Папки-передвижки

Экскурсия на луг «Путешествие на разноцветный луг»

Альбина яковлева
Экскурсия на луг «Путешествие на разноцветный луг»

Экскурсия на луг

«Путешествие на разноцветный луг»

Задачи

1. Формирование сенсомоторных координаций (зрительно-, слухо-, тактильно-, вестибуломоторной); развитие ориентировки в макропространстве; развитие двигательной активности, совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей; развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие обоняния.

Публикация «Экскурсия на луг „Путешествие на разноцветный луг“» размещена в разделах

2. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения; расширение образных представлений о природных явлениях и объектах; развитие навыков сравнительного анализа природных объектов, умения выделять существенные признаки, делать обобщения; развитие эстетического восприятия. Развитие умения составлять описательный рассказ о природе, воспитание выразительности речи, умения сказать не только правильно, но и образно.

3. Развитие социально-перцептивных способностей (умения наблюдать выразительные движения, мимику, понимать звуковые и тактильные сигналы взаимодействия); развитие социально-коммуникативных умений, эмоциональной открытости в общении.

Материалы

лопатки или совки для выкапывания растений - 2-3 шт. :

ведра полиэтиленовые для переноски растений - 2-3 шт. ;

йод;

бинт;

фляжка с питьевой водой;

кружки для питья.

Предварительная работа. Воспитатель сообщает детям, что завтра им предстоит экскурсия на луг. (Реакция детей.) Вместе с детьми обсуждает, как надо одеться, чтобы чувствовать себя комфортно, и что необходимо взять с собой. Обращает внимание на то, что установилась теплая, солнечная погода. Особенно жарко днем, когда солнце стоит высоко. Поэтому надо одеться так, чтобы не было жарко, чтобы не уставали ноги, чтобы можно было побегать, поиграть на лугу.

- Как вы думаете, в какой одежде лучше отправиться па экскурсию? (Ответы детей.)

- Какою цвета должна быть одежда? Почему? ( Ответы детей: светлой, она не сильно нагревается солнцем.)

- Что надо надеть на голову и зачем? ( Ответы детей: головные уборы - кепки, панамки, платки, они защищают голову от солнца.)

- На ноги? ( Ответы детей: удобную обувь.)

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Лучше всего надеть шорты, легкую майку или рубашку светлых тонов, панамку или шапочку с козырьком, на ноги - удобную обувь (сандалии, кеды, кроссовки, обязательно носки, желательно хлопчатобумажные.

- А теперь давайте подумаем, что мы возьмем с собой. (Предложения детей.)

Воспитатель обобщает:

- Надо взять питьевой воды, потому что пить можно только чистую кипяченую воду, ни в коем случае нельзя пить воду из речки - она грязная. А пить, конечно, захочется - ведь на улице жарко. Надо взять бинт и йод. вдруг кто-то упадёт и поранит ногу или руку. Возьмём с собой лопатку и ведерко, чтобы выкопать несколько растений и посадить их на участке детского сада. (Обсуждение информации.)

Ход экскурсии

I. «Дорога на луг»

По дороге при приближении к проезжей части вспомнить правила дорожного движения, побеседовать о том, почему необходимо их соблюдать.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как ярко светит солнышко, какой теплый и ласковый веет ветерок. Все рады лету. Небо синее-синее, белые облачка плывут, а солнце всем улыбается, греет всех, любуется. (Наблюдение за небом, солнцем, облаками, ветром.)

II. «На разноцветном лугу»

1. «Луг-лужок». Придя на луг, дети осматривают местность, определяют ее особенности.

Воспитатель сообщает детям о том, что луг - это открытое пространство, простор, часто около водоема, тогда луг называется заливным. (Дети наблюдают за лугом с целью получения подтверждения полученной информации. Делятся друг с другом своими впечатлениями.) При затруднении воспитатель сравнивает луг с лесом, садом. (Дети находят отличия.)

2. «Разноцветный ковер». Воспитатель отмечает, что на лугу растут невысокие растения: множество трав, цветов; много насекомых (пауки, жуки, стрекозы, кузнечики, бабочки). Предлагает всем вместе полюбоваться красотой луга. Спрашивает, какие растения дети видят на лугу, просит назвать их. ( Ответы детей: клевер, колокольчик, мышиный горошек, ромашка, одуванчик, зверобой, иван-чай, лютики, купальницы, калужницы.). Если какие-то растения детям незнакомы, рассказывает о них. Подводит к суждению о красоте и разнообразии луговых растений.

Использование художественного слова.

Цветы

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты. (И. Суриков)

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на то, как много на лугу цветов, какие они сильные, как быстро они выросли. Ведь совсем недавно, весной, мы с вами наблюдали самые первые появившиеся цветочки, которые нас очень радовали, но их было немного, они были небольшими. (Реакция детей, обсуждение информации.)

- Сейчас идет июнь и луг похож на яркий разноцветный ковер. Как вы думаете, чем можно объяснить такой бурный рост трав и цветов, что произошло? ( Рассуждения детей: стало тепло, много солнца, света, дни стали длинными).

- Что необходимо растениям для их роста? ( Ответы детей: солнце, которое дает свет и тепло, вода, воздух, почва.)

- Да, воздух и почва необходимы для всех растений - без них они не смогут расти. (Пауза.)

- Как вы думаете, что особенно (выделить интонацией) нужно луговым (выделить интонацией) растениям для их роста? ( Ответы детей: солнце, вода.)

- Правильно. Раз они растут на открытом пространстве, значит, любят солнышко, не любят тень, которая бывает, например, в лесу от высоких деревьев и кустарников. Раз они любят солнце, они все любят и тепло. А раз они растут около речки, значит, все влаголюбивы. (Обсуждение информации.)

Таким образом, дети усваивают, что наличие тепла, влаги, света - общие условия, необходимые для роста и развития растений. Но потребность в них у разных растений неодинакова: луговые растения светолюбивы, любят хорошо освещенные солнцем места, любят влагу.

3. «Будь природе другом!»

Воспитатель предлагает каждому ребенку найти цветущее растение (самое красивое на его взгляд, но предупреждает, что рвать его нельзя.

- Как вы думаете, почему нельзя рвать луговые цветы? (Рассуждения детей.)

Воспитатель обобщает:

- Цветам нужны ветер, солнце, простор. Они такие красивые, радуют нас своей неповторимой красотой. А сорванные, они быстро поникнут и завянут, не в силах сохранить яркость и свежесть. И не принесут нам никакой радости. (Реакция детей.)

- К тому же следующим летом их вообще может не оказаться на этом лугу. Ведь сорванные цветы не дадут семян, а значит, не вырастут новые растения, и нечем будет любоваться. (Обсуждение.)

Воспитатель зачитывает детям стихотворение поэта С. Варгуна:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Каждый ребенок рассматривает наиболее понравившееся ему растение, любуется им. Затем дети поочередно рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. При этом воспитатель задает вопросы, побуждающие к сравнению.

4. «Растения-родственники»

- Ребята, оказывается у некоторых луговых цветов есть «окультуренные» родственники. (Реакция детей.)

- Вспомните ромашки, растущие у нас на участке в детском саду, а может, у кого-то на даче. (Пауза. Дети вспоминают.)

- Чем они отличаются от растущих здесь, на лугу? ( Рассуждения детей: они намного крупнее, кустистее.)

Воспитатель сообщает детям о том, что новые виды растений человек получает благодаря длительному и кропотливому труду. (Обсуждение информации.) Вместе с детьми формулирует вывод: изменяя условия произрастания, можно получить новые виды растений.

5. «Лекарственные растения»

- Луговые цветы не только очень красивы, но и полезны. Как вы думаете, в чем заключается польза луговых растений? (Предположения детей.)

- Многие из них являются лечебными. Что это значит? (Рассуждения детей.)

- Лекарственные растения помогают людям лечить разные болезни и травмы (Обсуждение информации.)

- Какие лечебные травы и цветы вы знаете и в каких случаях их используют? (Ответы детей.)

Воспитатель дополняет ответы детей.

- Очень полезное растение - ромашка. (Рассматривание ромашки.)

- Она обладает противовоспалительными свойствами. Наверное, многим из вас мама давала настой из ромашки, которым вы полоскали горло, когда оно у вас болело. Воспаление проходило. Ее настой применяют и наружно при ожогах, обморожениях. (Обсуждение информации.)

- Подорожник применяют при укусах комара, ожогах, как болеутоляющее. (Рассматривание подорожника.) Корни одуванчика - как снотворное. (Рассматривание одуванчика.)

- Цветы тысячелистника - как кровоостанавливающее средство, а также он полезен тем, кто страдает плохим аппетитом. (Рассматривание тысячелистника.)

- Зверобой вообще называют лекарством от многих-многих болезней. (Рассматривание зверобоя.)

На лугу люди собирают целебные цветы, стебли, коренья себе про запас, чтобы, вдруг занедужив, передать себе собранную в них живительную силу солнца. (Обсуждение информации.)

6. «Опасные растения»

- Но, оказывается, среди растений встречаются и опасные, ядовитые, которыми можно отравиться ( воспитатель называет некоторые из них и по возможности показывает: ландыш, багульник, лютик, болиголов, безвременник). (Обсуждение информации, рассматривание растений.)

- Еще и поэтому ни в коем случае нельзя рвать цветы, которых вы не знаете. (Обсуждение информации.)

7. «Живые барометры» *

- Ребята, а вы знаете, среди цветов есть даже такие, которые предсказывают погоду. Их так и называют - «живые барометры». Например, одуванчики, вьюнки, мать-и-мачеха перед ненастьем закрывают свои цветки - так они реагируют на понижение атмосферного давления или температуры, повышение влажности. К тому же эти растения еще и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток). Давайте понаблюдаем сейчас за одуванчиком или клевером. Интересно, какую погоду они нам предсказывают? Надо ли нам торопиться домой, чтобы не застал нас в пути дождик? (Наблюдения и выводы детей.)

- Будьте осторожны, не наступите нечаянно на одуванчик, а то он не скажет вам, какая будет погода. (Реакция детей.)

Физкультурная пауза «Ароматы луга»

- А теперь вдохните поглубже луговой воздух. Представьте, что вы уловили запах любимого цветка. Вдохните воздух через нос, задержите в себе запах любимого цветка, выдохните через нос (2-3 раза). (Действия детей.)

- Расскажите, что вы ощущаете. (Ароматы цветов, трав.)

Воспитатель сообщает детям, что цветущий луг удивительно богат ароматами цветов, трав, ведь растения отличаются друг от друга еще и запахом. Это свойство цветов люди используют с давних пор, когда делают мыло, шампуни, духи, насыщая их ароматами разных цветов. (Обращение к опыту детей.)

8. «Отгадываем загадки»* (варианты на выбор воспитателя)

а. - А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел. (Одуванчик)

Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Лекарственная трава, растет вблизи водоемов, имеет приятный запах. (Мята)

На зеленом шнурочке голубые звоночки. (Колокольчик)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

б. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, какой цветок?». Вы придумываете свои загадки про цветок, который вам больше всего понравился. В загадке вы должны, не называя цветка, рассказать, какие у вашего цветка лепестки, листья, стебель, на что он похож. Кто придумает больше загадок, тот и победит.

Дети по очереди загадывают загадки. Например:

Серединка желтая, лепестки белые,

Цветок красивый, похож на солнышко (Ромашка)

Желтенькое солнышко, беленькие лучики. (Ромашка)

На зелёной трубочке жёлтенькая юбочка,

Подрастёт - нарядится в беленькое платьице. (Одуванчик)

Белые и красные шарики на зелёных ножках,

По лугу гуляют, пчёл привлекают. (Клевер)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием!

в. Игра «Найди по описанию». Воспитатель описывает цветок, дети подбегают и встают около него.

Физкультурная пауза «Звуки луга»

- А теперь закройте глаза и послушайте, какими звуками наполнен луг. (Дети отдыхают, расслабляются, затем рассказывают о том, что они слышат.)

- Правильно, это шорох трав и цветов от дуновения ветерка, это пение птиц, это стрекотание кузнечика, сидящего в траве, это жужжание пчел, жуков, гудение шмеля, писк комара. (Дети снова прислушиваются, стараясь узнать знакомые звуки.)

Исходя из состояния детей (если онинуждаются в отдыхе, воспитатель может предложить им артикуляционные упражнения (имитация звуков насекомых) или образное перевоплощение «Насекомые».

9. «Наблюдения за насекомыми»

- Давайте понаблюдаем внимательно за насекомыми: какие насекомые летают над лугом, где они садятся, что делают. (Реакция детей.)

- Учтите, что успех наблюдения зависит от вашей осторожности, требует тишины. (Обсуждение информации.)

Задание выполняется каждым ребенком индивидуально. Кто-то наблюдает за пчелами, кто-то за бабочками, кто-то за кузнечиком и т. д.

Возможно объединение детей в группы по 3-4 человека - по дружеским симпатиям, интересам.

Вопросы воспитателя по окончании наблюдения:

- Каких насекомых вы наблюдали? (Бабочек, стрекоз, жуков, кузнечика, муравья, пчел, ос, мух.)

- Сравните их по внешнему виду, по способу передвижения. Найдите сходство (общие существенные признаки) и различия. Чем насекомые отличаются от птиц? Стрекоза - насекомое или птица? Почему можно сказать, что стрекоза - насекомое? Чем питаются насекомые? Какую пользу они приносят? Почему кузнечик всегда зеленый?

Дети перечисляют признаки, общие для всех насекомых. Уточняется понятие «насекомые». Делаются выводы о том, что:

1) не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми, а значит, способны расти, развиваться, размножаться;

2) некоторые насекомые имеют окраску, делающую их незаметными для питающихся ими птиц (например, кузнечик живет в траве, он зеленый).

3) разные насекомые передвигаются по-разному (ползают, прыгают, а способ передвижения зависит от строения конечностей.

- Ребята, никогда не ловите ни бабочек, ни жуков, ни стрекоз, ни кого бы то ни было из насекомых. (Реакция детей.)

- У каждого насекомого свое предназначение. Вы теперь знаете, что пчелы и шмели опыляют цветущие растения. Благодаря им у растений созревают семена, которые дают жизнь новым растениям. И они расцветают каждый год нам на радость. (Обсуждение информации.)

Физкультурная пауза «Бабочки, лягушки и цапли». Дети свободно бегают на лугу. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся, лягушек (опускаются на четвереньки и скачут, цапель (замирают стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по лугу в произвольных направлениях.

III. «До свидания, разноцветный луг

1. «Наши впечатления о луге». В конце экскурсии дети делятся своими впечатлениями.

Лучше предложить детям самим рассказать о том, что они наблюдали, самостоятельно составляя связный рассказ об увиденном и услышанном, а не просто участвовать в беседе, направляемой вопросами воспитателя.

После рассказов детей воспитатель обобщает результаты наблюдений.

- Ребята, так что же растет на лугу? (Цветы, травы.)

- Как все это можно назвать одним словом? (Растения.)

- Так что же такое луг? (Луг - это множество растений, растущих на открытом солнечном пространстве.)

2. «Подарок с луга»

- Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Но я предлагаю прежде выкопать 2-3 кустика луговой ромашки и посадить их на нашем участке, и тогда, кроме садовой, у нас будет расти еще и ромашка, которую можно использовать как лекарственное растение. (Реакция детей, обсуждение предложения.)

- Выкапывать растения надо очень осторожно и аккуратно, чтобы не повредить их корни. Кто сможет справиться с этим заданием? (Предложения детей.)

- Хорошо, пусть сегодня это сделают Дима и Леночка (или другие дети- воспитатель называет их имена, у них это должно хорошо получиться. А остальные понаблюдайте, как они будут работать, чтобы в следующий раз можно было поручить вам такое задание и вы так же хорошо его выполнили бы. (Действия детей.)

Воспитатель предлагает детям, если они не устали, донести ведерки с ромашками до детского сада.

3. «Возвращение с экскурсии». Дети идут в свободном темпе. Учитывая, что дети могут быть утомлены обилием впечатлений, физическими нагрузками, можно предложить кратковременный отдых.

Последующая работа. Отражение полученных впечатлений в разных видах деятельности :

1. Составление рассказов о том, что понравилось на экскурсии.

2. В изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка).

3. В практической деятельности (посадка ромашки на участке детского сада).

Дополнительный материал к экскурсии на луг

В начале экскурсии загадать детям загадку «Нарядные сестренки весь день гостей встречают, медом угощают»; прочитать детям стихотворение С. Варгуна:

Давай пройдемся медленно по лугу

И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

В ходе экскурсии взрослый рассказывает детям о том, что даже коровы обходят растения с яркими цветами, как будто понимают, что они для пчел и бабочек, что им нужно отцвести и оставить семена. Скот больше всего любит невзрачные травы, мелкие цветки которых опыляет ветер. Это тимофеевка, лисохвост, мятлик, овсяница, пырей, полевица, колосок душистый, которых всегда много на лугах.

На каждом лугу дети встречаются с ромашкой. Однако у самых крупных из них другое название - нивяник, или поповник. В отличие от ромашки у них более эффектный цветок, другой лист, он цельный. У аптечной ромашки тонкий, извилистый стебель, рассеченный, узкий лист. У этой ромашки очень приятный запах.

Ромашка, ромашка,

Душистый цветок,

Желтая середка,

Белый лепесток.

Вот нивяник, что с ромашкою

Дети путают порой.

Он высокий и красивый,

С желто-белой головой. (М. Авдеева)

«Шмелиной кашкой» называют луговой клевер. Шмели устраивают свои гнезда прямо на земле, они питаются нектаром клевера.

Перед экскурсией на луг можно предложить детям выучить дома стихи о цветах, насекомых. Организовать небольшой концерт на лугу. Это очень оживит экскурсию. С целью более эмоционального проведения игр на свежем воздухе выучить считалку соответствующей тематики. Например:

Раз, два, три, четыре, пять -

Игры будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем - водишь ты!

Публикации по теме:

Дидактическая игра: «Разноцветный сундучок»Дидактическая игра: «Разноцветный сундучок» Вашему вниманию хочу предложить дидактическую игру на закрепление произношения звука"с". Цель: Закрепить с детьми произношение звука "с".

Дидактическое пособие «Разноцветный коврик»Дидактическое пособие «Разноцветный коврик» Уважаемые гости моей странички!Хочу предложить вашему вниманию просмотр моего дидактического пособия по развитию мелкой моторики «Разноцветный.

Дидактическое пособие «Разноцветный зонтик».Дидактическое пособие «Разноцветный зонтик». Дидактическая задача: - закреплять знание детей основных цветов; - учить находить длинные и короткие ленточки, широкие и узкие; - закреплять.

Лэпбук «Разноцветный мир»Лэпбук «Разноцветный мир» Лэпбук «Разноцветный мир» для детей старшей группы. Мир дошкольного возраста — это мир игр, развлечений, мир познания нового и неизвестного.

Разноцветный июнь! Мои фотозарисовкиРазноцветный июнь! Мои фотозарисовки Июнь в разгаре, несмотря на затянувшееся наступление лета, природа радовала нас красотой цветов. В садах, на лугах такая красота, что мне.

Развлечение «Наш разноцветный мир» в старшей группе Задачи. Создать условия для творческого применения детьми освоенных умений. Формировать чувство цвета в процессе разнообразных игр и упражнений.

Экскурсия по ПДД «Путешествие по селу» в старшей и подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 с. Ломово Корочанского района Белгородской области» ПРИКАЗ.

Экскурсия-путешествие «Путешествие за волшебным клубочком» (средняя группа) Программные задачи: Продолжать знакомить детей с кубанским бытом. Обогащать познавательные знания детей (обобщение понятий «предметы обихода»:.

Экскурсия-путешествие «Волшебная страна «Калинка»Экскурсия-путешествие «Волшебная страна «Калинка» Мы живем на Ямале, в городе Новый Уренгой, недалеко от Полярного круга. Зима у нас долгая, холодная, а теплое лето короткое. Очень хочется,.

Экскурсия в типографию-удивительное путешествие в мир полиграфии (фотоотчёт)Экскурсия в типографию-удивительное путешествие в мир полиграфии (фотоотчёт) Сегодня мы не представляем нашу жизнь без письма, печати, газет и журналов. История возникновения печатного дела уходит своими корнями глубоко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия на луг «Путешествие на разноцветный луг»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 10:16
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД