Татьяна Алекберова
Эссе «Народная культура в призме времен»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
Народная культура в призме времен.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Эссе „Народная культура в призме времен“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Мы живем в мире, где все меняется с астрономической быстротой, время бежит, мелькают дни, года и десятилетия. Динамичность в мире сказывается на всем: экономике, политике, не обошла сия участь и образование, в том числе дошкольное. Сколько существует программ, инноваций, методик, технологий за всем невозможно успеть, охватить, изучить и реализовать на практике. Но в основе всегда был, есть и будет человек: человек - гармоничная личность, человек – гражданин, человек-патриот. А с чем, с каким багажом знаний, с каким мировоззрением, с каким мироощущением вырастет человек и выйдет в это мир – это самое главное. Мы – педагоги стоим у истоков формирования чувств человека. По словам В. А. Сухомлинского «Годы детства- это прежде всего воспитание сердца».
Есть выражение «сердечный человек», а это значит добрый, отзывчивый, неравнодушный, высоко духовный. Истоки духовности закладываются именно с раннего детства - это моральные, эстетические ценности, сложившийся художественный вкус, которые формируются на основе знакомства и изучения традиций своей семьи, истории родного края, малой Родины, что является частью истории народа.
В нашем детском саду приоритетным направлением является этнокультурное образование, которое включает в себя формирование духовно-нравственных позиций на основе знакомства с традициями, культурой, бытом, фольклором как русского народа, так и других народов, населяющих Республику Бурятия.
Изучая народную культуру невозможно представить ее без изучения, знакомства и проникновения в народное искусство, которое содержит и раскрывает особенности и традиции предков. Этапы работы знакомства с культурой проходят постепенно и включает в себя знакомство с народным костюмом, бытом, устным народным творчеством, музыкальным фольклором, видами ремесел и декоративно-прикладными видами искусства, календарными праздниками и народными играми.
В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста народной культуре возникают множество вопросов и проблем. Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем у их сверстников 15-20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов взаимодействия.
Одним из инновационных приемов, используемых в нашем детском саду – это музейная педагогика. Посещение музея – это событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с предметами старины, со старинными экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. В нашем музее происходит «живое» общение детей с подлинником, детям доступны экспонаты, они с ними играют, взаимодействуют, что определяет специфику методики, направленную на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно-историческому и художественному народному наследию.
Век цифровизации и компьютеризации также вносит свои коррективы в образовательный процесс. При знакомстве детей с историей, жизнью и культурой семейского народа, в год празднования 400-летия протопопа Аввакума у нас был реализован проект «Создание мультипликационной изо-студии», продуктом которого стал мультфильм «Иван да Баир». Доступными для дошкольников средствами мультипликации детям был показан исторический факт - путь Аввакума, переселение семейских в Забайкалье, взаимососедство бурятского и семейского народов на примере семей Ивана и Баира.
Проектная деятельность, как инновационная форма, широко внедрилась в образовательное пространство ДОУ, одним из примеров хочется привести проект «Экскурсионный этно-квест» - создание экскурсионного этно-маршрута для детей дошкольного возраста, школьников, учителей и родителей с целью знакомства с историей поселка Загорск – нашей Малой Родиной, народностями, проживающими на его территории и их культурой, во взаимодействии с социальными партнерами: школами, библиотеками, учреждением дополнительного образования нашего поселка Загорск и Восточный.
Авторские театрализованные постановки на основе народного фольклора - это тоже нововведение в воспитательно-образовательный процесс. В рамках реализации плана стажировочной площадки по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Республики Бурятия был организован и показан «Театрально-игровой интенсив по народной сказке Умница и ленивица» и этот выбор был не случаен.
Начинало мероприятия звучало «Скоро сказка сказывается», на котором была представлена драматизация сказки «Умница и ленивица». На примере семейской семьи, бабушки Настасьи и её внучек Машеньки и Дашеньки были показаны средствами сказки, то есть доступно и понятно для дошкольников, общечеловеческие ценности: доброта, внимание, забота, уважение к старшим, трудолюбие. Ведь именно эти качества и воспитывались, прививались с раннего детства в семьях, именно такие качества мы стараемся прививать детям и сейчас.
Названия мероприятий, интерактивных событий, проводимых в рамках методических семинаров педагогами детского сада, говорят сами за себя, например, игровая площадка «Живи по-старому, говори по-новому» где проводились подвижные игры для детей «Разбери и объясни». Цель игры была в том, чтобы дети классифицировали книги старого образца и нового, и вариантом игры: разобрать новые современные игрушки и старые, которыми играли еще их бабушки.
Занимаясь с детьми возрождением народных ремесел у нас разработан план по знакомству с видами рукоделия «Нового без старого не бывает». Педагоги вместе с детьми занимаются: ткачеством поясов на бердо, вышиванием на пяльцах семейских цветов, причем занимаются этим видом с удовольствием и девочки и мальчики; создание рушников своими руками - украшение блестками и бусинами. А керамическая мастерская никого не оставляет равнодушным. Дети занимаются лепкой из глины, а совместно с родителями и под руководством педагогов учатся делать глиняные изделия на гончарном круге.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко к восприятию, понятно. Важная черта народного искусства – его гуманность, человечность. Поэтому изучая культуру, искусство родного народа, создавая условия для полноценного эстетического воспитания, развития художественно-творческих способностей мы, таким образом, воспитываем нравственные чувства детей и способствуем формированию мировоззрения. Народное искусство очень содержательно и способно обогатить жизнь человека, народа, государства. В. Г. Белинский подчеркивал: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству».
Возрождая народные традиции и создавая современные условия для их сохранения, мы воспитываем в детях основы духовной нравственности, человечности, историческую привязанность к Родине. Как бы не менялись времена, не было быстротечно время, основа всего человек, а каким он вырастет, как будет строить и созидать мир, зависит от его внутренних качеств, от чувства сопричастности, от твердых гражданских позиций, от самосознания, основы которых закладываются в детстве.
Автор: Алекберова Татьяна Ивановна
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка»