Екатерина Конева
Элементы психотерапии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Замечали, как при тревоге, раздражении, обиде непроизвольно сжимаются зубы, хмурятся брови, напрягаются плечи и спина? И чем сильнее переживаемая стрессовая эмоция, тем выше мышечное напряжение. Умение полностью расслабиться – важная составляющая в формировании стрессоустойчивости дошкольника. Научиться расслабляться можно с помощью специальных методик. Вот несколько упражнений, используемых на занятиях по логопедии.
Спокойствие, только спокойствие!
Путешествие в сказочный лес
Публикация «Элементы психотерапии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
1-ый шаг – общее расслабление.
Логопед говорит:
Мы пойдем с тобой гулять в сказочный лес. Мы пойдем спокойно, не торопясь, чтобы все увидеть,услышать и почувствовать ароматы леса. Вокруг высокие сосны, белоствольные березы, мы ими полюбуемся. Мы слышим, как стучит дятел, кукует кукушка. Под ногами мягкая, шелковистая трава, потрогаем ее рукой.
А вот кустик с ягодой –клубникой, сорвем ее и съедим. А вот брусника – ее тоже можно сорвать и съесть. Легкий ветерок обдувает лицо, руки, все тело – как приятно его ощущать.
Ребенок идет вместе с вами. Любуется, слушает, трогает, срывает и ест, чувствует ветер.
2-й шаг – обеспечение спокойного дыхания.
Логопед продолжает:
-Чувствуются ароматы леса: мы чувствуем запах смолы, стекающий по стволу сосны, пахнут цветы, благоухают ягодные поляны. Можно вдохнуть полной грудью этот воздух- и выдохнуть. Вдохнуть и выдохнуть.
Ребенок спокойно и глубоко дышит.
3 – й шаг подготовительный к релаксации.
Логопед говорит:
- Мы подошли к сказочному озеру. Мы видим голубую воду, под ногами желтый песок. Давай отдохнем, полежим на теплом песке. Закроем глаза, вдохнем полной грудью чудесный лесной воздух – и выдохнем. Вдохнем и выдохнем.
Ребенок ложиться на спину, спокойно и глубоко дышит.
4- 7- й шаг - последовательное «сверху вниз» напряжение и расслабление.
Логопед:
- Тут из-за дерева выглянул луч солнца и попал тебе на лицо. Сильно – сильно зажмурь глаза, напряги лицо. Еще сильнее. Держим напряжение. Держим. Спрятался лучик - расслабили лицо и глаза. Как приятно! (повторить 1-2 раза).
Ребенок напрягает и расслабляет лицо, запоминая ощущение расслабленного лица.
Логопед:
- А под ладонями теплый песок. Возьми немного песка и сильно – сильно зажми его в кулачках. Еще сильнее. Держи крепко, что бы ни песчинки не просыпалось. Держи, держи, держи…А теперь разожми кулаки, высыпай песок. Как приятно расслабить кулачки! (повторить 2-3 раза)
А вот на твой животик упала шишка. Что -бы она не свалилась, сильно – сильно напряги животик. Еще сильнее. Еще сильнее. Держи. Держи. А теперь расслабляй. Чувствуешь, как приятно расслабление? (повторить 1-2 раза)
А сейчас на каждую ножку присела бабочка. Помоги ей удержаться - напряги ножки. Сильнее, сильнее. Держи напряжение, держи. А теперь расслабь, как приятно расслабление (повторить 1-2 раза)
Ребенок запоминает все команды.
8-й шаг – запоминание ощущения расслабленного тела.
Логопед:
- Как приятно лежать расслабившись! Тело отдыхает, оно расслаблено. Запомни это удивительное ощущение.
Ребенок запоминает ощущение расслабленного тела.
9- й шаг- возвращение.
Логопед:
- Вдохни вновь чудесный лесной воздух. Вдохни. И еще вдохни – вдохни. Повернись на бочок, садись. Добрая фея взмахнула волшебной палочкой - и мы дома.
Эта методика применяется после напряженного дня.