчитан на 12 возрастных групп для детей в возрасте от 2 до 7 лет:
• 2 группы для детей в возрасте 2-3 лет
• 1 группа для детей часто болеющих в возрасте от 2 до 3 лет
• 4 группы в возрасте от 3 до 7 лет
• 4 группы с туберкулёзной интоксикацией в возрасте от 2 до 7 лет
• 2 группы для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 лет
Постановка проблемы.
Диагностика, проведенная в октябре 2012 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) показала следующие результаты:
Уровень развития экологической культуры : 21 % - низкий, 31% - ниже среднего, 19% - средний, 19% - выше среднего, 10% - высокий.
Уровень развития валеологической культуры: 27 % - низкий, 21% - ниже среднего, 24% - средний, 15% - выше среднего, 13% - высокий.
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что уровень эколого-валеологической культуры у детей дошкольного возраста в ДОУ №330 (октябрь 2012) ниже среднего или вовсе низкий.
Многие исследователи и педагоги подчеркивают значимость эколого-валеологической направленности в воспитание дошкольников. По Я. А. Коменскому правильное воспитание должно быть природосообразным. Коменский считал человека частью природы и утверждал, что все в природе подчинено единым и универсальным законам.
В ряде современных исследований (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд, С. Т. Брезкун и др.) рассматриваются вопросы влияния на здоровье детей экологических факторов. В процессе формирования у ребенка представлений о здоровье, здоровом образе жизни, он изначально должен ориентироваться на биологические, социальные и природные условия окружающей среды родного края.
Многие авторы сходятся во мнении, что начинать формирование эколого-валеологических представлений необходимо уже на этапе дошкольного детства (Л. В. Моисеева, З. И. Тюмасева, Т. М. Носова и др., когда закладываются основы отношения к себе и окружающей социоприродной среде.
В ходе анализа социопедагогической ситуации и наблюдения за процессом развития дошкольников, мы сделали следующее предположение о возможности повышения уровня эколого-валеологической культуры у дошкольников с помощью включения в воспитательно-образовательную деятельность музыкальных произведений с различными звуками природы и непосредственно живое общение с ней.
Известно давно, что живое общение с природой (прогулка по лесу, возле моря, отдых в парке и т. д) благотворно влияет на здоровье человека. Тело человека насыщается кислородом, улучшается сердечнососудистая деятельность, поднимается настроение, нормализуется артериальное давление и общее физическое состояние.
Как только появляется свободное время, его по возможности следует потратить на то, чтобы побыть на свежем воздухе и поближе к природе. К сожалению, в наше время не каждому человеку предоставляется такая возможность. Но, к счастью, сейчас практически во всех магазинах продаются диски со звуками природы.
Специалистами в области медицины доказано, что музыкальные произведения, отражающие звуки природы благотворно влияют на сохранение и укрепление здоровья человека.
По мнению экспертов, отдельная взятая нота оказывает положительное влияние на соответствующий орган и способствует укреплению и сохранению здоровья.
Ученые, проводившие комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие детей пришли к выводу, что классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и излечивать от различных заболеваний.
Специалисты утверждают, что имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, а и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента оказывает влияние на определённую систему организма человека.
Таким образом, анализируя методическую литературу и научные исследования в области изучения благотворного влияния звуков природы на здоровье ребенка, мы приняли решение подготовить и реализовать эколого-валеологический проект «Музыкальный мир природы».
Цель и задачи проекта.
Цель: формирование эколого-валеологических представлений и ценностного отношения к природе и к своему здоровью у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить уровень эколого-валеологической культуры у детей дошкольного возраста;
2. Понизить уровень тревожности и агрессии у детей дошкольного возраста;
3. Закреплять и усложнять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом, особенностях его здоровья; необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе; навыки элементарно описывать свое самочувствие;
4. Сформировать представления у детей о взаимосвязи природы и здоровья человека.
Срок реализации, участники, средства, особенности, структура проекта.
Срок реализации проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитанники детского сада, родители.
Средства достижения цели:
1. звуки живой природы;
2. классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
3. звуки природы без музыкального сопровождения в записи (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
4. звуки природы с музыкальным сопровождением в записи (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Особенности проекта :
• включение музыкальных произведений в образовательную деятельность осуществляется в двух формах: активной и пассивной (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);
• в ходе реализации проекта осуществляется взаимодействие со специалистами (музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6);
• в ходе реализации проекта осуществляется взаимодействие с родителями (ПРИЛОЖЕНИЕ 7);
Структура проекта :
1. диагностический этап;
2. подготовительный этап;
3. основной (реализационный) этап;
4. заключительный этап.
Диагностический этап:
№ мероприятие ответственный
1 диагностика уровня развития экологической и валеологической культуры у дошкольников, используя карты наблюдения (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Воспитатели
2 диагностика уровня тревожности и агрессии, используя проективные методики :
• графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус»; (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
• тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) Педагог-психолог
Подготовительный этап:
мероприятие ответственные ожидаемый результат
Взаимодействие со специалистами
Обучающий семинар для педагогов «Значимость эколого-валеологического воспитания» Старший воспитатель Повышение знаний у педагогов в области эколого-валеологического воспитания
Составление списка музыкальных произведений для каждой возрастной группы Музыкальный руководитель, воспитатели Списки музыкальных произведений для каждой возрастной группы (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
Составление рекомендаций и примеров к организации психогимнастических упражнений и релаксационных пауз Педагог-психолог, воспитатели Папка с рекомендациями и примерами психогимнастических упражнений и релаксационных пауз (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
Составление фонотеки по возрастам Воспитатели, музыкальный руководитель Фонотека «Музыкальный мир природы»
Знакомство педагогов и специалистов с проектом «Музыкальный мир» Разработчик проекта Педагоги знакомы и понимают специфику эколого-валеологического проекта «Музыкальный мир природы»
Разработка сценариев и конспектов воспитательно-образовательной деятельности с включением музыкальных произведений со звуками природы и непосредственно живого общения с ней. Воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, педагог-психолог Копилка-картотека сценариев и конспектов с использованием звуков природы и живого общения с ней. (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
Взаимодействие с родителями
Консультация «Значимость эколого-валеологического воспитания дошкольника»
(ПРИЛОЖЕНИЕ 14) Воспитатели, старший воспитатель Родители понимают значимость эколого-валеологического воспитания дошкольника
Анкетирование «Важно ли эколого-валеологическое воспитание для вашего ребенка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 15) Воспитатели, старший воспитатель Изучение степени заинтересованности родителей в данном направлении
Знакомство родителей с проектом «Музыкальный мир природы» Разработчик проекта, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель Мотивация на активное сотрудничество
Родительские встречи «Звуки природы у нас дома», «Организация живого общения с природой для дошкольника» Родители, воспитатели Обмен опытом между родителями и педагогами о музыкальных произведениях и местах отдыха на природе
Работа с детьми
Прослушивание звуков природы во время режимных моментов, как фонового музыкального сопровождения Воспитатели Вызвать интерес детей к такой музыке
Знакомство детей с проектом «Музыкальный мир природы» Воспитатели Вызвать у детей интерес к проектной деятельности
Утренний сбор «Звуки природы». Изучение запроса детей, используя методику трех вопросов «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем это узнать?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 16) Воспитатели Планирование воспитательно-образовательной деятельности с учетом запросов детей
Основной (реализационный) этап:
вид
деятельности
мероприятие
ответственный
Работа с детьми
Познавательно-исследовательская деятельность Встречи с интересными людьми. Экскурсии в медицинский кабинет ДОУ. Знакомство с медицинскими профессиями.
Воспитатели, медсестра
Чтение, рассматривание, обсуждение энциклопедий «Тело человека», «Организм человека», «Человек». Воспитатели, младший воспитатель
Отгадывание загадок о частях телах.
Чтение (восприятие) художественной литературы по возрасту. (ПРИЛОЖЕНИЕ 17)
Рассматривание иллюстраций и фотографий с природой
Беседы и обсуждения с детьми на тему:
• как музыка влияет на мое здоровье
• как я могу укреплять свое здоровье
• влияние природы на здоровье человека
• музыка природы и т. д.
Рассматривание и обсуждение с детьми репродукций (ПРИЛОЖЕНИЕ 18)
Прослушивание аудиосказок
Просмотр мультфильмов (ПРИЛОЖЕНИЕ 19)
Просмотр телевизионных музыкальных видеороликов (ПРИЛОЖЕНИЕ 20)
Оформление тематических выставок:
• выставка коллажа «кто и что издает звуки в природе»,
• фотовыставка с рассказами «наш семейный отдых на природе» (ПРИЛОЖЕНИЕ 21)
Ведение копилки детских вопросов о природе и природных явлениях
Экскурсии:
• в зоопарк;
• в ботанический сад Заельцовского района
• в ботанический сад СО РАН
• в парк тропических бабочек
• прогулка на теплоходе
• в филармонию и т. д.
Коммуникативная деятельность Составление собственных рассказов и сказок о природе по заданной и выбранной теме
Воспитатели, младший воспитатель
Составление собственных загадок о человеке и природных явлениях
Специальное моделирование ситуаций общения:
• «Интервью с природой»,
• «У меня зазвонил телефон»,
• «Телеканал детского сада представляет» и др.
Продуктивная и изобразительная деятельность Конструирование из строительного материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 22) :
• зоопарк;
• парк культуры и отдыха;
• дачный участок;
• участок детского сада и т. д. Воспитатели, младший воспитатель
Конструирование из бумаги (оригами) (ПРИЛОЖЕНИЕ 23) :
• птицы, животные
• деревья, цветы
• насекомые и т. д.
Конструирование из природного материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 24) :
• парки культуры и отдыха из песка
• зимний лес из снега
• песочный дачный участок и т. д.
Рисование (акварелью, гуашью и цветными карандашами) : (ПРИЛОЖЕНИЕ 25)
• как я вижу музыку; рисуем музыку;
• цветочная клумба; кисть рябины красной; я рисую море; деревья смотрят в озеро; разговорчивый родник;
• осенний лес; падают, падают листочки; грибочки на пенечке;
• пение птиц; почки и листочки; сказочные птицы; весеннее небо;
• вьюга; волшебные снежинки; зимние забавы; морозные узоры и т. д.
Лепка (глина, пластилин) (ПРИЛОЖЕНИЕ 26) :
• птицы, животные, насекомые и т. д.
• деревья, цветы; деревья в нашем парке и т. д.
• лесные, речные, морские, горные композиции
Аппликация (цветная бумага, картон, ткань) (ПРИЛОЖЕНИЕ 27) :
• осенние листочки; белая березка; еловые веточки;
• птицы, животные, насекомые; летят перелетные птицы и т. д.
• деревья, цветы и т. д.
• корабли на море; как розовые яблоки на ветках снегири; рыбки играют, рыбки сверкают;
• лесные, речные, морские, горные композиции
Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.) :
• украшения к праздникам,
• поделки для выставок детского творчества,
• подарки, сувениры,
• декорации к театрализованным спектаклям,
• украшение предметов личного пользования и др.
Создание моделей, макетов и т. д. (ПРИЛОЖЕНИЕ 28)
• модель парка культура и отдыха
• макет весеннего леса и др.
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра:
• «Больница», «Скорая помощь»;
• «Зоопарк» и др. Воспитатели
Дидактические игры, интеллектуально-развивающие игры:
• Танграм, квадрат Пифагора, мозаика
• Вкладыши «птицы», «зоопарк» и др.
• «найди пару», «найди 10 отличий», лото, домино, разрезные картинки, пазлы и др.
• Четвертый лишний
Театрализованная деятельность
(ПРИЛОЖЕНИЕ 29) Игры-имитации (в том числе игры-этюды)
• Этюды «Птичья столовая», «В лесу, на опушке» и др.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Воспитатели
Игры – импровизации, инсценировки
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
Драматизация
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята"
• постановка спектаклей
Режиссерские театрализованные игры
• игры-путешествия «прогулка в осенний лес», «путешествие в зоопарк»
• настольный театр игрушек
• настольный плоскостной театр
• плоскостной театр на фланелеграфе,
• пальчиковый театр.
Опытно-экспериментальная деятельность Измерение температуры тела, пульса, биение сердца, рассматривание цвета глаз, волос, кожи друг у друга. Воспитатели
Экспериментирование с песком и глиной:
• Песок, глина – наши помощники. Уточнить представления о свойствах песка и глины.
• Песчаный конус. Помочь определить, может ли песок двигаться.
• Описание звуков при пересыпании песка и глины
Экспериментирование с водой:
• У воды нет запаха. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
• С водой и без воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
• Описание звуков при переливании воды (ручей, водопад)
Экспериментирование с воздухом.
• Этот удивительный воздух. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
• Парусные гонки. Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
• Вдох – выдох. Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
• Сухой из воды. Помочь определить, что воздух занимает место.
• Может ли воздух издавать звук?
Наблюдение за жизнью растений
• Нужен ли корешкам воздух? Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
• Что выделяет растение? Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
Проверим слух. Показать, как человек слышит звук.
Измерение и сравнение собственного роста и веса с другими.
Физкультурно-оздоровительная деятельность Тематические физкультурные досуги:
• Прогулка в осенний лес
• Растем здоровыми
• В гостях у доктора Неболейки и др. Воспитатели
Тематические физкультурные прогулки (ПРИЛОЖЕНИЕ 30)
• День урожая;
• Зимние забавы и др.
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Физминутки
Гимнастика после дневного сна с музыкальным сопровождением (ПРИЛОЖЕНИЕ 31)
Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (ПРИЛОЖЕНИЕ 32)
Подвижные игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 33)
Закаливание
Игры-соревнования
Трудовая деятельность Дежурство с музыкальным сопровождением (звуки природы)
• В столовой
• В центре науки и природы
• В группе Воспитатели
Труд в природе
• Сбор листьев и веток на участке
• Уход за комнатными растениями
• Посадка и уход за овощными культурами и цветами в огороде и т. д.
• Забота о птицах и животных на участке (уборка в кормушках, корм для птиц) и др.
Деятельность во время режимных моментов Утренний прием детей с музыкальным сопровождением (звуки природы и классическая музыка) Воспитатели
Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) с музыкальным сопровождением (звуки природы и классическая музыка)
Умывание рук и лица с музыкальным сопровождением (звуки природы и классическая музыка)
Прогулки
• Наблюдение за природными явлениями, за животными, насекомыми, птицами, растениями, за изменениями погоды.
• Опытно-экспериментальная деятельность
• Слушание звуков природы
Взаимодействие со специалистами
Музыкальная деятельность (ПРИЛОЖЕНИЕ 34) Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкальный руководитель, воспитатели
Игра на детских музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр
Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.
Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен о природе и природных явлениях с инсценировкой
Утренники и развлечения
• Осенний бал
• Новогодний утренник
• Поздравляем, любимые мамочки
• Солнышко лучистое и др.
Здоровьесберегающая деятельность Психогимнастика
(ПРИЛОЖЕНИЕ 35)
Педагог-психолог
Релаксационные паузы
(ПРИЛОЖЕНИЕ 36)
Культурно-просветительская деятельность Организация встреч с интересными людьми.
Приглашение гостей в доу
• из филармонии,
• музыкальной школы и т. д
Печать в газете «Аринушкины вести»
Старший воспитатель
Работа с родителями
1 Помощь в организации и проведении экологической акции «Помоги зимующим птицам» Родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель
2 Фотовыставка с рассказами «наш семейный отдых на природе»
3 Выставка поделок из природных материалов «букет для мамы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 37)
4 Изготовление книжек-малышек (ПРИЛОЖЕНИЕ 38)
5 Привлечение родителей в совместную музыкальную деятельность (ПРИЛОЖЕНИЕ 39)
6 Помощь в организации летних и зимних походов
7 Помощь в организации экскурсий в зоопарк, парк тропических бабочек, филармонию, парк культуры и отдыха и т. д.
8 Семейный физкультурный досуг на свежем воздухе «Папа, мама, я – дружная семья»
9 Родительские встречи:
• наша семейная фонотека «Музыка природы» (обмен опытом)
• «Наш ребенок не любит умываться» (обмен опытом)
• «Релаксационные паузы дома»
• «Семейный отдых на природе»
10 Консультация педагога-психолога «Психологическое здоровье дошкольника»
11 Создание фотогалереи и фонотеки на официальном сайте ДОУ
12 Концертный вечер семейных творческих номеров с использование звуков природы
13 Консультация для родителей «музыка в жизни ребенка»
14 Памятки для родителей
• Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дома
• Лечебная сила музыки
Заключительный этап:
№ мероприятие ответственный
1 диагностика уровня развития экологической и валеологической культуры у дошкольников, используя карты наблюдения (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Воспитатели
2 диагностика уровня тревожности и агрессии, используя проективные методики :
• графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус»; (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
• тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) Педагог-психолог
3 сравнение полученных диагностических результатов. Воспитатели, педагог-психолог
4 Книга отзывов родителей о проекте «Музыкальный мир природы» Воспитатели
5 Торжественное награждение грамотами и благодарственными письмами родителей за активное участие в проекте Старший воспитатель, воспитатели
6 Подведение итогов проекта на педагогическом совете Старший воспитатель, разработчик проекта, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель
7 Оценка эффективности проекта на педагогическом совете
8 Открытый утренний сбор «Музыкальный мир природы» для родителей и педагогов. Разработчик проекта
9 Музыкальное развлечение «Песни природы» Воспитатели, музыкальный руководитель
Ресурсы (материальная база) :
ресурсы имеющиеся необходимые
Музыкальное оборудование (магнитофон, диски) 30000 15000
Музыкальные инструменты 20000 10000
Канцелярские товары 154000 150000
Костюмы и маски (взрослые, детские) 300000 200000
Настольные, дидактические игры 200000 50000
Фонтаны с подсветкой 15000 25000
Энциклопедии и детская художественная литература 50000 25000
Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности 15000 10000
Атрибуты (шляпы, флажки, султанчики и т. д) 40000 20000
Организация экскурсий 0 50000
Печать газеты «Аринушкины вести» 1000 4000
Физкультурное оборудование 142000 50000
Различные виды детского театра (фланелеграф, пальчиковый, настольный театр) 43000 50000
Конструктор (деревянный, пластмассовый, лего и т. д.) 67000 47000
Материал для сюжетно-ролевой игры 128000 50000
Дидактический материал для изучения строения тела человека (модели человеческого тела) 5000 26000
Техническое оборудование (телевизор, компьютер, проектор, экран и т. д) 200000 50000
Техническое оборудование радиовещания 0 150000
Итого: 1097000 982000
Результаты проекта :
1. Увеличился уровень эколого-валеологической культуры у детей дошкольного возраста;
2. Понизился уровень тревожности и агрессии у детей дошкольного возраста;
3. У детей дошкольного возраста сформированы представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом, особенностях его здоровья; необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе; навыки элементарно описывать свое самочувствие;
4. У детей дошкольного возраста сформированы представления о взаимосвязи природы и здоровья человека
Список методической литературы:
1. Кушнина, Е. Г. Экологовалеологическое образование дошкольников / Е. Г. Кушнина, З. И. Тюмасева. – Челябинск : Издво ЧГПУ, 2009. – 285 с.
2. Тюмасева, З. И. Дорога в страну чудес : комплексная программа и руководство по непрерывному экологовалеологическому образованию в ДОУ / З. И. Тюмасева, Е. Г. Кушнина. – Челябинск : Издво ЧГПУ, 2000. – 159 с.
3. Тюмасева, З. И. Экологическое строительство детской души / З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд. – Челябинск : Издво ЧГПИ, 1995. – 240 с.
4. Экологические проекты в детском саду. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. Волгоград, Издательство «Учитель». 2009г.
5. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Г. А. Лапшина, Волгоград, Издательство «Учитель», 2006г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы
Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси. "Облака".
К. -В. Глюк. "Мелодия".
В. -А. Моцарт. "Реквием".
К. Сен-Санс. "Карнавал животных".
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
И. Брамс. "Вальс № 3".
Г. -Ф. Гендель. "Музыка на воде".
К. -В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".
И. Брамс. "Венгерский танец № 7".
А. Дворжак. "Славянский танец № 2".
Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".
В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
Э. Григ. "Утро".
И. -С. Бах. "Шутка".
И. Штраус. "Весенние голоса".
Б. Монти. "Чардаш»
Активизирующая (возбуждающая)
П. И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".
В. -А. Моцарт. "Турецкий марш".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М. И. Глинка. "Камаринская".
В. -А. Моцарт. "Турецкое рондо"
Успокаивающая (умиротворяющая)
Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.
Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.
М. Глинка. "Жаворонок".
А. Лядов. "Музыкальная табакерка".
К. Сен-Санс. "Лебедь".
Ф. Шуберт. "Серенада".
П. И. Чайковский. "Вальс цветов"
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)
И. -С. Бах. "Ария".
А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В. -А. Моцарт. "Гроза".
В. -А. Моцарт. Симфония № 40.
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
П. И. Чайковский. "Времена года"
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Звуки природы без музыкального сопровождения в записи
1. Звуки природы. Соловьиная роща. Двенадцать песен соловья.
Первая песня «Утренняя»
Вторая песня «Соловьиный дуэт»
Третья песня «Перекличка»
Четвёртая песня «Радостная»
Пятая песня «Дуэт с кукушкой»
Шестая песня «У болота»
Седьмая Песня «Дуэт с лягушкой»
Восьмая песня «Призывная»
Девятая песня «Соловьиная роща"
Десятая песня «Перепевы»
Одиннадцатая песня «Дуэт со сверчками"
Двенадцатая песня «Ночная»
2. Звуки природы. Целебное пение птиц. Продолжительность 71 мин.
На этом диске, составленном учеными-орнитологами, собрано наиболее красивое, мелодичное позывное пение птиц средней полосы России: синица, дрозд, аист, жаворонок, зяблик, дятел, тетерев, ласточка, иволга, чиж, щегол, глухарь, перепел, славки, пеночки, овсянки и др. (всего 67 треков).
3. Звуки природы. Утро певчих птиц. Продолжительность 72 мин.
(кукушка, дятел, зарянка, пеночка и др. птицы средней полосы России)
Во все времена пение птиц было для человека внешним сигналом безопасности и благополучия. Погрузитесь в атмосферу лесной безмятежности. (без музыки)
4. Звуки природы. Весенний ручей. Продолжительность 74 мин.
Нежное, успокаивающие журчание водного потока и песня лесных птиц увлекает в неторопливое путешествие вниз по течению лесного ручья.
5. Звуки природы. Дождь и гроза. Продолжительность 72 мин. Дождь и гроза (без музыки). Звуки лесного дождя и грозы, пение птиц и кваканье лягушек успокаивают и дарят ощущение прохлады в жаркую погоду.
6. Звуки природы. Прогулка по лесу. Продолжительность 74 мин. Неторопливому журчанию ручейка мягко аккомпанирует щебет птиц: жаворонков, малиновок. Затем в открытом поле слышен стрёкот сверчков, жужжание пчёл, бормотание белки. В чаще дятел заводит песню и барабанит по дереву. У озера с водопадом встречает хрюканье кабанчика, какофония лягушек, гагар и цапель. Ближе к ночи просыпаются цикады. Раскаты грома сопровождаются криками сов, дроздов. (без музыки)
7. Звуки природы. Русские канарейки. Продолжительность 47 мин.
8. Звуки природы. Ласковый прибой. Продолжительность 74 мин. Мерный ритм морского прибоя является самым успокаивающим и расслабляющим звуковым фоном в природе. (без музыки)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Звуки природы с музыкальным сопровождением в записи
1. В. Синельников. Музыка для глубокого расслабления и звуки природы. Из-во: Школа Синельникова, 2008, MP3, 0:46.
2. Музыка и звуки природы. Лесные звуки природы. 2010, MP3, 1:40
3. Звуки живой природы : Времена года. 2007, OGG Vorbis, 0:60
4. Anjey Satori. Звуки природы для релаксации. 2005, MP3, 0:43
5. Музыка для души. Симфония природы. 2008, MP3, 0:56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Включение музыкальных произведений, отражающих звуки природы в образовательную деятельность
Форма восприятия музыки Непосредственно образовательная область Содержание деятельности педагога
Активная Познание;
Игровая;
Музыкально-художественная;
Двигательная
Коммуникативная Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм, и т. д.)
Пассивная Трудовая;
Познание;
Продуктивная;
Чтение художественной литературы;
Коммуникативная. Педагог использует музыку, как фон к основной деятельности. Музыка звучит негромко, как бы на втором плане.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список репродукций и предметов искусства,
рекомендуемых для рассматривания и бесед
ЖИВОПИСЬ
НАТЮРМОРТЫ
Врубель М. «Сирень»;
Кончаловский П. «Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая»
МанеЭ. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики»
Машков И. «Розы в хрустальной вазе», «Синие сливы»
Садовников В. «Цветы и фрукты»
Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»
Хруцкий И. «Натюрморт со свечой», «Фрукты»
ПЕЙЗАЖИ
Айвазовский И. «Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море»
Бакшеев В. «Голубая весна»
Борисов-Мусатов В. «Весна»
Бродская Л. «Овёс», «Таёжный мороз»
Бродский И. «Осенние листья»
Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель»,«Перед дождём» Васнецов В. «Река Вятка»
Волков Е. «Ранний снег»
Гаврилов В. «Свежий ветер»
Грабарь И. «Иней», «Мартовский снег»
Грицай А. «Весна в городском парке», «Ледоход»
Дубовский Н. «Притихло»
Жуковский С. «Заброшенная терраса», «Зимний вечер»
Зверьков Е. «Голубой апрель», «Ледоход на Мезени»
Куинджи А. И. «Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром» Куприянов М. «Абрамцево», «Солнечный день»
Левитан И. «Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь»
Мухин А. «Последний снег»
Остроухов И. «Золотая осень», «Осень»
Поленов В. «Московский дворик»
Полюшенко А. «Май»
Рерих Н. «Небесный бой»
Ромадин Н. «Весна», «Кудинское озеро»
Рылов А. «В голубом просторе»
Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень»
Саврасов В. «Радуга»
Сомов К. «Радуга»
Степанов А. «Журавли летят», «Лоси»
Шишкин И. И. «Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней», «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»
Щербаков Б. «Тишина. Озеро Неро»
ПОРТРЕТЫ
Брюллов К. «Всадница», «Итальянский полдень»
Васнецов А. «Весна»
Васнецов В. «Снегурочка»
Маковский К. «Дети, бегущие от грозы»
Перов В. «Тройка»
Прянишников И. «Воробьи»
Репин И. «Стрекоза»