МААМ-картинки

Эссе «Педагогика гуманизма: как я её понимаю»

Ирина Капранова
Эссе «Педагогика гуманизма: как я её понимаю»

Эссе на тему «Педагогика гуманизма – как я её понимаю»

Гуманистическая педагогика - это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно - воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей. Само понятие - гуманизм в переводе с латинского означает человеческий, человечный. Гуманизм - это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание её прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.

Публикация «Эссе „Педагогика гуманизма: как я её понимаю“» размещена в разделах

Переход учебно - воспитательного процесса на новый гуманистический уровень следует понимать, как отказ от авторитарной педагогики, оказывающей давление на личность и отрицающей саму возможность возникновения между педагогом и воспитанником нормальных, равноправных, человеческих отношений, как переход к личностно-ориентированной форме обучения.

Гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.

Гуманистическая педагогика - это сложное, многомерное явление, отражающее реальную картину воспитательно-образовательного процесса. Основная формула этого явления - любовь к детям. Без любви не будет ни педагогики, ни гуманизма!

«Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром». (В. А. Сухомлинский).

Я часто в своей практике пользуюсь этой волшебной формулой близкой русской душе «Добро побеждает зло!». В каждой группе в любом детском дошкольном учреждении есть проблемные дети, а попросту «хулиганы». Как часто родители «хулиганов» негативно относятся к поступкам и словам своих детей, злятся, раздражаются, грубо разговаривают с ними. Многие педагоги порой используют ту же схему в воспитательном процессе, такие дети невольно становятся «изгоями». Я, наоборот, в своей работе стараюсь с проблемными детьми общаться ласково и нежно, пытаюсь найти в них как можно больше положительных черт, не скупясь на доброту и заботу.

Ко мне в группу ходил мальчик, поведение которого, слова, поступки, действия, мягко говоря, вызывали недоумение, подчас отрицательные эмоции и у детей, и у родителей этих детей, и у педагогов. Каждый день, наблюдая за ним, играя, занимаясь, беседуя с родителями, я сделала неутешительный вывод: ребёнок вынужден так себя вести, не получая достаточного внимания, любви, заботы, доброты от своих родителей. Ему необходима была такая форма поведения, при которой он был бы в центре внимания и детей и взрослых. Какие хитрости и уловки шли в ход, ему было совершенно неважно.

Имея «нехорошую» славу среди сверстников, близких и воспитателей, он блестяще работал на занятиях по математике, писал все буквы алфавита (это в средней группе, был музыкален, собирал сложные картины из пазлов, выигрывал у меня партии в шахматы! Перейдя в другую группу, видя меня в детском саду или встречая на улице, в любое время года и в любую погоду непременно поздоровается, подойдет, обнимет, а я думаю с облегчением: «Добро победило!».

Я глубоко убеждена, что взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищённости их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок. Иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьёзны, что малыш перестаёт ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребёнка: он легко и охотно общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

В своей работе мне очень хочется отметить влияние художественной литературы на формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.

«Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение» (Б. М. Теплов, 1946, с. 96).

«Восприятие искусства является для ребёнка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником». (А. В. Запорожец, 1986, с. 66).

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости. Какую же литературу можно использовать?

Конечно русскую классическую и переводную литературу. Это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов - Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и др.

Например для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств можно использовать сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конёк - Горбунок» П. Ершова.

«Айболит» К. Чуковского, «Уехали» А. Барто, «На льдине» Б. Житкова, стихи «Моя бабушка» С. Капутикян, «Посидим в тишине» Е. Благининой и др.

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным можно использовать следующие произведения: Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»; А. Куприн «Белый пудель»; М. Горький «Воробьишко»; рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Д. Мамина - Сибиряка.

В художественной литературе подробно раскрывается отношение детей к родителям, и особенно к матери. У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение к маме литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алёша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», с трудом преодолевая сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замёрзла. На эту же тему и стихи Е. Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

В последующей беседе нужно обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть, потому, что знает - мама устала, её нельзя будить.

Я бы многого хотела -

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит и я молчу.

У детей надо воспитывать сочувствие к старым людям, например к бабуш-кам. Прекрасным примером в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка - добрая душа», рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Воспитание у ребёнка чувства прекрасного является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство - поэзия, музыка, живопись - способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма.

Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

Таким образом, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Безусловно, в столь сжатых рамках эссе невозможно в полном объеме раскрыть, объяснить понятие - педагогика гуманизма. Однако есть твёрдая уверенность в том, что эти два слова тесно взаимосвязаны друг с другом, а порой и неотделимы. А объединяет их одна формула - воспитание любви к себе, к детям, к окружающим, к природе, к животным, близким, к старикам - есть основа человечности!

Публикации по теме:

Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.

Проблемы модернизации в образовании. Эссе Для того, чтобы углубиться в суть данного процесса, рассмотрим само понятие «модернизация». Что же представляет собой модернизация? Модернизация.

Автор публикации:
Эссе «Педагогика гуманизма: как я её понимаю»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 22:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД