Пронкина Светлана Михайловна
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с №2
Эксперименты в детском саду.
Воспитатель:
Пронкина С. М.
2014 г.
Эксперименты и опыт в детском саду
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в основании знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цели:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего возраста средствами физического эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы.
Развивать внимание, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).
4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух – его давления и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
6. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
9. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты : с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
В переводе с греческого слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли».
Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.
1. Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломку, появляются пузырьки).
2. У нас есть вдох и выдох.
3. Сколько весит воздух?
4. Можно ли поймать воздух?
5. Бывает ли воздуху холодно?
6. Может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами. Дети экспериментируют с песком:
1. Песчаный конус (течения песка)
2. Свойства насеянного песка.
3. Свойства морского песка.
4. Песочные часы.
5. Своды и тоннели.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле, воды на планете очень много – сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках, ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
1. «Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы).
2. «Подводная лодка из яйца». В стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенная в ней частички соли).
3. «Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
4. «Чудесные спички». Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокно дерева впитывает влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
5. «Подводная лодка из винограда». Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать).
6. «Капля шар». Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирает мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
7. «Можно ли склеить бумагу водой?». Берем, два листа бумаги двигаем, их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы – не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием).
8. «Чем пахнет вода». Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистою. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положены).
9. «Сравнить вязкость воды и варенья». (Варенье более вязкое, чем вода).
10. «Есть ли у воды вкус». Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
11. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).
12. «Куда делись чернила?. Превращение?» .В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).
Вывод: В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них отвечать, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!