Лариса Зорина
Эссе «Моя педагогическая философия» к конкурсу «Учитель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия.
Дети и учителя-
Два слагаемых на свете,
Потому что там, где дети
Начинается земля,
Начинаются проблемы
И приходят непременно
К детям их учителя!
И. Львова.
Рано или поздно каждому из нас приходится решать очень сложный вопрос выбора профессии.
А я уже в возрасте 5 лет твердо знала, что хочу быть учителем. Мои родители
- учителя, а это значит самые умные, самые справедливые, самые добрые люди на свете. Они были и остаются для меня примером во всем. Другую профессию для себя я выбрать просто не могла.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“ к конкурсу „Учитель года“» размещена в разделах
И вот уже 15 лет я учу детей. И 10 из них я работаю с самыми маленькими, мои воспитанники- дошколята.
Для меня в моей работе есть основное правило - «учиться, чтоб учить, и учить, чтоб учиться».
Педагог не только учит, но и всегда учится сам у своих учеников. На этом правиле основывается работа учителя, педагога.
Мои малыши ещё не умеют лукавить и обманывать, они очень верные и преданные тем, кого полюбили, работая с ними нельзя даже чуточку покривить душой, с ними я учусь быть честной и открытой.
Малыши очень добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь всем, и маленькому щенку, и беспомощному Чебурашке. Разве можно с такими учениками стать равнодушным и черствым?
Дошколята замечательные, они безоглядно верят в чудеса, сказки и магию. И, какое счастье, я для них могу быть настоящей Волшебницей, могу сотворить чудо, могу оживить сказочных героев, могу наш обыденный мир превратить в волшебный. И снова учусь у них, малышей – учусь верить в самое лучшее, верить в то, что добро всегда побеждает зло, верить, что у любой сказки будет хороший конец.
Дети очень любопытный народ, порой замечают то, что не видим мы, взрослые. Главное - раскрыть это любопытство, научить не бояться спрашивать, быть «почемучкой» И, тогда, открывая ребёнку чудесный мир искусства и природы, однажды и сам удивишься - как это прекрасно!
Моим малышам нужен пример, они нетерпеливы, им нужен сразу готовый результат, порой задают такие вопросы, на которые затрудняешься ответить, и тогда, чтобы учить, снова нужно учиться.
Дети умеют быть благодарными, умеют прощать и забывать об обидах. А как прекрасно услышать от своего воспитанника: «Я это сделал сам», «Я подарю свой рисунок маме». Эти слова - главная награда педагогу, воспитателю! Учусь вместе с ними быть благодарной!
Дошкольники - очень активный народ, они хотят все потрогать, все увидеть, любят играть, мастерить что-то, а если не получается, не стесняются, как порой мы, взрослые, попросить помощи. И вот так, активно действуя, играя, начинают своё открытие и познание мира.
«Покажи мне, и я увижу, расскажи мне, и я услышу, вовлеки меня, и я научусь». Эти слова древних восточных мудрецов помогают мне расставить всё на свои места в непростой работе педагога. Спасибо мудрецам, я принимаю их слова полностью, и могу с уверенностью сказать это - моя педагогическая философия!
А ещё у каждого из моих маленьких воспитанников свой характер, свои привычки, свой, пусть ещё маленький, внутренний мир. И я, учитель, не имею права это ломать, грубо вторгаться в детские души. Учиться любить и понимать своих учеников - это подчас сложно, но необходимо, без требовательности к себе нет учителя.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаёшь». Эти слова Василия Осиповича Ключевского, известного русского историка, для меня не банальный афоризм, это истина, я считаю, что без любви к ученикам учитель не существует.
Вообще, задумавшись о теме «педагогическая философия», прочитав некоторое количество литературы на эту тему, для себя я поняла главное: профессия Учителя («…превосходная, выше которой ничего не может быть под солнцем», Коменский) накладывает огромную ответственность: за детей, за их радости и горести, за их настоящее и будущее. Учитель может сделать ребёнка очень счастливым, открыв для него дверь в мир познания, в будущее, а может, наоборот, неосторожным вмешательством в тонкую детскую душу, навсегда лишить его любопытства и радости познания.
«Детство- это цветущий мир, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был опытный, любящий поводырь» (А. И. Баркан). И это снова слова об Учителе и об огромной ответственности Учителя за судьбы детей, которых ему доверили.
И ещё одна цитата об ответственности. Американский психиатр Томас Шаш сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». Действительно, за свой авторитет, за высокое моральное право быть наставником детей и пользоваться их доверием Учитель платит большую цену : он не должен подавлять этим авторитетом, не должен действовать с позиции превосходства и власти. Напротив: его сердце должно вместить проблемы учеников, как свои собственные, «болеть» о благополучии чужих детей, как своих. Только тогда он может называться Учителем.
Моя педагогическая философия состоит в умении понимать и принимать ребёнка таким, какой он есть, быть с ним искренним, терпимым, и не забывать:
- если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии,
- если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти,
- если ребёнка высмеять, он станет замкнутым,
- если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других,
- если ребёнка подбадривать, он учится верить в себя.
- если ребёнка хвалят, он учится быть благородным,
- если ребёнок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Эти слова советского педагога Сухомлинского - главный ориентир в моей педагогической деятельности, основа моей педагогической философии.