Любовь Крутикова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающий звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу!
Автор неизвестен
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Это значит - найти свое призвание.
Размышляя над темой эссе, я думала, как рассказать на нескольких страницах то многое, что включает себя моя профессия? Как донести до читателя то важное, что называется «моей философией»? Что же является важным в моей профессии?
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Любить ребенка? Да, безусловно, это первое качество, необходимое воспитателю. Но любят ребенка и родители, родственники. В совершенстве владеть методиками, уметь «научить» и «воспитать»? И это тоже важно. А если взглянуть на вопрос глазами самого ребенка? Чего ждет от меня он, этот маленький человечек, каждое утро встречающий меня то радостной улыбкой, то грустинкой в глазах? Ответ для меня очевиден - надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая им дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и ценность. Самой учиться у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать.
Кто такой воспитатель? Воспитатель — это первый после мамы учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатель, на мой взгляд, это человек, который в душе навсегда сумел сохранить частичку детства. Иначе дети не примут, не пустят в свой мир.
Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей, глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя на эти детские лица, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок научился понимать, распознавать, проговаривать свои собственные чувства и эмоции. Тогда он научиться чувствовать, понимать других людей и окружающий его мир. А для этого мир ребёнка надо наполнить разными оттенками чувств и эмоций.
Передо мной стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Я, как воспитатель, должна уметь шить, мастерить, играть и петь с детьми - быть интересной для своих детей.
Каждый день я мотивирую свою деятельность, задаю себе вопрос «С чем я иду навстречу к детям? Что нового и интересного я привнесу в их день»? А в конце дня анализирую: «Получилось ли всё то, с чем шла к детям? Чему меня сегодня научили дети»? Стараюсь, чтобы у ребёнка пробудился интерес к новому делу, появилось желание освоить вместе со мной это новое дело, научиться чему-то у меня, далее проявить самостоятельность, а затем и творчество, выразить свою индивидуальность в разных видах деятельности.
Ребенок развивается в игре. Я стараюсь учитывать это при организации жизненного пространства в группе. В совместных играх я показываю ребенку разные способы решения игровых задач, каждого стараюсь вызвать на разговор, добиться максимальной его активности. Я стараюсь брать на себя и демонстрировать детям разные роли. Сегодня я - «артист», увлекающий ребёнка в свой театр, а ребёнок – «очарованный зритель». Завтра оба мы - «собеседники», между которыми выстраивается диалог. На следующей ступеньке мы взаимодействуем, сотрудничаем, и я выступаю в роли «дирижёра, режиссёра», а дети – «заботливые исполнители». Ступенька выше - и я уже «очарованный зритель», а дети – «артисты», «художники», «исследователи» в своей творческой мастерской. Так вместе шаг за шагом, играя, мы идем к успеху!
Успехи ребёнка во многом зависят и от моего контакта с родителями, а значит, надо искать дорожку и к ним. Я радуюсь вместе с ребёнком каждому его, пусть даже самому малому результату и хочу, чтобы родители так же бережно относились к его достижениям, уважали ребёнка за его «труд». А если что-то не получилось, то учу задавать вопрос: «А почему не получилось, как думаешь?» и решать вместе с ребёнком эту задачу, направляя его, но так, чтобы ребёнок сам искал ответ. Тогда у ребёнка сформируется умение находить причину и доводить начатое дело до конца.
Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Мне верят, на меня надеются, от меня ждут понимания и преданности. И я должна соответствовать, быть всегда на высоте.
И ещё я поняла – в моей профессии нет конечной точки развития профессионального мастерства. Приходит новый ребёнок, и с ним я снова учусь, учусь искать ниточку, соединяющую его и меня, как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника.
И точно знаю, что выйдя за пределы детского сада, встречу улыбающихся родителей и детей, бегущих мне навстречу, услышу слова благодарности, поинтересуюсь успехами детей и попрошу родителей: «Берегите души ваших малышей! Не жалейте ласки и тепла, и тогда любовь вернется к вам сполна!»