Галина Губанова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Однажды я прочитала притчу: "Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, - маленький горный ручей каждой каплей стремился к океану.
Я спросил у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути!
Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:
- Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и не лёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову"
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я часто вспоминаю эту притчу. Путь формирования личности ребёнка подобен пути ручья. Какие-то преграды ребёнок преодолеет легко, для преодоления других ему придётся чему-то научиться. Но есть ещё и другие, самые трудные, непредсказуемые, которые ребёнок не сможет преодолеть самостоятельно. И мое предназначение, как педагога - помочь детям пройти отрезок этого трудного пути так, чтобы в процессе его преодоления у ребёнка сформировались основные культурные способы деятельности, он научиться проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., он будет способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Гегель Г. Ф. писал: "Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным и инициативным существом, то есть существом со свободной волей".
Что значит этот "трудный путь воспитания" для меня? Это значит, что я (как опытный проводник) должна отыскать такие формы и методы работы, в результате которых у ребёнка будут сформированы общая культура личности, в том числе ценности здорового образа жизни, разовьются его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность.
Все мои путешественники разные - у каждого свой характер, свои интересы, способности. Чтобы найти ключи к характерам, учесть разные интересы и увидеть скрытые способности я должна наполнить день ребёнка в детском саду эмоцией радости и интереса в общении, игре, познании. Воспитатель должен быть увлечённым человеком в своей профессиональной деятельности. Знать и мотивировать свою деятельность "С чем я иду навстречу к детям? Что нового и интересного я привнесу в их день?" А в конце дня проанализировать "Получилось ли всё то, с чем шла к детям? Чему меня сегодня научили дети?".
Я считаю, что моё предназначение - способствовать тому, чтобы у ребёнка пробудился интерес к новому делу, появилось желание освоить вместе со мной это новое дело, научиться чему-то у меня; далее проявить самостоятельность, а затем и творчество, выразить свою индивидуальность в разных видах деятельности. Как воспитатель-профессионал я способна сменять позицию, брать на себя разные роли, ведя ребёнка по ступенькам лесенки к успеху. Сегодня я "артист", увлекающий детей в свой театр (разные виды детской деятельности, а ребёнок – "очарованный зритель", где в конце он скажет: "Научи меня, дай мне сделать это самому". Завтра мы оба - "собеседники", между которыми выстраивается диалог (форма совместной деятельности). На следующей ступеньке происходит коллективное взаимодействие, сотрудничество, где я выступаю в роли "дирижёра, режиссёра", а мои воспитанники - "заботливые исполнители", каждый из которых прогнозирован на успех. На последующей ступеньке к успеху я - это "очаровательный зритель", а мои воспитанники – "артисты", "художники", "исследователи" в своей творческой мастерской (индивидуальная или коллективная форма организации деятельности дошкольника).
Самостоятельность развивается в основных видах деятельности, свойственных для дошкольника, как познавательная и игровая деятельности, в процессе общения, в трудовой деятельности. Поэтому на первый план мною выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из моих воспитанников мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске тех видов деятельности, в которых могут полнее всего развиться как личности.
При развитии самостоятельности и инициативности для меня важно не вести ребёнка за собой к цели прямолинейно, а вести такой дорогой, которая помогает рассуждать, думать, ставить цель, выбирать материал и инструментарий, совершать последовательность действий, поступков и анализировать свой результат. Я должна способствовать тому, чтобы ребёнок не боялся ошибок, в противном случае самостоятельность и инициатива ребёнка будет подавляться, пропадёт интерес к новому делу.
Взрослым необходимо научиться радоваться вместе с ребёнком каждому его, пусть даже самому малому результату, достижению и успеху, бережно относиться к продукту его деятельности, уважать ребёнка за его путь к результату. А если что-то не получилось, то задать вопрос: "А почему не получилось, как думаешь?" и решить вместе с ребёнком эту задачу, направляя его, но так, чтобы ребёнок сам искал ответ. Тогда у него сформируется умение находить причину и доводить начатое дело до конца.
Успех ребёнка во многом зависит от контакта с родителями. Необходимо организовать круговорот взаимоотношений: педагога, ребёнка, родителей.
Совместная деятельность взрослых и ребенка помогает ему ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для развития самостоятельности и инициативности. Взрослый должен чувствовать границы меры собственного участия в деятельности детей, суметь отойти в тень и признать полное право ребёнка на свободный выбор, на успех.
Ситуация успеха - это внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и результатом.
Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя воспитанию детей, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо - сформировать определённые навыки, которые помогут ребёнку стать всесторонне развитой личностью со свободной волей.
Я хочу, да нет, просто обязана научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. Каждый день ко мне приходят дети, я должна помочь им открывать что-то новое, ранее неизвестное, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
Размышляя о своей педагогической философии я понята кто я! Я тот ручей, который, несмотря на трудности, идёт сам и помогает добраться до бескрайнего "океана самостоятельного жизненного пути" множеству капелек, которые будут частью этого прекрасного огромного мира.