Людмила Семилетова
Эссе. «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – этo вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»
Л. Ф. Евстратикова
«Наступает утро раннее – на работу собираться мне пора, и опять я думаю заранее, чем порадует сегодня детвора?.»
Публикация «Эссе, „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Написав эти строки, ловлю себя на мысли, что каждый день, проделывая не очень длинный путь от своего микрорайона до места работы, я ни разу не задумывалась над тем, что за плечами уже большой багаж из лет и зим, вёсен и осенних золотых, а порою и непогожих деньков. А багаж весом в 14 лет для педагога – это действительно багаж! Но как – то незаметно он копился, множился, претерпевал многие изменения как количественные (исчислялся в годах, количеством воспитанников, выпускных поколений, так и качественных (приобретал опыт методом проб, ошибок, противоречий, терпения, огромного желания и совершенства достичь его, приобретал форму и направление в виде бескорыстной любви к детям, в виде самоотдачи и тяги к какой – то невидимой, поставленной самой же себе планки. Основа моей педагогической философии – любовь.
А сегодня задумалась. Шагаю и думаю, шагаю и размышляю, ведь свой путь, длинною в 14 лет, я начала ещё в 1987 году. Но это прошлый век, прошлое столетие, и я, совсем молодая выпускница Тамбовского пединститута и за плечами «ничего», кроме тех знаний, которые приобрела за годы учёбы. А время шло, и благодаря тем людям, с которыми довелось сотрудничать (детям, родителям, коллегам, моей семье, их помощи, взаимопониманию, поддержке, вере в меня и в мой успех как воспитателя, я стала и почувствовала себя настоящим педагогом. И «ноша» за плечами потихоньку начала утяжеляться. Тот опыт, который я перенимала от наставников, повышая свою квалификацию, занимаясь самообразованием. Изучая новинки педагогической литературы, получая знания с помощью Интернета, я передавала тем детям, которые на определённом этапе моей жизни занимали в ней главное место. Передавала и не заметила, как перешагнула рубеж столетия, попала в новое время, в котором новые требования к воспитателю и к воспитанию, новые технологии и разработки, дети и родители нового поколения. Я поняла, что могу, хочу и буду соответствовать всем тем требованиям, которое предъявляет общество на современном этапе своего развития. Вместе с тем я использовала в своей работе не только новые технологии, но и добрые старые забытые. Не надо всё старое считать плохим и не нужным. Есть много хорошего, что следует лишь немного изменить, дополнить. Воспитатель должен быть профессионалом с большой буквы. В процессе работы оттачиваю то, что даётся природой. Оттачиваю для того, чтобы подготовить детей к пониманию и решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, жизнеспособному существованию, безопасному для самого себя и к развитию в изменяющемся современном обществе. Я обязана научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире.
Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек. Без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему?». Наверное, неслучайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь этo мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением.
Уверена. Что только профессия педагога даёт волю чувствам и эмоциям, почву для размышления и твoрчества. Вместе с тем воспитатель должен купировать любую ситуацию, разрешая все конфликты только вербально. В последнее время в средствах массовой информации можно узнать о случаях, когда конфликты решались с помощью указки или щелчков. Это, на мой взгляд, недопустимое поведение. Такому человеку нужно поменять профессию. И чем быстрее, тем лучше. Воспитателю независимо от характера и темперамента необходимо всегда владеть собой, не поддаваться вспыльчивости, раздражительности и гневу. Я всегда помню о том, что, требуя вежливости, надо быть вежливым самой. Такт и простота в обращении, уважение к другой личности и умение откровенно признать свои ошибки не подорвёт авторитет, а повысят его. Потому что воспитатель должен уметь слушать детей и слышать их, вести с ними диалог, помогать выразить всё лучшее, что в них есть, признавать свои ошибки: «Да, я не прав», удивляться: «А ведь, правда!», отвечать: «Я подумаю над твоими словами».
Я – честный воспитатель. Эффективность слова – это всегда его честность потому, что дети очень тонко чувствуют искренность, чутко откликаются на правдивое слово. Слово – великое средство, но, к сожалению, не всемогущее. Не надо нотаций, дайте ребёнку свободно действовать! Деятельность – это то, что присуще любым живым существам от рождения до смерти. Деятельность – это то, чем живёт человек. А воспитатель – тот мастер, который должен наполнить деятельность позитивным содержанием.
А. П. Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и одежда, и душа и мысли».
Я творческая и эмоциональная личность. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, отдать им все свои знания и умения, показать им, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. Я могу перевоплотиться в тот или иной образ на своих занятиях, могу заинтересовать и увлечь своим предметом ребят. И, конечно, достойным выходом из любой ситуации в моей работе становится чувство юмора. Я – Воспитатель – оптимист. Я считаю, нет ничего хуже, чем воспитатель – пессимист, у которого всё плохо: маленькая зарплата, плохое самочувствие, непослушные дети. Другое дело – воспитатель – оптимист, у которого всё хорошо, не сегодня, то уж завтра будет обязательно!
Мы все меняемся, и всё меняется. Современное общество сталкивается с массой проблем, среди которых – неумение человека жить в обществе. И это уже не зависит от статуса человека. Узы, объединяющие людей по принципу духовной общности и совместной деятельности (а всякая деятельность социальна, слабеют. Всё чаще мы видим примеры того, как человек воспринимает себе подобных лишь в качестве средства для достижения каких - либо практических, нередко утилитарных целей. «Какая доброта и терпимость, когда человеку приходится бороться за своё физическое выживание!», – воскликнет обыватель! И будет прав. Но прав наполовину. Потому что человек – это существо двойственное – одну часть в него вложила природа, другую – общество и культура. И, живя в социуме, необходимо понимать, что рядом с тобой – такие же люди, стремящиеся к достатку, добру, счастью, личному благополучию и множеству других благ. Как совместить «своё» и «чужое», «наше» и «ваше», «я» и «мы»? Начало всех начал – детство… Идёт переоценка ценностей и взглядов. Вся мишура подверглась списанию. И в то же время что-то подлинное, новое пришло. Нет идеального ребёнка без изъянов, без «трещин», без «шероховатостей», изгибов. Другое дело, что из этого бросается в глаза и возбуждает затаившуюся жажду деятельности, скрываемого в нас ваятеля Пигмалиона. Главное – сохранить уникальность ребёнка, чтобы мы не оставили розу без шипов, баюкая себя успокоением, что это пригодиться в жизни. Без обвинений, нотаций и унижений ребёнка, без упрёков, угроз и оскорблений, без жалящего сарказма я стараюсь окрылять детей признанием, одобрением, похвалой. Чтобы малыши росли, расцветая, я дарю им каждый день свою доброту и восхищение. «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учиться ненависти; если ребёнка высмеивать он стремиться к замкнутости; если ребёнка растить в упрёках, он учиться жить с чувством вины; но в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учиться понимать других; если ребёнка подбадривать, он учиться верить в себя; если ребёнка хвалить, он учиться быть благодарным; если ребёнка растить в безопасности, он учиться верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным фактором в воспитательной деятельности.
Я много внимания уделяю проблеме нравственности и думаю, что когда дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Может быть, воспитанники станут педагогами, экологами и будут заботиться о процветании родного края, первозданности природы, бережном отношении к людям, обществу, природе. Тогда труды мои не пропадут впустую, и сама природа оценит стремление к гармонии и творчеству.
Вот я педагог, не просто воспитатель, а воспитатель XXI века! Невольно встаё т вопрос: Ценят ли как воспитателя? Оценят ли в будущем мои усилия, достижении, старания и стремления? А почему нет?
Вернусь к размышлениям. Заканчивая ежедневный рабочий день, я остаюсь наедине со своими мыслями, подвергая анализу каждую минуту, проведё нную с детьми: «Как прошёл день? Что интересного узнали дети? Комфортно ли было им в общении со мной? Чем я могу удивить и заинтересовать их завтра?». И вновь поиск идей, разнообразной информации, обязательно подтверждённой наукой. Думаю, что дети, которых я воспитываю, ценят меня уже сегодня. Ценят за тот интерес, с которым преподношу новое, неизведанное, за знания, умения и навыки, приобретённые в общении со мной, за высокую культуру поведения и коммуникативных способностей, за любовь к поэзии.
Я точно знаю, что сегодня меня ценят родители как партнёра в деле воспитания детей за то, что их дети любимы мною, понимаемы и принимаемы, за уровень воспитанности и образованности, а также за установление доверительных отношений между детьми и родителями, за сплочение. Сближение нашего замечательного детско – родительско – педагогического тандема.
Дети, родители… Конечно, это неполный список людей, соприкасающихся со мной в моей профессиональной деятельности. Коллеги внутри ДОУ ценят во мне такое человеческое качество, как доброта, потому, что только добрый воспитатель с пониманием отнесётся к ребёнку, поймёт, что ребёнок плохо себя чувствует, что у него с утра плохое настроение. Поймёт и примет всё это во внимание, подарит ласку, любовь и душевное тепло. Историк В. О. Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Что такое любовь к детям, как не переживание, воплощённое в конечном счёте в определённую программу и действия, направленные на развитие детей.
Главное же то, что в наших надёжных руках – самое дорогое, самое хрупкое, это – сердце малышей.
И всё-таки главная оценка моего труда впереди. Это успешная учебная деятельность моих воспитанников и их дальнейшая самостоятельная жизнь в обществе. А оценщиком пути длиною с дошкольное детство станет сама жизнь.
Плоды моей работы взойдут не сразу, проявятся лишь спустя годы. Но это будут самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. Я – воспитатель – сильный, смелый, терпеливый человек. Я готова ждать, пока плоды моей работы, моих стараний взойдут.