Нина Дрягина
Интеграция в дошкольном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом требования к интеллектуальному развитию личности становятся все более высокими. В связи с увеличением информации стала популярна концепция непрерывного образования, важны ведение здорового образа жизни, креативные свойства личности. Эти факторы приводят к увеличению учебной нагрузки на детей, что отрицательно сказывается на их здоровье, психическом состоянии.
Перед педагогами стоит задача повысить эффективность проводимых занятий и рационально использовать учебное время. Интеграция или объединение нескольких дисциплин в одном занятии является одним из действенных решений этой проблемы.
Публикация «Интеграция в дошкольном воспитании» размещена в разделах
Интегрированные занятия объединяют в себе теоретическое познание действительности и развитие практических навыков. Объединение нескольких дисциплин, к примеру, развитие речи, Физкультура и рисование позволяет развивать у дошкольников гибкость интеллекта, повышать их творческие способности.
В целом, совершенствуются все психические процессы: интеллект, мышление, внимание, память, речь, воображение и т. д.
Интегрированные упражнения формируют интеллектуальную, творческую и духовную личность с активной жизненной позицией.
Интеграция в дошкольном образовании позволяет существенно сократить количество занятий и их общую продолжительность. У детей остается время на игру.
Опыт показывает, что интегрированные занятий пользуются большой популярностью у дошкольников, надолго остаются в их памяти.
Так как содержат в себе различные формы деятельности позволяют переключить внимание с одной сферы деятельности на другую.
В интегрированные занятий можно проводить с участием родителей. У мам и пап будет возможность увидеть поведение своих детей в коллективе, повысить свои педагогические навыки.
К примеру, занятие на развитие творческих способностей могут включать в себя изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную деятельность.
В условиях информационной агрессии, которая распространяется сегодня через СМИ, компьютерные игры, важно воспитание духовно-богатой, творческой, саморазвивающейся личности.
Интегрированные занятия могут включать знакомство детей со всем возвышенны, утонченным и прекрасным, что дает окружающий мир – с произведениями мировой культуры, природными явлениями.
Это также могут быть упражнения на формирование сплоченного детского коллектива, элементы психологических тренингов.
Однако здесь скрывается и основной минус интеграции – проведение подобных занятий – это большие усилия со стороны педагога, которые заключаются не только в разработке конспекта занятия, но и в подготовке раздаточных демонстрационных и раздаточных материалов.
В настоящее время Министерством образования и науки России одобрен ряд интеграционных парциальных программ:
1. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». (Авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева»).
2. Программа «Я, ты, мы» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина).
3. Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Л. В. Куцакова).
4. Программа «Наш дом - природа». (Н. А. Рыжова).
5. Программа «Паутинка» (Ж. Л. Васякина - Новикова).
6. Программа «Гармония» (К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан).
7. Программа «Синтез» (К. В. Тарасова, М. Л, Петрова, Т. Г. Рубан и др).
8. Программа «Играем в оркестре по слуху» (М. А. Трубникова).
9. Программа «Музыкальные шедевры» (О. П. Радынова).
10. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д, Маханева и др.).
В целом, отмечу, что дети в современном российском обществе требуют большого внимания со стороны педагогов, чем несколько десятилетий назад. Это вызвано несколькими причинами. Технический прогресс требует от педагогов постоянного пополнения знаний о современных достижениях техники, науки, о новых фильмах, произведениях литературы. Педагогам необходимо постоянно совершенствоваться.
В обществе значительно вырос уровень агрессии, насилия, ослаб институт семьи, поэтому современные дети как никогда нуждаются в формировании семейного образа жизни, уважительного отношения к взрослым и сверстникам. А значит, занятий в детском саду помимо интеллектуального развития должны включать духовно-нравственный компонент. Эту возможность прекрасно представляют и интегрированные упражнения.