Ольга Алексеевна Ярополова
Эмоциональное благополучие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнка обучи – дашь миру человека. Виктор Гюго
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира, процесс познания ценностей и смыслов жизни. Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и ДОУ. Поэтому нужно готовить детей к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями.
Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Мы растим детей сильными, бодрыми, энергичными. Для этого важно научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем.
Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка» размещена в разделах
Эмоциональное состояние ребенка также важно, как и физическое и является одним из базисных качеств жизни человека. Дети в детском саду находятся в постоянном контакте с взрослыми и сверстниками, и могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы с взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Фундамент закладывается в детстве и зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Эмоциональное благополучие выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка :
• наличии чувства доверия к миру;
• способности проявлять гуманные чувства;
• способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
• наличии положительных эмоций и чувства юмора;
• способности и потребности в телесном контакте;
• чувстве удивления;
• вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
• способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
• способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами. Причины могут быть разные: биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, его темперамента и характера и т. д. ; психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи и т. д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.
Эмоциональное неблагополучие ребенка осознается родителями и формулируется ими по-разному: в виде проблем, трудностей в воспитании ребенка; запроса к специалисту (психологу; педагогу; дефектологу; врачу); в форме претензий к другим членам семьи; в стремлении получить дополнительную информацию о коррекции воспитания ребенка и так далее.
Родители могут свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:
• создание в семье атмосферы положительных эмоций;
• создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
• принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
• поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;
• в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;
• включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.
Для выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия предлагаю воспользоваться опросным листом (Приложение 2, методикой (Приложение 3, тестом (Приложение 4).
Воспитатель должен много работать с родителями, быть культурным человеком, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу : считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.
Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья. Для того чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, то есть адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.