Приложение МААМ

Элементы ТРИЗ как средство усвоения детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине (1 фото)

Лилия Юнусовна Зарипова
Элементы ТРИЗ как средство усвоения детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине
▼ Скачать + Заказать документы

Элементы ТРИЗ как средство усвоения детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине

«Работа по картине» .

Элементы теории решения изобретательских задач позволяют получить гарантированный результат – усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Публикация «Элементы ТРИЗ как средство усвоения детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине» размещена в разделах

Картина приносится в группу заранее, находится на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игр со всей группой или подгруппами детей в течении двух недель. В пятницу, к концу 2-й недели, рекомендуется итоговая беседа со всей группой детей.

При обучении детей по традиционной методике они уже через 12 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. При планомерной работе по методике ТРИЗ даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер.

Цель:научить детей сознательно выражать свои мысли и чувства,научить детей творческому рассказыванию (технология ТРИЗ) ,развитие связной речи.

Материал:ватман,красный,черный фломастеры,блокнот и ручка (для воспитателя).

1.«Определение объектов на картине».

Цели:

1. формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.

«Смотрю на картинку, и называю объекты»;

___

Рассмотреть картинку.

Содержимое картины.

Девочка плачет. Собака смотрит на девочку. Девочка стоит на берегу. На речке растут камыши. Мячик находится на речке.

Вопросы:

-Кто нарисован? (девочка,собака).

-Что они делают (девочка плачет,собака смотрит на девочку).

-Мячик где находится (на речке).

-На речке что растет (камыши)

-Девочка где стоит (берег).

-Девочка из-за чего плачет (мяч)

-На берегу что есть (камыши,песок).

2. этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цели:

находить взаимосвязей объектов, изображенных на картине;

«Один объект связан с другим»;

Алгоритм установления взаимосвязей между

объектами на картине.

1. Выдели два объекта на картине.

2. Объясни, почему они между собой связаны.

3. Объедини названные объекты стрелками.

.Найти связь между объектами.

Какие 2 кружочка мы можем связать между собой (Работа на ватмане,соединить кружочки с линиями)

3. этап.

«Представление возможных ощущений с помощью разных

органов чувств».

Цели:

На основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

«Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»;

1. в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Насытить яркими образами,погрузиться в картину. Приставить все что можно потрогать,и сказать вкусовые качества.

Погружение в картину.

Трогаем. У девочки платье легкое,шелковое,воздушное. Гольфы тонкие. Волосы мягкие.

Мяч-круглый,резиновый,легкий, холодный.

Собака-лохматая,пушистая,маленькая,легкая.

Песок-рассыпчатый,мокрый.

Камни-большие, маленькие,твердые.

Мокрая-слезы,вода.

Звуки. Звук воды.

Плач девочки.

Лай собаки.

Вкус. Слезы на вкус соленые.

Вода на вкус пресная,холодная.

Запахи. Запах ветра. (свежо)

Речной запах.

4.1Картотека загадочных слов,что может быть забавным.

Девочка льет крокодилье слезы.

Крокодилье слезы-так говорят о человеке,который по всякому поводу льет из глаз потоки фальшивых слез.

На этой картине собачка смотрит на девочку. Сочувствует, хочет помочь.

Сочувствие-естественное чувство,сочувствовать можно не только человеку,но и животными даже одушевленным предметам.

4.2. Метод фокальных объектов.

о-1вид объекта на картинке

о-2 по представлению

о-3 не реальный объект

Девочка

Велосипед

Фиксик

красивая

железный

маленький

добрая

быстрый

невидимый

опрятная

новый

черный

рыжая

старый

трудолюбивый

маленькая

холодный

быстрый

рюмяная

черный

умный

плаксивая

легкий

коричневый

собака

4.3. Задание на сравнение.

Можно сравнить девочку и мальчика.

-девочка маленькая,а мальчик большой.

-у девочки волосы длинные. а у мальчика короткие.

-девочки любят играть в куклы,а мальчики

машинки.

-у девочек любимый цвет розовый,а у мальчиков синий.

-девочки носят платье,а мальчики брюки.

Собака -кошка.

-собаки лают,кошки мурлыкают.

-собаки дом охраняют,а кошки мышей ловят.

-собаки кусаются,кошки царапаются.

-собаки большие,кошки маленькие.

Река-лужа.

-речка течет,лужа стоит.

-речка большая,лужа маленькая.

-речку переплыть можно,а лужу перешагнуть.

-по реке настоящие корабли плывут,а в луже бумажные корабли.

-Вода пресная,слезы -соленые.

4.4 Составление загадок.

Мяч.

Какой?

Что такое же?

круглый

клубочек

разноцветный

радуга

маленький

воробушек

легкий

пух

Но Не

Круглое, но не клубочек.

Разноцветный, но не радуга.

Маленький,но не воробушек.

Легкий,но не пух.

( Ответ:мяч)

Что делает?

Что такое же?

Но это не

ходит

кошка

лает

собака

кусается

крапива

щенок

( Ответ:щенок.)

4.5. Игра с открытой загадкой.

Я задумала слово-твердое.

-земля. (твердое)

-камень

-характер.

Отгадка. (твердый носок туфель).

4.6Нужно найти противоположные характерные объекты.

Мокрая вода-сухой песок.

Мягкий камыш-твердый камень.

Соленые слезы-пресная вода.

Горячий воздух-холодная река.

Длинный камыш-короткое платье.

5. Рассматриваем персонаж с2-х сторон (хорошая и плохая).(Представить себя персонажем).

Плохая сторона:девочка уранила в речку мяч,она плачет,переживает,не знает что делать.

Хорошая сторона:девочке кто-нибудь поможет. Достанут мяч из реки. Мяч не утонет,он резиновый,выплавит.

6. Итоговая беседа

«Составление детьми творческих рассказов

по картине».

Цели:

1. закрепить занятия, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;

___

Учим детей находить начало,середину и конец рассказа.

Рассказ.

Девочка играла с мячом,она его кидала,бросала,катала. У нее было хорошее настроение. Ей было весело. Она побежала к речке,и собака за ней. Девочка там увидела камыши,она хотела их потрогать,они были такие длинные,красивые,пушистые. В это время вдруг подул сильный ветер,мяч покатился к речке и упал в воду. Девочка заплакала и не знала что делать. Долга она плакала. Потом мама нашла девочку,и достала из воды мяч. Мама успокоила Таню и они пошли домой. По дороге домой мама объяснила Тане что нельзя играть на дороге,рядом с речкой,с озером. Таня обещала маме что больше не будет далеко уходить от дома.

Я заранее составляю собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин.

 Накануне занятия я сообщаю детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости.

Вначале детям предлагаю рассказать в какие игры с картиной они играли. Я предлагаю детям  в качестве подарка картине составить свои рассказы.

Рекомендую игры «профессора Вопроскина» : где дети задают друг другу как можно больше вопросов по картине.

Необходимо планировать не более 6 – 7 сюжетных картин в год для составления рассказам по ним, т. к. как основная цель – не рассказ, а усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным картинкам.

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Фантазёры»Авторская дидактическая игра «Фантазёры» Варианты игры. - Выкладывание задуманного сюжета из картинного материала. - Составление рассказа о временах года. - Что перепутал художник.

Описание пейзажной картиныОписание пейзажной картины Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементы ТРИЗ как средство усвоения детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 15:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементы ТРИЗ как средство усвоения детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Юнусовна Зарипова (УИ 208309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД