Получи документы

Электронное портфолио педагога

Елена Ярославцева
Электронное портфолио педагога

Аналитическая записка участника конкурса.

Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Публикация «Электронное портфолио педагога» размещена в разделах

Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего запечатления. Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть усвоена.

Работая в должности воспитателя, главной целью своей педагогической деятельности считаю : повышение уровня развития личности и познавательной активности детей на основе современной концепции непрерывного дошкольного образования.

При проведении мониторинга освоения основной общеобразовательной программы. Результаты которого были следующими: 2013-2014 уч. г. (старшая группа) 15% низкий уровень образования, 25% средний уровень качества образования, 60% высокий уровень. Исходя из этого, было очевидно, что уровень развития экологической культуры детей дошкольного возраста, имел низкие показатели (Приложение №1).

Психолого-педагогические исследования таких авторов, как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, И. Г. Белавина, и Н. Г. Найденская, показали, что проблема особенности создания условий, эффективно влияют на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности. Следовательно, это и стало причиной моего выбора такой формы работы для организации педагогической деятельности по развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Используемая форма работы (проектная деятельность) – это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей, обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность, подводит детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению художественно-творческих способностей.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- использование инновационных технологий;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- многофункциональное взаимодействие с социумом.

Цель метода проектной деятельности:

Создание условий для развития экологической культуры дошкольников, творческих способностей ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила следующие задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом:

• Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

• Развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;

• Формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• Углубить и расширить экологические знания;

• Прививать начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные;

• Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

• Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе;

• Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• Развивать желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности.

С целью выявления уровня экологической культуры дошкольников на начальном этапе исследования, мной была проведена входящая диагностика. Перед началом данного процесса я изучила несколько диагностик, но остановилась на одной, более подходящей и доступной для детей дошкольного возраста. Диагностическое обследование экологической культуры рекомендуется проводить по стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.

В своей работе использовала методику, разработанную О. Соломенниковой. Входящая диагностика, которая является адаптированной О. Соломенниковой проводилась мной в начале 2013-2014 учебного года в форме беседы и представляла комплекс вопросов.

В результате проведения исследования было выявлено, что у (40%) дошкольников уровень развития экологической культуры отсутствует. Качество уровня присутствует частично у 35% детей. Качество присутствует полностью у 25% дошкольников (Приложение №2).

В ходе работы над проблемой, я в первую очередь обратилась к нормативным документам. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который регулирует содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. Конституция РФ, изучила «Конвенцию о правах ребёнка», санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13, журналы, методическую литературу и установила, что все авторы отмечают значительную роль развития познавательной активности в дошкольном возрасте ребёнка.

Анализ методической литературы позволяет не только грамотно, целенаправленно планировать работу по данной проблеме, но и делать жизнь воспитанников интересной, содержательной, ориентируясь на возрастные и психологические особенности ребенка.

Для дальнейшей плодотворной работы по развитию экологической культуры детей дошкольного возраста, большое внимание уделяла созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая способствовала развитию интереса ребенка (Приложение №3). Создавала развивающую предметно-пространственную среду в группе, как одно из условий системы экологической направленности развития детей дошкольного возраста. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации предметно-пространственной среды в группе, все центры развития были организованы по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, которые способствуют всестороннему развитию ребенка, эмоциональному благополучию и психологическому комфорту каждого воспитанника. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач организации детской деятельности. Каждый центр развития отражает задачи развивающей направленности. А именно:

-центр игры «Игровой уголок» направлен на развитие познавательных, коммуникативных способностей ребенка, так как совместно с родителями изготовили и приобрели атрибуты для наших малышей (посуда для кукол, инструменты для мальчиков, куклы, машинки, родители сшили красивое постельное белье на кроватки для кукол). С их помощью изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Поликлиника», «Школа», «Магазин», «Дорога» и т. д., оформлены дидактические игры.

-центр двигательной активности «Уголок физкультпривет!» формирует координацию, чувство ритма, так как для этого родители своими руками сделали нам «Султанчики», флажки, мешочки с песком, ленточки для ритмичных занятий, физкультурные косички, маски для ролевых игр. Приобрели обручи, резиновые мячи, скакалки, кольцеброс. А для развития познавательной активности детей, родители сами сделали журналы с иллюстрациями про физкультуру и спорт, дидактические игры: «Собери мячики», «Что лишнее?», «Найди скакалку» и т. д. ;

-центр конструирования «Цветная мозаика» направлен на сенсорное развитие, развитие мелкой моторики. Он оснащен различными видами разноцветных конструкторов, мозаик, наборы кубиков (пластмассовые, деревянные). Оформлены журналы с иллюстрациями разных видов конструкторов, картинки с постройками, дидактические игры «Где мой дом?», «Найди по цвету», «Найди по форме», «Построй Маше дом».

-центр музыкально - театрализованной деятельности «Уголок Музыки и Театра» выполняет задачу формирования творческой личности, чувство такта у ребенка дошкольного возраста. Зона оснащена различными музыкальными инструментами: погремушки, бубен, дудочка, барабан, гармошка, трещотки и т. д. есть различные виды театра: пальчиковый, масочный, кукольный и т. д. при помощи родителей, по количеству детей сшиты узорчатые платочки, для танце. Так же родителями изготовлены журналы с изображением музыкальных инструментов и игровыми ситуациями;

-центр книги отвечает за познавательное развитие, воспитывает патриотическое начало в детях. Здесь приобретено большое количество познавательной, художественной литературы, «Книжки-малышки», изготовленные руками родителей;

-центр отдыха (релаксации) отвечает за психологический комфорт воспитанников. Для этого здесь поставлена детская мягкая мебель, постелен на пол мягкий ковер, сшиты родителями маленькие подушечки для тактильного контакта детей;

-центр природы развивает экологическую направленность в детях. Коллекция комнатных растений (по возрасту, фартуки для дежурства, приборы для детской трудовой деятельности. Журналы: на каждый сезон (осень, зима, весна, лето, «Дикие животные», «Домашние животные», «Детеныши», «Птицы», «Деревья». Дидактические игры «У кого что?», «Где мой дом?», «Найди солнышко», «Закрой окошечки»;

-центр познавательной и исследовательской деятельности формирует познавательное развитие дошкольника. Ёмкость с песком, ёмкость с водой, пластмассовые приборы для измерения объема, щеточки, палочки, лупа, песочные часы. Для познавательного развития: «Коллекция ткани», «Коллекция бумаги», «Коллекция меха», вата, спилы деревьев. Так же «Картотека опытов», альбомы «Вода», «Песок», «Воздух». Дидактические игры: «Кто где живет», «Одень куклу по сезону», «Какая бывает Радуга»;

-центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики развивает коммуникативные навыки. Оснащен массаж ёрами для пальчиков рук, маленькими зеркальцами, картотека «Разминка для язычка», «Пальчиковые игры для детей»;

-центр патриотического воспитания «Семейный уголок» прививает любовь к близким, к Родине, развивает познавательный интерес к окружающему. «Генеалогическое древо», создали сами родители одной семьи, остальные изготовили творческие семейные альбомы. Так же фотовыставка «Лучше папы друга нет!», «Мамочка, милая моя!»

Создание благоприятных условий, а именно оснащение развивающей предметно-пространственной среды, использовалось мной для того, чтобы в дальнейшем разработать свою систему работы, с учетом имеющихся условий, собственных возможностей в выборе форм, методов педагогической деятельности. И ориентироваться на возможности детей моей группы, что должно было дать положительные результаты в развитии их экологической культуры. Всю работу по экологическому образованию осуществляла в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовала различные формы экологического воспитания:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли экскурсии по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Для обеспечения целенаправленности образовательного процесса, разработала и внедрила систему работы, в которой отражены различные виды деятельности с детьми по развитию познавательной активности, по средствам проектной деятельности:

• обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей;

• определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата;

• столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи;

• активизация способов получения информации;

• получение необходимой информации;

• планирование деятельности, определение средств реализации проекта;

• реализация проекта;

• обсуждение результата, хода работы;

• презентация результатов;

При организации деятельности по развитию у детей дошкольного возраста экологической культуры, мною выбирались разные направления проектной деятельности, и были проведены через все области развития (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).

В проектах объединяется содержание образования, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста были разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, мною были разработаны и реализованы в педагогической практике следующие проекты:

проект-экскурсия «Моя малая Родина» (2013год)

Задачи: создать условия для познавательного развития участников проекта, выработать систему воспитатель но-образовательной работы по теме. Так же оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств, повысить уровень знаний воспитателей и родителей, воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу. Здесь же: воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе, через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и разнообразия. Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, экологическую культуру. Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через изучение символики России, малой Родины, участие в экскурсиях, на родительских собраниях, открытых занятиях).

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родной природе, развитие экологической культуры;

проект «Дары Осени» (2014год);

проект «Волшебные краски весны» (2013год). Задачами проекта являлись: познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества, развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования. А еще воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой. Развивать познавательную активность детей. Так же привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей. В ходе проекта, итогом совместной деятельности детей и взрослых было сделано:

• организована выставка рисунков по нетрадиционным техникам;

• изготовлен альбом «Маленькие художники»;

• проведены консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования»;

проект «Огород на грядке» (2015год)

Задачи: закреплять знания детей о строении рассады, перца, помидор, капусты и их плодов, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, рассада, посадить, углубление, условия, учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Воспитывать интерес к труду в природе и уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам. Итоговым мероприятием стала презентация проекта на родительском собрании.

Основную цель своего педагогического руководства я вижу в том, чтобы развивать воображение детей, формировать мировоззрение, создавать условия для усвоения детьми познавательных навыков в дошкольном возрасте. По этому, вся запланированная мною работа способствовала тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Это можно будет проверить с помощью диагностических данных в завершении моей педагогической деятельности по развитию у детей экологической культуры.

В конце учебного 2014-2015 года вновь обратилась к диагностическим данным, и получила следующие результаты: качество развития экологической культуры детей дошкольного возраста отсутствует у 0% детей, качество присутствует частично у 20%, качество присутствует у 80% детей (Приложение№4).

Мои наблюдения за динамикой роста экологической культуры детей показали, что все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что после проведения системы мероприятий совместной и самостоятельной деятельности с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников, наблюдаются существенные изменения в знаниях детей. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем развития экологической культуры выросло. Проанализировав полученные результаты, я сделала вывод, что организовывая образовательный процесс, применяя методы проектной деятельности, я сумела развить у детей знания в области экологической культуры и познавательный интерес, тем самым подготовила к успешному обучению в школе.

В 2015-2016г. г., мной был проведен мониторинг детей младшего дошкольного возраста и он показал, что самостоятельно справлялись- 5% детей, с небольшой помощью- 45%, со значительной помощью-50% (Приложение №6). Осмыслив, что чем раньше я начну развивать экологическую культуру дошкольников, тем эффективнее будет результат на этапе завершения дошкольного образования.

Я, как воспитатель, занимающий активную педагогическую позицию, старалась вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей. Но зачастую родители недостаточно охотно откликались выйти на уровень совместной проектной деятельности с ребенком, на встречи с педагогами. Выход из этого положения виделся в изменении форм и методов сотрудничества с ними, в стремлении «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Удачной находкой являлись интерактивные формы взаимодействия с родителями через проектную деятельность. В ходе работы над проектом родители могли выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультант;

• отслеживает выполнение плана;

• решает оперативные вопросы;

• помогает в подборе материала;

• помогает в предварительной оценке проекта;

• участвует в подготовке презентации.

Для планирования работы с родителями по развитию экологической культуры дошкольников в процессе проектной деятельности было необходимо провести анкетирование среди родителей, с целью выяснения их компетенций в данном вопросе. По результатам анализа анкет было видно, что родители знают о значении развития экологической культуры дошкольников не так уж и много (2013-2014г. г) :

-не имеют представление, что такое проектная деятельность (75%);

-слышали о проектной деятельности дошкольников и считают ее нужной и полезной (15%);

-хотят получить подробную информацию по теме (10%).

В 2013-2014г. г. учебном году, продолжила повышать знания родителей о значении развития экологической культуры у детей. За летний период мамы и папы приглашались зрителями на тематические праздники, и нередко принимали сами участие в сценках, конкурсах (развлечение «Праздник разноцветных шаров», участие в развлечении «Жить здорово» и т. д.).

В течение всего учебного года моя работа по просвещению родителей в методах воспитания экологической культуры у детей, продолжалась. Для этого я предоставила им ряд консультаций по данной теме («Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг с ребенком на природе», «Экологическое воспитание детей в семье»). Предложила изучить памятки, на родительских собраниях проводила тесты, анкетирование (Приложение №6, вместе обсуждали те или иные поступки детей и находили выход из сложной ситуации. Тем самым, уровень знаний в развитии экологической культуры родителей, по отношению к ребенку повышался.

За летний период многие родители выезжали на отдых с детьми, вернувшись оттуда, дети рассказывали о своих впечатлениях. Для совместной работы по повышению познавательной активности детей, я предложила родителям оформить журналы с фотографиями, после чего мы сделали фотовыставку «Ура, мы на отдыхе!». Детям было очень приятно рассматривать и испытывать положительные эмоции от увиденного. После чего мной было проведено родительское собрание «Экологическое образование детей дошкольного возраста», где родителям была прочитана лекция «Что такое экология?».

В конце учебного 2014-2015 года проведена диагностика в форме анкетирования, результаты которой предстали таким образом:

-не имеют представление, что такое проектная деятельность (0%);

-слышали о проектной деятельности дошкольников и считают ее нужной и полезной (80%);

-хотят получить подробную информацию по теме (20%).

Такие формы взаимодействия с законными представителями, способствовали налаживанию доброжелательного отношения, а так же знакомству родителей между собой. Использование данных методов и приемов по организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов привело к успешному доминированию знаний родителей в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что, работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей, а это для ребёнка значит гораздо больше, чем беседы и нравоучения. Вырастает авторитет родителей в глазах ребенка. У родителей повышается компетентность в вопросах детского проектирования – они активно участвует в образовательном процессе ДОУ; повысились знания о возрастных закономерностях развития дошкольника и умения формировать экологическую культуру в условиях семьи.

Родители воспитанников являются активными участниками образовательного процесса, участниками муниципальных конкурсов, соревнований, акций.

Муниципальный уровень: благотворительная акция «Вместе украсим новогоднюю елку» 2015г., спортивные соревнования среди приемных (замещающих) семей Южного управленческого округа (1 место) 2016г.

Уровень дошкольной образовательной организации: благотворительная акция «День знаний с «Малышом» 2015г., конкурс семейного творчества «Фруктовое дефиле» 2015г., конкурс по наполняемости игровых центров для детского творчества 2015г., конкурс «Антитеррор» 2015 г., конкурс по ПДД 2015г.

Анализ условий получения результата основан на характеристике педагогических методов и технологий, профессионализма, квалификации, внешних условий протекания образовательного процесса.

Систему своей деятельности выстраиваю в соответствии с основополагающими документами, в сфере образования на федеральном, региональном, локальном уровнях.

В своей работе использую современные образовательные технологии: здоровьезберегающие технологии, технологию ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, технология игрового обучения (Б. П. Никитин, технология обучения детей раннего возраста (Л. А. Венгер, технология развивающего обучения дошкольников (В. В. Давыдов, технология по экологическому воспитанию дошкольников, разработанная по методике О. Соломенниковой. Систематическое использование воспитательно - образовательной деятельности с детьми здоровье- сберегающих технологий, способствует снижению заболеваемости в группе: 2013-2014г. на 5%, 2014-2015г. на 15%, 2015-2016г. На 20%.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование электронного портфолио — обязательная компетенция педагога дошкольного образования слайд 2 В ФГОС ДО от 17.10.2013 г. кадровые условия реализации программы воспитания и образования являются главными. В связи с этим был.

Консультация для педагогов «Портфолио как метод оценки профессионализма педагога в контексте ФГОС до» МДОУ «Детский сад № 126» г. Ярославль Консультация для педагогов «Портфолио как метод оценки профессионализма педагога в контексте ФГОС ДО».

Портфолио педагога Раздел 1. Общие сведения о педагоге Общие сведения Повышение квалификации 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Название структуры.

Портфолио индивидуальных достижений педагога Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Казанцевский детский сад Портфолио индивидуальных достижений педагога.

Электронное портфолио Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами", "папка специалиста". Портфолио (портфель достижений педагога) представляет.

Приказ, порядок проведения профессионального конкурса в ДОУ на лучшее портфолио педагога МДОУ детский сад "___" ___ ПРИКАЗ от___201_ года №___ О подготовке и проведении конкурса на лучшее портфолио педагога.

Совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога Совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога Педагог-наставник Воронович Валентина Михайловна Лицо,.

Электронное портфолио как творческая форма развития ИКТ-компетентности педагога МБДОУ «Центр развития ребенка – Октябрьский детский сад» Завьяловского района УР Старший воспитатель Черепанова Н. Л. Март 2016 год «Электронное.

Электронное портфолио педагога детского сада Изменения, происходящие в работе детских садов, связаны с действием ФГОС ДО, который предъявляет высокие требования к организации образовательной.

Электронное портфолио воспитателя Палтаевой Элеоноры Николаевны Палтаева Элеонора Николаевна - воспитатель МКОУ "Начальная школа -детский сад №15" а. Чур Туркменского района Ставропольского края. Образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Электронное портфолио педагога
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 12:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД