Лиана Григорян
Конспект экскурсии в мини-музей «Сказочная Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о народном промысле Гжель.
Задачи:
• дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика
• научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи
• воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к
декоративно-прикладному искусству.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Сказочная Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Оборудование: письмо с гжельским узором,экспонаты мини-музея,магнитофон,запись песни «Незабудковая Гжель», «Жар птица» ,коллективная работа детей и воспитателя (из шерстяных ноток)в дар музею.
Ход экскурсии
Воспитатель:Дорогие ребята!Мы с вами получили вот такое приглашение. Посмотрите, какой красивый, расписной конверт. Читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас в музей народного промысла, а вот какого, попробуйте угадать:
• Снежно-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?
• Видно, с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными,красивыми»
Дети:Это Гжель.
Воспитатель: Нас приглашают в музей, а вы знаете, как нужно вести себя в музее?
Ответы:
1. В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим.
2. В музее нельзя бегать,толкаться и загораживать витрины с экспонатами.
3. В музее нельзя трогать экспонаты.
Воспитатель: А что же можно и нужно делать в музее?
Ответы: Нужно внимательно слушать экскурсовода и задавать вопросы после экскурсии.
Воспитатель: Молодцы! Тогда оправляемся в музей!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы получили наше приглашение, и мы рады приветствовать Вас в нашем непростом, а в мини-музее гжели. Как Вы думаете, почему наш музей называется мини? Что означает это слово?
Ответы детей: Мини - значит маленький.
Воспитатель: Да, наш музей не совсем обычный. Посмотрите, пожалуйста, на экспонаты.
Читает стихотворение И. Кадухина
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее названье - Гжель.
Педагог показывает детям экспонат- фигурку: Как вы думаете, из чего сделана эта фигурка?
Ответы детей:Из глины.
Воспитатель: Да, начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность. Здесь находится месторождение жирных огнеупорных глин. Издревле жили на этой глиняной земле гончары. Глину копали сами. Только самый нижний слой считался хорошим- это тонкая белая глина, которая используется для изготовления фарфора и фаянса. Дома глину увлажняли водой, тщательно мяли. А потом мастер на гончарном круге чего только не сделает: и молочные крынки, и тарелки, и квасники, и кумганы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, а какие цвета присутствуют в этой росписи?
Ответы:Белый и синий.
Воспитатель: Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
(Л. Куликова).
Воспитатель:Давайте поиграем.
(Пальчиковая гимнастика).
Наши синие цветы Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Наши синие цветы Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, Головой качают.
Воспитатель: А я сейчас расскажу вам сказку о том, почему гжельские мастера используют только эти цвета (Звучит песня «Незабудковая Гжель» - муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).
Жил-был в деревеньке Гжель мастер. Имени его никто и не помнит уже. А вот память о его руках золотых осталась: умел он делать глиняную посуду, белоснежную, что зима-красавица. Да только сам мастер грустил иногда - не хватает чего-то в посуде-то. И решил он раскрасить посуду, а краски взять у природы-матушки. Желтую краску глиняных дел мастер попросил у солнышка-колоколнышка, зеленую - у травки, красную- у сочных, спелых ягод. Не нашел только синей краски. Вдруг откуда ни возьмись, тучки набежали. Стал мастер у дождика синего цвета просить, а дождик все краски-то и смыл. И осталась только его - синяя краска. Расстроенный пришел гончар домой и решил синей краской расписать свою белоснежную посуду. И так красиво вышло у него, словно неба синева отразилась. С тех пор в деревне Гжель все остальные мастера стали украшать свою белую посуду только синим цветом и прозвали такую посуду «Гжель».Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.
Что за синие просторы!
И картины, и узоры!
Воспитатель: А какую посуду гжельских мастеров вы знаете?
Ответы детей: Чашки, блюдца, тарелки, сахарницы, конфетницы, солонки, ложечки.
Воспитатель: Кроме посуды гжельские мастера делали и различные фигурки людей, и животных. Посмотрите на них.
Вы знаете, ребята, что в музеях нельзя трогать экспонаты, а в нашем необычном музее мы разрешаем гостям почувствовать, ощутить гладкость обливной глазури (Педагог дает детям погладить фигурки. Затем ставит на место).
(Читает стихотворение П. Синявского).
Есть в России такое местечко,
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу. На память о нашей экскурсии мы подарим музею вот такую подделку от наших детей.