Крайнева Елена
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский
Размышляя о своём жизненном пути, я задумываюсь, счастлива ли я, на своём ли я месте? Вопросы не праздные, и для меня они особенно важны - я работаю с детьми и знаю, что только счастливый человек способен дарить счастье другим.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Считаю, что счастье приходит, лишь когда душа живёт в гармонии с окружающим миром, с уверенностью в значимости дела, которым человек занимается. Для счастья важны все грани жизни, нужно, чтобы всё сошлось и совпало. А мой путь к профессии воспитателя, а точнее, руководителя по изобразительной деятельности, шёл через множество случайностей.
Сколько себя помню, с детства очень любила рисовать, лепить, мастерить разные поделки. Шила куклам наряды из лоскутков. Очень рано начала вязать. Родным нравились результаты моих занятий, но в целом к увлечению относились спокойно: детские игры – не более. И, когда после окончания школы я решила учиться на художника – модельера, мама оказалась решительно против: «Что за несерьёзная профессия? С такой в жизни нигде не устроишься!» Мамино слово - закон. Не стало цели, пришло разочарование, и я, пометавшись, с выбором своей профессии не определилась.
Шел 1991 год – развалился Советский Союз. Все вокруг рушилось - устои, традиции, нравственные ценности. Этот год для меня в моральном плане оказался очень тяжелым. Пришлось искать работу. И будто случай-но подвернулось место в в детском саду - помощник воспитателя. Там и поняла: "Моё!" Летом следующего года уже осознанно поступила в Барнаульский педагогический колледж, на факультет дошкольного образования.
Была довольна и не довольна: работа с детьми привлекала, нереализованная тоска по творчеству жгла душу. В конце концов успокоилась - творить буду вне рабочее время. И вновь неожиданно получаю неоценимый подарок Судьбы: через две недели нам объявляют, что набирается новый курс со специализацией "руководитель по изобразительной деятельности"! Ура! Я получила возможность реализовываться в творческом плане. Счастью моему не было предела.
Уже более 18 лет занимаюсь любимым делом. За это время выработались какие-то техники и приёмы, появились новые материалы. Конечно, всё использую в своей работе, но по-прежнему в основе её лежит моя уверенность в незыблимости двух постулатов: "Красота спасёт мир" и "Только любовь способна открыть сердца навстречу друг другу". Движимая этой любовью, тщательно готовлюсь к каждому занятию: продумываю каждый шаг, каждое слово, способное ввести ребёнка в мир игры, фантазии и творчества, волнуюсь перед грандиозностью задачи помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью.
Каждый день с радостью и волнением иду к моим маленьким творцам: счастлива от того, что они с нетерпением ждут наших встреч. Нам нравится наше сотворчество: я не говорю ребёнку «делай как я», а поступательно формирую в сознании детей представления о многогранности средств выражения, которые каждый художник открывает сам. И маленькие рисовальщики, всякий раз открывая для себя что-то новое, радуются своим успехам.
Не даю готовых рецептов. Предлагаю детям перенести на бумагу, закрепить в различных поделочных материалах их отношение к изображаемому предмету - создаю предпосылки для самостоятельного поиска решения поставленной задачи, верю ребенку, отношусь к нему с «понимающей» любовью».
Помня своё юношеское разочарование, когда моя мечта осталась не понятой родителями, делаю всё, чтобы мамы и папы моих воспитанников трепетно относились к каждой чёрточке дарования своих детей, к любому, даже самому робкому их увлечению. Беседую с родителями, организую выставки поделок детей и выставки совместного творчества детей и их родителей.
Для меня моя профессия - это счастье взаимопонимания, возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я хотела бы всех детей «заразить творчеством», потому что потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и на мне лежит ответственность за раскрытие этого потенциала, чтобы в процессе творческой деятельности у ребё нка формировались лучшие черты личности: инициативность, любознательность, самостоятельность, фантазия.
Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником, но каждый человек должен уметь видеть и понимать прекрасное. И эти качества я закладываю в детях. Для них это важно. Я ловлю распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждый мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаю, что нужна им, что наши занятия для них - целая вселенная, что здесь закладываются ростки их будущих характеров.
Замечаю рост каждого малыша, его успехи, его радость от соприкосновением с прекрасным. И ощущаю себя по-настоящему счастливой, потому что, как солнечные лучи помогают каждому растению раскрыться навстречу солнцу, так встречи с творчеством пробуждают лучшие качества души человека.
Значит, и у меня сошлось, и у меня совпало: я занимаюсь любимым делом, вкладываю в него свои знания, умения, веру и бесконечную любовь к моим маленьким творцам.