Ольга Александровна Матяш
Эссе «Моя профессия-воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя профессия-воспитатель»
е надо долго думать и гадать,
Все нашим детям надо отдавать.
И в благодарность эти дети
Счастливей будут всех на свете.
Когда- то давно, а вроде, недавно, 17 лет назад, переступила я порог Суворовской средней школы наивной 20- летней девчонкой, окончившей с отличием Костанайский педагогический колледж. По воле судьбы оказалась в незнакомой школе, имея специальность воспитателя дошкольных учреждений. Именно в тот период детские сады закрывались, в глубинке воспитатели были совсем не востребованы. Зато была нехватка учителей. Вот в школе и попросили поработать временно учителем начальных классов. Благо, специфика работы – родственная, близкая мне. Взялась я учить 3 класс. Было страшновато, но дети, чистые души, приняли меня как родную. Их первые улыбки, блеск в глазах, первые удачи и огорчения - все было, даже слезы. Мучили сомнения: «Как же три года обучения, напутствия педагогов, знания! Неужели не пригодятся? Ведь поступила на дошкольное отделение по зову души, осуществляя свою давнюю мечту. Все мечты когда-нибудь сбываются, когда сильно этого захочешь. И вот, наконец, начала претворяться моя настоящая мечта – потрудиться на родной стезе воспитателем. Да! Случилось! Сбылось! Как еще выразить словами! Открыли класс предшкольной подготовки, пригласили, доверили 6-летних детишек и… Началась моя педагогическая деятельность как молодого воспитателя.
Публикация «Эссе „Моя профессия-воспитатель“» размещена в разделах
Многое случилось за эти годы. Детей открытого мини- центра обучала, опыта набиралась. Первые шаги были неуверенными, с оглядкой, но все: и родители, и дети, и коллеги - поверили в меня, поддержали. Методист оказывал большую помощь, смог разглядеть во мне потенциал, а это было так необходимо молодому специалисту. И администрация достойно оценила мой кропотливый труд, поддержала в нужный момент, оказывала всевозможную помощь. И вот начался следующий этап в педагогической деятельности молодого воспитателя- это накопление опыта. И вот я уже не молода, но счастлива, что не ошиблась в своём выборе, что судьба дала шанс реализовать все свои способности, подарила возможность дать детям знаний, любви и тепла. Пришла пора открыться, признаться, что я теперь та настоящая, которая когда-то была молодым и неопытным воспитателем, но уже опытная, надеюсь, уважаемая общественностью, любимая детьми и вполне состоявшаяся в жизни. И всё благодаря своей любимой работе! Вот сейчас я перед вами! С уверенностью могу сказать о своей деятельности: «Это мое!». И это ощущение счастья и удовлетворённости не покидает меня и в трудные моменты жизни.
Теперь рассказ о них, о детях, как они помогают совершенствовать умения, расти в профессиональном смысле, как вдохновляют постоянно искать новое. С детьми легко, можно вместе поиграть, попрыгать, полежать на ковре. Однажды девочка сделала мне замечание, что взрослые не должны надевать смешную шляпу и играть вместе с ними, потому что так взрослые не делают. Стало жаль девочку, ведь ей всего лишь 6 лет, и ей невдомёк, что настоящий педагог так и должен поступать, чтобы быть с ними близкой, чтобы они полностью доверяли взрослому человеку. Не надо бояться быть немножко ребенком! Дети любят, когда мы становимся участниками игры, вместе с ними соблюдаем правила, подчиняемся правилам их игры. Эта духовная близость очень помогает в педагогической деятельности: во- первых, лучше узнаешь детей; во- вторых, дети относятся к тебе по-другому, с уважением и вниманием, как к старшему другу. У воспитателя должна всегда быть в запасе игра, она выручит в любой ситуации, как палочка-выручалочка, также разрядит обстановку, организует детей, успокоит. Это правило пригодилось в жизни не раз. Вот один из примеров. Мы с детьми ждали начала семинара, не все гости собрались, а воспитанники, хоть и старшего дошкольного возраста, устали ждать. На помощь пришла игра, незатейливая, с несложными движениями. Тем самым мне удалось занять детей, да еще привлечь внимание гостей. Дети балуются, если им нечем заняться, а предложить игру, увлечь игрой, научить играть должны мы, воспитатели. Но особенно считаю нужным уделять внимание играм развивающего характера, которые требуют у детей сосредоточенности внимания, направлены на развитие памяти, мышления и воображения, особенно если задания требуют еще и практического выполнения (раскрасить, соединить, дорисовать). Материала много, все хочется попробовать на практике. Для себя решила, что все нужно делать поэтапно. Цель поставила, задачи определила, план наметила. Первым моим достижением стал сборник дидактических игр по математике по технологии ТРИЗ. В данном сборнике представлен игровой комплекс разнообразных дидактических игр с элементами технологии ТРИЗ по развитию интеллектуальных способностей на математическом материале. Данные игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное время на досуге. На этом не останавливаясь, определила проблемное поле у дошкольников - развитие логики. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Зажглась идеей, собрала материал: игры, упражнения, головоломки, задачки, развивающие задания. Всё это систематизировала, апробировала на практике, обобщила опыт, представив материал в определенной системе для работы с дошкольниками 4-6 лет. И вот, имея первую квалификационную категорию, продолжаю набирать пятилетних малышей для подготовки их к школе.
Свои достижения и умения представляла на конкурсах: «Лучший мини-центр» в 2008 году, заняла 1 место в районе. Потом решилась участвовать в районном конкурсе «Воспитатель 2010 года», заняла 2 место. Не раз показывала мастер - класс, показывала открытые занятия на районных семинарах. Неплохо освоила ИКТ, с компьютером подружилась, потому что нельзя отставать от веления времени в освоении современных образовательных технологий. Но самое главное мое достижение, как результат моей педагогической деятельности, - это успешные дети, которым легко потом заниматься в школе в 1 классе и благодарные родители, которые всегда являются соучастниками педагогического процесса, партнерами. Ведь я стараюсь построить работу с родителями так, чтобы они были сами заинтересованы в развитии своего ребенка. Не спорю, порою нелегко. Не все родители понимают всей важности дошкольного образования, но можно, просто необходимо добиться понимания родителей. Я рада, что у моих воспитанников такие родители! Меня понимают, меня слышат, я не одна!
Каждый год - новый набор, новые дети, новые родители. Чего скрывать, каждый раз переживаю! Но всегда интересно, какие будут дети, что нас ждет впереди. Придерживаясь личностно- ориентированного подхода, стремлюсь создать условия, развивающую среду, использовать методы и приемы для развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных способностей. Можно много и красиво писать и говорить, но если не приложишь усилий, то и результата не будет. Современные дети стали другими, они отличаются от предшественников своими интересами и запросами. Меняемся и растем и мы вместе с ними. Новые подходы, современные технологии, иначе - нельзя. Все с желанием, творчески, а иначе - зачем. Не всегда получается, как запланируешь. Распишешь этапы организованной учебной деятельности, но невозможно все предугадать, как отреагируют дети, как пройдет запланированная деятельность. Ориентируешься на ходу, меняешь тактику. Если занятие прошло по- другому, не по плану, это не страшно. Главное, чтобы был конечный результат. Дети не роботы! Продолжаем прорабатывать технологические карты детей, учитывая возможности детей. И снова мысли. Как сложится? Как пройдет занятие? Готовлю игры, задания, подбираю проблемную ситуацию, пусть ищут ответ сами, презентацию или фильм покажу. Смогут! Я уверена! Я рядом!
Я счастлива, если дети смеются,
Я счастлива, если глазки горят.
О том, что все получается
Результаты детей говорят.
«Не стоять на месте, идти вперед с детьми» - таково мое кредо. Столько много нового интересного в образовании, в методиках. Только бы успеть на практике проверить. Главное - решиться изменить себя и не бояться нового, рисковать, ведь не узнаешь, если не испытаешь. Интернет - ресурсы дают такие возможности, только необходимо определить для себя, что полезным будет для воспитанников в данный момент, чтобы интересным было, а там время покажет.
Рискнула! Приняла участие в областном конкурсе модульных программ, заняла 3 место за программу по интеллектуальному развитию дошкольников 5- 6 лет. Эта программа легла в основу УМК по интеллектуальному развитию, как вариативного компонента. Работу лицензировали. Удалось! Надо только постараться! Значит, могу!
Главное, чтобы молодым воспитателям оказывали помощь, чтобы они чувствовали поддержку, а сам воспитатель больше времени уделял работе с детьми. Готовый материал не всегда интересно и продуктивно использовать. Дети разные, если знаешь их возможности, значит, надо изменить, подстроить под них, добавить и… вот уже и что- то свое получилось.
Каждый педагог – воспитатель должен понимать, что он делает, для чего и что это даст каждому ребенку. А главное условие—любить и принимать детей такими, какие они есть. Рассчитывать не на кого- то, только на самого себя, но не отказываться от помощи, стремиться к новому, искать, экспериментировать и не сдаваться, когда будет трудно. Наступит, обязательно наступит тот момент, когда поймешь, какое счастье быть воспитателем! А впереди еще столько много интересного!
комментарии к фото
«Внимание! Слушайте и смотрите, детишки! К нам из космоса прибыли гости», - так началось занятие с использованием ИКТ.
Использование информационных технологий эффективно и современно для организации учебной деятельности. Для педагога очень важно идти в ногу со временем.
Родители должны всегда быть в курсе того, что умеет ребенок, как он развивается. С этой целью регулярно приглашаем родителей, показываем, что знают и умеют наши дети. Родители видят своих детей со стороны. Это помогает наладить совместную работу и достичь определенных результатов в развитии детей и подготовке к успешному обучению в школе.
Мастер - класс дает возможность поделиться опытом, принять опыт других, показать свою работу с детьми. Такие встречи – семинары, а также работа методического объединения необходимы педагогам, чтобы быть в курсе новообразований, чтобы сблизить педагогов, выявить общие проблемы и совместными усилиями найти пути решения.