Елена Передкова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет
Его не на пустом небосводе собственного разума,
но в человеческой любви»
Ф. М. Достоевский
По моему мнению, великий русский классик обозначил главное – созидающую любовь. Только ей подвластно все, только с ней человек – Человек, только с ней он творец, свободный и всеобъемлющий, только с ней можно нести в этот мир гармонию, созидание, тепло, красоту, добро… Это то, о чем пишет А. Безыменский:
Имеющий в руках цветы,
Дурного совершить не может …
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Я считаю, что каждый в этом мире делает свой выбор, каждый становится себе судьей или не становится, превращаясь в кораблик с собственным парусом и курсом, как баховская Чайка по имени Джонатан Ливингстон, или щепочкой, плывущей по течению.
Примета нашего непростого времени, на мой взгляд, – снижение потребности в творческих личностях, что приводит к усреднению таланта, невостребованности, затуханию и гибели таланта, творчества, горения, духовности. Формирование и развитие духовного мира человека через созидающую любовь, то есть творчество – важнейшая и актуальная задача современной педагогической науки и практики. Именно поэтому моя педагогическая философии – рождение творческой личности посредством творчества педагога.
На протяжении всей своей взрослой жизни я неоднократно задавала себе вопросы: «Что такое творчество?» «Чем отличается от него детское творчество?» «Как воспитывать и развивать творческую личность?» и многие другие. Мне кажется, что творчество – это деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Детское творчество несколько отличается от творчества взрослого, это «создание субъективно новых образов, которых ребенок до этого не создавал».
Став взрослым человеком, я поняла, что ТВОРЧЕСТВО должно сопровождать человека всю жизнь. Так случилось и со мной. Сколько себя помню, мне всегда хотелось что-то делать: рисовать и лепить, шить и вязать, делать всевозможные поделки из подручных материалов и мягкие игрушки. Мое творчество было для меня частичкой моей души, воплощением мечты, поэтому мне хотелось дарить сделанные мною сюрпризы родным и близким, лица которых озарялись светом. Все это было созидающей любовью, моим творчеством. В школьные годы я начала заниматься в кружке «Роспись по дереву», где смогла достичь больших успехов, и мне захотелось научить созидающему творчеству всех окружающих. Именно тогда я и решила, что стану педагогом и буду вдыхать созидающую любовь в жизнь воспитанников, помогать рождению творческой личности, раскрытию творческих способностей.
Мой секрет успешной работы с детьми – формирование потребности в умении удивляться, так как творчество начинается с удивления. Маленький человечек, пришедший в этот мир, еще умеет удивляться, по мере же взросления удивление уступает место, как это не печально, обыденности и привычности… Я считаю, что во многом в этом виноваты и мы, взрослые, которые давно перестали видеть мир как дети. Это то, о чем очень хорошо сказал Эзейнштейн: «Двое смотрят вниз: один видит лужу под ногами, другой – звезды, отраженные в ней…»
Я уверена, что в детях скрыт огромный потенциал, каждый из них творец. Каждый стремится принести в этот мир что-то свое, прекрасное. Все дети любят рисовать, лепить, мастерить что-то из бумаги. Может быть, в будущем они станут гениальными художниками, скульпторами, архитекторами, живописцами. В этом им необходима помощь, и помочь им должны мы, взрослые. Занимаясь с детьми, я стараюсь научить их воображать, фантазировать играя, трудясь, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией.
Не каждый, кто смотрит, умеет увидеть. Видеть надо научиться. Чем раньше мы начнем учить воспитанников видеть, тем большие возможности раскроются перед ними. Мной разработана программа кружка «Лесовичок», цель которого развитие творческого воображения, художественного вкуса и мелкой моторики рук через использование природного и бросового материалов. Для того чтобы сделать непосредственно образовательную деятельность в кружке более интересной, мной используются различные формы организации занятий: игры; конкурсы; творческие коллективные задания; «путешествия».
Важно дать каждому ребенку возможность самовыражения, помочь ему понять, чего он может достичь. В этом большую роль играет активация детей в процессе занятий: проблемные ситуации, творческие задания.
При организации работы по художественному творчеству я пытаюсь превратить и так любимое детьми занятие – рисование, в еще более увлекательное, полное неожиданности и волшебства, помочь воспитаннику почувствовать радость творчества. Создать из случайной капли краски реалистичную картину окружающего нас мира мне и воспитаннику помогают необычные, нетрадиционные приемы работы. Их необычность заключается в использовании различных инструментов для рисования: не только кисть, но и палец, пипетка, руки, валик, салфетки, листья, шишки, губка и т. д. Мной были отобраны и используются в работе наиболее подходящие техники для детей старшего дошкольного возраста: техника «Монотипия»; техника «Диатипия»; техника «Печатка»; техника «Трафарет»; техника «Фотокопии»; рисование по мятой бумаге; техника «Пальцевая живопись»; техника «Тампонирование»; техника «Печать от руки».
Используя в своей работе нетрадиционные техники, дети получают множество положительных эмоций, делают неожиданные открытия, раскрывают новые возможности использования знакомых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Как радуются дети, когда сами создают что-то новое! Будь то рисунок или поделка. В «мировом» масштабе может это и не ценно, но зато сами они чувствуют себя настоящими Творцами!
«Есть два чуда на Земле – звездное небо над головой и нравственный закон в душе», - писал И. Кант. Я могу с уверенностью сказать, что мои воспитанники благодаря созидающей любви будут владельцами одного и второго чуда одновременно.