Эссе «Научиться жить на земле как люди»

инна зверева
Эссе «Научиться жить на земле как люди»

Проблема толерантности в настоящее время стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным, морально-этическим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений.

Каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности. В ЮНЕСКО принята «Декларация принципов толерантности» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единства в современном и будущем мире, но и указаны пути их реализации: «… наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности… должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

Однако проблеме воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в повседневной педагогической практике.

Воспитание толерантности — это не столько усвоение самих понятий «толерантность», «толерантная личность», отражающих суть индивидуальности, «инаковости», отличия от других, сколько формирование, развитие и совершенствование толерантных качеств личности: эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания, открытости; самопринятия как толерантного отношения к самому себе, способности к самопознанию и развитию чувства собственного достоинства; рефлексии; принятия других, готовности и способности вступать во взаимодействие с ними на основе проявления коммуникативной толерантности.

Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций (педагогика ненасилия, воспитание как педагогический компонент социализации воспитанника, воспитание ребёнка как человека культуры, педагогическая поддержка воспитанника и процесса его развития и другие). Однако в последнее время педагогика толерантности формируется как независимое направление, в развитие которого большой вклад вносят Е. О. Галицких, Е. Ю. Клепцова, А. А. Погодина, Б. Риэрдон.

В современном мире толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Толерантность стала международным понятием, которое отражает единство человечества, взаимосвязь личности с обществом, уважение прав другого человека, свободу выбора. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества.

В нашем обществе возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности.

Необходимость воспитания толерантности дошкольников обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны, - слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение строить отношения с окружающими, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам. Негативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют ограниченным опытом и ограниченными возможностями детей, что приводит к возникновению у одних детей пассивности, а у других — усиления агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях к сверстникам.

За последние несколько лет система дошкольного образования в России заметно изменилась, однако основной акцент в работе ДОУ по-прежнему делается на когнитивное (познавательное) развитие, которое исторически всегда было сильной стороной российского образования. Такой когнитивный диктат до сих пор существует в ущерб социально-личностному развитию ребенка (дошкольника, он препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа «я» и самооценки.

Одним из наиболее важных этапов формирования толерантности является дошкольное детство. В этот период ребенок активно познает мир человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира — вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Актуальность толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долго накапливающаяся сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу.

И я неслучайно затронула тему – толерантности. Я – многодетная мать, воспитатель, да и просто женщина! Я не могу изменить весь мир, но в моих силах заложить фундамент ценностных основ мировоззрения.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок толерантного поведения у детей Дефицит примеров толерантного поведения - одна из причин, препятствующих формированию у дошкольников важнейших предпосылок социального развития.

«Формирование межнационального согласия и толерантности в ДОУ». Конспект семинара для педагогов ДОУ В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя гуманистических толерантных.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Эссе «Научиться жить на земле как люди»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 16:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Фотоотчет о проведении Дня Государственного флага Российской Федерации в детском саду
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В нашей группе прошли мероприятия, посвящённые Дню рождения...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...