Анна Егорова
Эссе «Каков он — современный воспитатель XXI века»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальный этап
Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России – 2015»
Участник: Егорова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: РМБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Контактные данные: п. Первомайское, Тамбовская область,
Улица Титова, дом 37, кв. 40
Рабочий телефон: 84755223292
Эссе
«Каков он современный воспитатель»
Если не любить, не имеешь права воспитывать
(Г. Песталоцци)
Публикация «Эссе „Каков он — современный воспитатель XXI века“» размещена в разделах
Для того чтобы реализовать все свои потребности, хотя бы в необходимом объеме, человеку должен осуществлять определенный вид трудовой деятельности, то есть работать. Так вышло, что вопрос о выборе профессии мною был решён просто. Окончив среднюю школу, я отправилась осваивать профессию педагога, вполне осмысленно, имея в достаточной мере представления о её сложностях и заработной плате. Дело в том, что, когда я ещё была маленьким ребёнком и, как и многие мои сверстники посещала детский сад, знала – буду воспитателем! Я помню, как Четверткова Елена Александровна всегда встречала нас с улыбкой, как утешала, обнимая нас и вытирая наши слёзы. А мы полноправно считали её нашей второй (дневной) мамой и ходили за ней стайкой, жалуясь, то друг на друга, то на плохое самочувствие или, напротив, делясь радостью, а иногда и самым сокровенным, чего и маме не расскажешь. Дома я играла в воспитателя, во всём подражая своей второй маме…
И вот я воспитатель. Я – дневная мама у своих 17 детей. Стаж моей работы с ними невелик – всего полгода. Поэтому приходится многому учиться, самообразовываться и, конечно, философствовать. Я – современный воспитатель, мне выпала честь начать освоение своей профессии в период реализации и внедрения ФГОС, многочисленных инноваций, всевозможных новейших технологий, то есть мне предоставляется большой объём для осуществления творческих и проектных возможностей, для саморазвития. Заканчивается рабочий день, переделаны домашние дела, написаны планы, спят близкие…. Порассуждаем? Каков он современный воспитатель?
Итак, рабочее время человека занимает практически весь день, а это в среднем от 8-10 часов. Вот именно это время дети младшего школьного и дошкольного возраста проводят в дошкольных учреждениях. Очень многие родители задумываются, нужно ли это посещение их детям или с обязанностями воспитателя в полной мере справятся родные для них люди, а таковыми являются бабушки и дедушки. В своем размышлении я постараюсь найти ответы на столь часто возникающий вопрос и предоставить аргументы, подтверждающие необходимость и большую важность такой профессии как воспитатель. А главное раскрыть понятие – каков он современный воспитатель 21-го века.
Профессия педагога относится к одной из самых гуманных и важных. Но в то же время мировые исследования показывают, что работа, связанная с воспитанием детей – это сложнейшее и ответственное занятие. Ведь детская психика, забота о формировании которой, отчасти лежит на воспитателе, чрезвычайно хрупка и ранима. В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем. С каждым годом требования, предъявляемые к воспитателю обществом, становятся все более расширенными. А давайте вспомним с чего же все начиналось? История появления профессии воспитателя относится к эпохе Древней Греции. Воспитание ребенка там было возложено на раба, который должен был сопровождать ребенка в школу, нести все его учебные принадлежности. Вне школы этот раб следил за поведением ребенка, его развитием, защищал в случае опасности. Таким образом, он невольно формировал поступки и поведение ребенка в целом. В другие эпохи раба сменил домашний воспитатель. Когда же популярность общественного воспитания возросла, появилась профессия воспитателя.
Сейчас, как и во времена Древней Греции, воспитатель формирует поступки и поведение своих воспитанников. Очень часто можно услышать сравнение воспитателя со скульптором. И это, на мой взгляд, вполне справедливо. Ведь детки раннего возраста, приходя в детский сад, схожи «с тем исходным сырым материалом» из которого при правильной, грамотной работе может получиться настоящий «шедевр». И современный педагог использует разнообразные методы и приемы в своей работе. Учит детей находить нужные решения в сложных вопросах, тем самым давая воспитанникам правильную и грамотную модель поведения, надеясь, что именно эта модель станет стартом для дальнейшего взаимодействия в социуме и создаст в самосознании ребенка грамотную гражданскую позицию. Что же можно сказать о детках, воспитанием которых занимаются старшие поколения. Дедушки и бабушки уже имеют свою собственную гражданскую позицию и, на их взгляд, она одна самая правильная. Вот и весь процесс «семейного воспитания» будет ориентирован именно на эти, на их взгляд важные моменты. И не важно, что их поколение воспитанно совершенно на других моральных идеях и ценностях. Это один из минусов так называемого «семейного» воспитания».
Современный воспитатель должен не только дать детям основные понятия о том, «что такое хорошо», и «что такое плохо», а также уметь правильно донести до ребенка такие важные моменты, как «кто он сам», «кем он является для общества», и «кем должен быть». Как важно для подрастающего поколения знать историю своей страны с учетом своих возрастных особенностей. И как важно учить детей доброжелательному и уважительному общению с людьми, независимо от их пола и возраста и многим другим тонкостям, которые должен знать подрастающий гражданин для того, чтобы стать полноценным членом современного общества. Но это только часть аспектов, которые должны быть затронуты воспитателем в процессе своей грамотной и полноценной работы. Есть еще один очень важный момент. Современный воспитатель должен осуществлять со своими подопечными еще и образовательную деятельность. Насколько, она будет грамотной и гармоничной и в правильном сочетании с социальной стороной воспитания, настолько ребенок придет в школу готовым к дальнейшему восприятию знаний и будет правильно видеть свой новый статус школьника.
Воспитатель работает непосредственно с детьми в каком-либо определенном учебном заведении, организуя их жизнь, выполняя предусмотренные мероприятия. Чтобы работа была успешной, воспитатель должен отлично знать возрастную психологию детей, педагогику, основные принципы организации воспитания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Личностными качествами воспитателя должны быть терпеливость, внимательность, находчивость, наблюдательность и, обязательно, любовь к детям. Поэтому воспитателя считают второй мамой, как и я в своё, детское время, считала, и это правда. Большую часть времени воспитанник проводит именно в детском саду, где общается со своими сверстниками и главное с воспитателем. И именно в этом общении происходит образование и самообразование ребенка.
В век развития компьютеризации современные дети очень близко знакомы с компьютерами и многими особенностями работы интернет - ресурсов, и очень часты вопросы, задаваемые воспитателю, и мне, в частности, именно из этой отрасли. Дети, общаясь, рассказывают о своих достижениях в этой области, и очень часто их рассказы становятся для нас вполне поучительными, то есть не только я участвую в образовании дошкольника, но и он, в сою очередь, может многому научить меня, воспитателя. Таким я вижу современного воспитателя, таковой сама стремлюсь быть, посвящая своим детям всё своё время. Именно, своим, ведь, по сути, воспитанники не являются моими родственниками, а говорю я о них – мои. Работая с детьми, я настолько проникаюсь жизнью каждого своего воспитанника, что каждый из них становится для меня родным ребенком. И я чувствую, что чем ближе это «родство», тем более продуктивно проходит мой рабочий день. Каждое утро я хочу видеть своих детей, знаю, что мне предстоит проявить и терпение, и сострадание, и, конечно, любовь. Ибо без любви я не смогу понять, почувствовать ребёнка, принять его таким, каков он есть, не подавляя его личности, самостоятельности, активности, одним словом, не нарушать право ребёнка быть самим собой!
При написании этого эссе у меня родилось стихотворение, которым я хотела бы с вами поделиться:
Вам можем много рассказать
Словами нас не описать,
И кистью не запечатлеть,
Нас можно только лицезреть.
Работать можем мы везде
Ведь красота наша в труде.
Был труд физический
Сейчас – педагогический.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь
Но детский сад наша дорога,
Ты это, друг мой, не забудь.
Горды мы тем, что в коллективе
Мы в этом место обрели
Пусть солнце светит в нашей жизни
И меньше терний на пути.
А. В. Егорова