Папки-передвижки

Эссе на тему: современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию

Жанна
Эссе на тему: современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию

«Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

Содержание

Введение

Основная часть

1 Гражданское воспитание

1.1 Концептуальные основы гражданского воспитания

1.2 Термины и понятия гражданского образования

1.3 Цели и задачи гражданского воспитания

2 Патриотическое воспитание

2.1 Цели и задачи патриотического воспитания

2.2 Педагогические методы и средства

Публикация «Эссе на тему: современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию» размещена в разделах

3 Работа по взаимодействию с семьёй

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последнее время в нашей жизни, произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства). Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны - залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позже, станет его и нашей жизнью. Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

Отсюда и вытекает актуальность современного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, и решаться эта проблема, должна всеми, кто имеет отношение к детям.

1 Гражданское воспитание

1.1 Концептуальные основы гражданского воспитания

Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д. И. Фельдштейн, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В. И. Кожокарь, Н. И. Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В. Г. Ронкин, Н. И. Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С. А. Козловой, Е. Н. Радиной, Э,К. Сусловой). Разделяя теории Л. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, можно выделить, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребёнка. А гражданское воспитание дошкольников, следует рассматривать как одно из направлений социально – личностного развития Можно сказать, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, национальной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребёнка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определённого содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребёнком себя как социального субъекта.

1.2 Термины и понятия гражданского образования

Понятие «гражданственность - многозначно :

1)антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

2)психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3)способность и готовность выступать в роли гражданина;

4)высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5)приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданское образование рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.

Таким образом, гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин

1.3 Цели и задачи гражданского воспитания

В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация». Старший дошкольник должен, быть сориентирован на:

Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Результатом гражданского образования станут такие проявления воспитанников, как: уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами; критическое мышление и противостояние манипуляциям со стороны власти и средств массовой информации, независимость суждений, рациональное обоснование своей точки зрения; приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности; руководство универсальными человеческими принципами при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности.

2 Патриотическое воспитание

2.1 Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачи:

1. Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.

2. Воспитывать правовое сознание у детей дошкольного возраста.

3. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих на Псковской земле и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

4. Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, школе, родной улице, городу.

5. Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней гражданственности детей.

6. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольных образовательных групп в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

7. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.

Следует отметить необходимость использования в работе многообразие видов деятельности детей. При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям используются следующие виды деятельности.

Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребёнку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.

2.2 Педагогические методы и средства

Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой - славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой - животноводов, овощеводов, в третьей - рыбаков, хлопкоробов и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех Мастера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу; Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, Чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

- здесь, как и по всей стране проявляют работу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счёте и нравственные.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

• метод сравнения

• элементарный анализ

• метод моделирования и конструирования

• метод проектной деятельности

• метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать.

• метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств

• решение логических задач

• экспериментирование

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

• игровые приёмы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

• сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться

Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

• приём предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве

• беседа – является связующим звеном

Методы коррекции и уточнения:

• повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний

• метод обобщё нного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы.

Примерный перспективный план по гражданско- патриотическому воспитанию детей подготовительной группы

Формы работы с детьми Сроки выполнения

ТЕМА: МОЯ СЕМЬЯ

ЦЕЛЬ: Воспитание у детей любви и привязанности к семье

дому, обогащать знания детей о семейных

традициях; прививать чувство любви к родным

людям.

Занятия

«Моя семья»;

«Очень я люблю маму милую свою»;

«Хочу быть как мама и папа»;

«Составление рассказов о членах семьи на основе личного опыта»;

Беседы

«Семьи большие и маленькие»;

«Как мы провели лето»;

«Семейные обязанности и традиции»;

«Как дети могут заботиться о взрослых»;

Чтение стих. Я. Акимова «Родня»;

Знакомство с пословицами и поговорками о семье

Викторина «Что мы знаем о своих родителях»;

Семейные посиделки «Вместе с мамой»

Рисование портрета мамы, папы;

Изготовление альбома с песнями и стихами о членах семьи;

Имитационная игра «любящие родители»;

Родительские собрания

«Мои любимые бабушки и дедушки»;

«Семейные традиции».

ТЕМА: «НАША РОДИНА - РОССИЯ»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с главными сведениями о

Родине, дать им те знания, которые необходимы

первоклассникам и гражданам России;

уточнить и систематизировать знания детей о

родном крае.

Занятия.

«Наша страна - Россия»;

«История Московского кремля»;

«Путешествие по улицам посёлка»;

«Где мой дом?»;

«Природа ближнего окружения»;

«Права и обязанности маленького гражданина».

2. Беседы

«Мой родной Междуреченск»;

«Что значит быть гражданином;

«Главный город нашей страны»;

«Знаменитые Россияне»;

«Люди, каких профессий живут в нашем посёлке?»;

«Флора и фауна нашего края».

3. Дидактические игры

«Кто в какой стране живёт?»;

«Найди флаг, герб среди других флагов, гербов»;

«Иностранец»;

«Назови улицы своего посёлка».

Оформление альбомов.

«Москва – столица нашей родины»;

«Достопримечательности посёлка».

Викторина «Мы патриоты»;

Литературно - музыкальная композиция

«Росиночка – Россия».

ТЕМА: СЛАВЬСЯ ОТЕЧЕСТВО.

ЦЕЛЬ: Расширять знания о подвигах воинов в ВОВ;

Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине

И её защитникам.

Занятия

«Наши защитники»;

«9 мая – день Победы»;

«Мы гордимся вами - ветераны».

Встреча с участниками афганской и чеченской войн

(с папами воспитанников);

Рассказ- беседа об орденах и медалях;

Экскурсия совместно с родителями к памятнику;

Слушание фронтовых песен;

Конкурс семейных рисунков «День победы»;

Чтение стихотворений на военную тематику.

3 Работа по взаимодействию с семьёй

Важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями т. к. в молодых семьях, вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывает лишь недоумение. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует правильному развитию микроклимата в семье, а так же воспитанию любви к родине.

ЦЕЛЬ:

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений, о семье, России, о родном крае,

ЗАДАЧИ:

Формирование представлений у детей о Родине как месте, где человек родился;

Формирование чувства гордости за свою семью, Россию и за свою малую Родину;

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому и настоящему России средствами эстетического воспитания : музыка, танцы, игры, художественное слово;

Формировать формы семейных взаимоотношений основанных на чувствах, любви, заботы, уважения, способности к пониманию.

Вовлекать родителей в работу педагогического коллектива по данной теме, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.

Через совместную работу с родителями воспитанников способствовать развитию микроклимата в семье.

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию детей.

Формы работы Содержание работы Сроки проведения

Анкетирование

родителей

Родительские собрания

Консультации

Дни открытых

дверей.

Семейные проекты.

6. Фотовыставки

7. Совместные

экскурсии.

Семейные рисунки

Выявление степени вовлечённости семей в образовательный процесс.

Анкета для родителей, определяющая их отношение к гражданско - патриотическому воспитанию детей;

Опрос «Ваши пожелания и ожидания».

Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей.

Собрания.

«Мои любимые бабушки и дедушки»;

«Семейные традиции»;

«Гражданин воспитывается с детства».

«Задачи семьи и детского сада в воспитании ребёнка едины»;

«Что значит быть патриотом?»

Участие родителей на занятиях.

Открытое занятие

«Росиночка-Россия»

«Счастливый выходной день»;

«Профессии моих родителей»;

«Широка страна моя родная».

«Когда мой папа был солдатом»;

«Профессии моих родителей»;

«Это - мамочка моя!».

Возложение цветов к памятнику.

«Мой посёлок»;

«Моя улица»;

«Праздничный салют»

Заключение

Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим их место в окружающем мире. А чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, понимать ее ценности и научиться оберегать их.

Модернизация и инновационный подход к гражданско-патриотическому воспитанию – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Девочки, ни для кого не секрет, что в предверии мартовского события многие проводят работу по гражданско-патриотическому воспитанию. Вот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе на тему: современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 20:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД