Татьяна Мальцон
Эссе «Я — воспитатель новой формации»
▼ Скачать + Заказать документы
Наступил XXI век и новое тысячелетие, а с ними - и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я воспитатель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же воспитатель, занимаясь воспитанием и обучением детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель новой формации“» размещена в разделах
В последние годы, отечественная педагогика стала ориентироваться на изменения, которые произошли в нашем обществе – это и повсеместная компьютеризация и глобальные изменения в мире информатизации; работа воспитателя с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении современный воспитатель - это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий, как раньше, готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, поиске новых решений, методов и средств. На мой взгляд, в нашем современном веке – «веке информационного прогресса», такой поиск должен быть присущ не только молодым педагогам дошкольного образования, с их современной точкой зрения на методы обучения и воспитания, но и опытным воспитателям, у которых имеется многолетний стаж и накопленные знания в области воспитания и обучения. Но на практике часто приходится наблюдать, как опытные воспитатели, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и страхом воспринимают нововведения как образовании, в общем, так и в дошкольном в частности. В настоящее время, практически каждый день внедряются все новые и новые технологии воспитания и обучения детей, происходят изменения в Законе “Об образовании”, вводятся новые Федеральные государственные требования, Федеральные государственные образовательные стандарты, происходит интеграция воспитательно – образовательного процесса. Поэтому, если у опытного воспитателя есть огромное желание, быть нужным в современном веке постоянных изменений и нововведений, ему не следует бояться изменить свою точку зрения, получать новые знания в соответствии с современными запросами, постигать новые высоты в выборе пути для более успешного воспитания и обучения, даже после многолетней педагогической деятельности. Воспитатель нового поколения - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. И для того чтобы идти в ногу со временем, современными взглядами на жизнь, с учетом запросов современного общества и государства, воспитателю просто необходимо в первую очередь самому развиваться не только в каком-то одном направлении, а именно в целом.
Не развиваясь сами, воспитатели детского сада не смогут быть полноценными собеседниками, будут не в состоянии поддержать тему разговора, общаться с детьми, родителями и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей воспитателя новой формации. В моем представлении, наш век существенно отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому современный воспитатель должен быть готов к любому общению, получению новой информации, различного рода нововведений. В скором времени, не только в школах, ВУЗах и других образовательных учреждениях, но и детских садах повсеместно будут использоваться различные современные информационные технологии и появится возможность использовать компьютерную технику в воспитательно-образовательном процессе, подключиться к сети "Интернет" и электронной почте. Поэтому, воспитатель «нового поколения» должен быть грамотным, умеющим работать на компьютере человеком, обладающим навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовым не только к личному общению, но и к общению через "Интернет". А компьютер сейчас входит в каждый дом с такой скоростью, что его можно поставить в один ряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Но желание освоить этот новый для многих педагогов дошкольного образования вид деятельности должно исходить в первую очередь от них самих, а не по указке. Поэтому самостоятельная работа каждого воспитателя над саморазвитием, его желание освоить хотя бы простейшие навыки владения информационными технологиями, новыми способами и методами использования их в своей работе в ближайшем будущем станет необходимой. Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел информационный прогресс в области обучения и воспитания, современный воспитатель не будет забывать о том, что главное в его профессиональной деятельности - это научить детей общаться и воспитать из них людей, ценящих моральные принципы и устои, умеющих испытывать настоящие чувства и искренне выражать свои эмоции. Ведь никакие, даже самые совершенные современные технологии не могут заменить настоящее живое общение с окружающими, выразить свое отношение к окружающей действительности.