Получи документы

Эмоциональная сфера и ее негативные проявления у детей дошкольного возраста

Солнцева Алла
Эмоциональная сфера и ее негативные проявления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

В. В. Лебединский и О. С. Никольский отмечают что, богатая эмоциональная палитра дошкольника с одной стороны обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Но с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка. Деформация эмоциональной сферы или так называемое эмоциональное неблагополучие - это отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает, неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмо-циональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует не-уверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Публикация «Эмоциональная сфера и ее негативные проявления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).

А. И. Захаров указывает что, причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности.

Одной из причин может быть оценка взрослого. Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребёнок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появ-ляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, вооб-ражения и т. д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

А. И. Захаров описывает следующие возрастные особенности проявления страхов :

8 месяцев - боязнь незнакомых людей.

После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

1,5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

2 года - страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка, уколов.

Младший дошкольный возраст - страхи сказочных персонажей, уко-лов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст - страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием и сказочных персонажей.

Младший школьный возраст — страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

В 5— 6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых — радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).

Уже в дошкольном возрасте наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. По данным А. И. Захарова, проводившего опрос родителей, пики сензитивности у мальчиков в 5 и 9 лет, у девочек в 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3-5лет и 7-10, а у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3-7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, затем уменьшаются и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек — нерезкие подъемы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики, по оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем девочки, и у них нервность, в отличие от девочек, повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте.

О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной девиации у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с же-лудочно-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.

Если по каким-либо причинам плохо ребенку-дошкольнику, то у него, скорее всего разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть тики и заикание. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора в этом возрасте.

Чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний в до-школьном возрасте является депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Литературные данные свидетельствуют о том, что высо-кую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др., детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о квест-игре «День спонтанного проявления доброты» в подготовительной группеФотоотчёт о квест-игре «День спонтанного проявления доброты» в подготовительной группе 17 февраля отмечаемый по всему миру ежегодно "День спонтанного проявления доброты". Этот праздник ведет свою историю из США, но сегодня.

Конспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группыКонспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группы Цель: Создание условий для развития в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра.

Конспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать представление о нравственных нормах отношений с окружающими и о доброте как важном качестве человека, о доброжелательности,.

Конспект занятия «Мы все разные, но мы равны» ко Дню спонтанного проявления доброты на МAAM Цели: формирование понятия толерантность, представления о качествах личности, необходимых для общения, воспитание терпеливости по отношению.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера»Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера» Многие родители ошибаются, думая, что главное при подготовке к школе является интеллектуальная область, а значит, на нее и нужно обращать.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты»Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты» Без добра на этом свете Жить не могут даже дети! Потому что доброта- Бескорыстная черта! Нас бы не было сейчас Будь она чужой для нас! Мы.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологовЭмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов - психологов «Берегиня» Состав клуба педагогов - психологов «Берегиня».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональная сфера и ее негативные проявления у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 июня 2022 в 14:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональная сфера и ее негативные проявления у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Солнцева Алла (УИ 2627733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД