Приложение МААМ

Эссе «Я улыбаюсь…»

Ольга Суворова
Эссе «Я улыбаюсь…»
▼ Скачать + Заказать документы

Перед глазами образ пятилетней большеглазой девочки с кудряшками - пружинками.

- Здравствуйте.

- Добрый вечер, Настенька.

Я, как обычно, тороплюсь домой, к рутинным делам. За спиной слышится солидный мальчишеский голос: «Кто это?». А в ответ – «Это художница». Я, не удержавшись, оборачиваюсь и встречаюсь взглядом с девочкой. Она улыбается, и я улыбнулась ей в ответ. Эта нежданная встреча, этот короткий миг никак не выходит у меня из головы и дает пищу к размышлениям.

Публикация «Эссе „Я улыбаюсь…“» размещена в разделах

Наверняка многие задаются вопросом «Почему дети любят рисовать?». Помню, что у меня в детстве был свой блокнот в половину альбомного листа, куда я заносила свои рисунки. Кстати, я храню его до сих пор. Из разговоров с родителями я поняла, что взрослые к «художествам» детей относятся по-разному. Одни считают ребячьей забавой: полезной, тогда рисованию не надо мешать, или бесполезным баловством, поощрять которое не стоит, а запретить трудно. Другие стремятся увидеть в увлечении ребенка проявление задатков будущего художника-профессионала и пытаются записать его во все мыслимые и немыслимые студии и кружки. «Пусть везде ходит» - думают они. Третьи воспринимают увлечение ребенка рисованием, как нечто проходящее со временем.

Если бы взрослые могли заглянуть, хотя бы на одну минуточку, в свое детство и стать ребенком, который с увлечением рисует, быть может, они по-другому взглянули на процесс рисования и подумали: «Почему я раньше любил рисовать и не боялся, что это будет неправильно?». Над этим вопросом стоит задуматься. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. И я заметила, что дети при планомерном и последовательном обучении увлеченно, с азартом воспринимают творческую задачу, и чем она кажется им труднее, тем с большим желанием они приступают к работе. Ребенку-дошкольнику характерна, особенно на первом этапе изобразительного творчества – большая смелость. Ребенок изображает разнообразные события из своей жизни и воспроизводит увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг. В. Г. Лабунская считает, что среди рисующих детей можно встретить 2 типа рисовальщиков – наблюдателя и мечтателя. Для творчества первых характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для вторых – образы сказок, образы воображения. Малышу все в этом мире интересно и ново. Желание рисовать велико, но окружающий мир так многообразен. И, к сожалению, нередко не без помощи взрослых маленькие рисовальщики твердо усваивают правило: не умеешь рисовать, лучше не берись – все равно ничего путного не выйдет. Действительно, психология взрослого такова, что он вряд ли возьмется за то, чего не умеет.

«Это художница» - снова вспоминаю я слова ребенка. Древнегреческий мудрец Солон сказал: «Слово есть образ дела». И действительно, кто как не мы взрослые можем помочь ребенку, который пытается рисовать. Что я могу дать детям? Все-таки, любые достижения детей зависят от взрослых.

Да, рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых не требуется. Но нередко замечаешь, что предоставленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание или начинают повторять себя. Изображения домиков, корабликов, человечков, почти одинаковы на рисунках многих детей. А. В. Бакушинский в своё время предостерегал «…вполне известен унылый шаблон ёлочек, берёзок, домиков и корабликов…Освобождение детей от такого шаблона всегда крайне трудно».

Теоретические исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Е. И. Игнатьева, Н. П. Сакулиной, А. А Волкова показывают, что изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов, представлений и овладения способами изображения. Не имея необходимых для изображения знаний, навыков и умений, не получив достаточно отчётливых представлений об изображаемом, ребёнок чувствует себя беспомощным, вынужден рисовать не то, что задумал, а то, что получается.

Китайский философ Конфуций говорил «Слово должно быть верным, действие должно быть стремительным». Вы спросите с чего начать? Научитесь с ребенком наблюдать. Это одно из наиболее эффективных средств к осознанию особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства. Умение наблюдать, видеть и рассматривать обогащают знания и зрительные представления ребенка. Смотрят люди вокруг себя по-разному. Один посмотрит – ничего особенного не заметит и тотчас же забудет увиденное. Другой заметит в увиденном что-то особенное, необычное, иногда новое и запомнит. Правильно делает мать, когда во время прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с легкими, как бы тающими облаками!». Очень важно подсказать ребенку новые интересные темы для рисования. Как ни живо воображение ребенка, но иногда он затрудняется, не знает, что ему рисовать, начинает механически повторять одни и те же привычные образы.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт у детей личностно значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, что подчеркивает в своих работах Г. Г. Григорьева, а это в свою очередь обеспечивает эффективность занятий с ребенком. Включайте не только интеллектуальные, но и пальчиковые игры, которые способствуют укреплению и подготовке мелкой моторики руки. Ну а сказочное повествование и персонажи, игровые ситуации, игры-импровизации помогут ребенку ощутить себя в ситуации зрителя, слушателя, актера и придадут действию динамичность, загадочность.

Рисовать в «Мастерской» очень нравится детям. Они говорят: «Мы как настоящие художники». Очень хорошо если дети попробуют свои силы на мольберте, уменьшенной копией инструмента художника. Показывая детям, специально подобранные, зарисовки и эскизы, схемы-модели вы будете способствовать развитию у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям. Ребенок охотно занимается таким выбором. Он как будто собирает мозаику, определяя сюжет и композицию рисунка, учится мотивировать свой выбор. Дети очень любят тайны и секреты. Я иногда использую в работе с детьми прием «Секреты художника». Поведайте им «по секрету» «таинственный прием» рисования или «загадочную картину» и вы увидите, какая будет реакция у детей и насколько быстро и прочно они усвоят новые знания. Дети меня часто просят включить «волшебную музыку», они утверждают, что кисточки становятся послушными и начинают «порхать по листочку как бабочки». Вы в это поверите? Я, да.

Зачем приобщать ребенка к искусству и как это может помочь рисованию? Это вопросы, которыми, я думаю, озабочены многие родители. Однозначные ответы дать трудно, каждому нужно искать свой собственный, но можно помочь в поиске советами и примерами. Я приглашаю детей на занятие-выставку, где можно помочь детям пополнить имеющийся запас знаний об окружающих предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных, а самое главное «напитать душу красотой», дать возможность «прикоснуться к прекрасному», «ощутить вдохновение». Мне кажется, только внутренне прекрасный человек может перенести на обычную бумагу свои мысли и чувства. Как хочется, чтобы таких детей, любящих изобразительное искусство, которые в будущем тоже станут чьими-то родителями, становилось больше. И жизнь не казалась бы такой серой, и больше бы было красок в мире. Прав Софокл: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». Все зависит от нас с вами.

И самое главное. Проявляйте интерес к рисунку ребенка, рассуждайте о нем вместе с ребенком. Это не только поощряет его к дальнейшей работе, но и дает понять, в каком направлении он должен и может усовершенствовать свой рисунок. И тогда ребенок будет хотеть рисовать, будет рисовать много, увлечется этим занятием и пронесет это через все жизнь, а значит, мы, взрослые, много сделаем для развития его способностей.

Я улыбаюсь… Перед глазами образ пятилетней большеглазой девочки с кудряшками – пружинками. Как много зависит от слова… ребенка.

Публикации по теме:

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Стенгазета к Дню защитника ОтечестваСтенгазета к Дню защитника Отечества Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию коллаж к 23 февраля, который я сотворила для своих воспитанников. Основная.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Я улыбаюсь…»
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 22:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Я улыбаюсь…»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Суворова (УИ 153773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД