Ольга Юрьева
Эссе по трем проведенным консультациям для родителей с использованием этюдов (театральных сценок)
▼ Скачать + Заказать документы
У страха глаза, Что плошки, а не видят Ни крошки. Русская пословица.
В своей коррекционной работе по устранению страхов и тревожности у детей я использую метод куклотерапии.
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия на куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, то, как определила Татаринцева А. Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.
Публикация «Эссе по трем проведенным консультациям для родителей с использованием этюдов (театральных сценок)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Нарушениями, обуславливающими использование данного метода, являются:
- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д., он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Предлагаю вам эссе по трем проведенным консультациям для родителей с использованием этюдов (театральных сценок, как один из методов работы по устранению страхов у детей.
Клиент № 1
Соня, 6 лет.
Мама Сони жалуется на то, что уже несколько месяцев Соня испытывает страх. Они часто совершают перелеты на самолетах, связанных с работой, и только один раз брали Соню с собой. Она боится, что родители не вернутся, не может находиться на балконе, хотя живет семья на втором этаже. У девочки кружится голова. Когда она смотрит вниз, находясь на высоте, а после сна, когда девочке приснилось, что они летели на черном самолете. Переживания усилились.
На этапе диагностики определили, что у девочки страх высоты (патологическая доминанта, первопричина, которая мешает ребенку жить, а также боязнь определенного вида транспорта. Невротический страх, так как переживания Сони длятся очень долго, причем она болезненно заостряет внимание на те моменты, в которых что-то страшное обязательно должно случиться. Если это лес, то деревья высокие страшные, страшно на их вершине, страшно на балконе, если это самолет, то несчастье должно произойти в небе.
Для проигрывания этюда использовали перчаточные куклы, изготовленные вместе с родителями : хозяйка девочка и собачка из перчатки.
Этюд про «Хозяина и собаку», где патологической доминантой является страх высоты.
«Летим смотреть представление в кукольном театре».
Однажды хозяин сказал своей собачке: «Завтра мы с тобой летим в сказочный город смотреть очень интересное представление в кукольном театре (придумать название города и представления). Собачке очень хотелось побывать в сказочном городе и посмотреть представление, но она отказалась лететь.
Почему отказалась собачка лететь на самолете? Чего боялась собачка (перечислить причины). Как успокоил свою собачку хозяин? Что он мог интересного ей рассказать? Как уговорил полететь с ним вместе в сказочный город?
Задание было дано маме, дописать этюд вместе с ребенком.
Собачка – Линда, хозяйка мама.
Однажды мама сказала Линде, что завтра они летят смотреть представление «Путешествие по странам» в сказочный город «Улыбнись-ка». Линда отказалась лететь вместе с хозяйкой: боюсь разбиться, вдруг самолет упадет, у меня закружится голова, я заболею, простужусь и мне будет трудно дышать, лучше я поиграю дома, там наверное и люди злые со своими животными.
-А тебе бы хотелось посмотреть представление?- спросила мама.
- Да, если бы мы никуда не полетели,- ответила ей Линда.
Мама обняла собачку и сказала:
- Люди там совсем не злые, а самолет – волшебный, им управляет добрый волшебник – пилот. Он повезет нас в город «Улыбнись-ка» и ты не будешь больше грустить. Мы увидим сказочное представление про путешественников по разным странам, они покажут нам удивительные превращения, после чего все будут смеяться, шутить, всем раздадут подарки и вкусное мороженое с конфетами. А когда мы будем лететь, мы увидим волшебные облачка, которые будут указывать нам дорогу. На этих облачках катаются сказочные зверята, как на каруселях, и поют песенку: «Облака, белокрылые лошадки».
- Я очень хочу покататься вместе с ними,- сказала Линда, и они с мамой заснули.
Этот этюд можно закончить так :
-Мы полетим через город «Облачкоград», где люди добрые, веселые, смелые, где происходят удивительные превращения. А ты ложись спать и пусть тебе приснится удивительный сон.
Ведь панический страх высоты появился у Сони после очередного сна, поэтому страх должен уходить через сон. Очень важно то состояние, с которым ребенок ложится спать. Известно, что во время сна мозговая деятельность продолжается, а значит и умственная тоже. Совсем не случайно было заведено в народе на ночь рассказывать сказки, или петь колыбельные песни. Они не просто успокаивают, но и питают мозг образами, а сердце чувствами. Ребенок должен знать, что его любят, поддерживают, на него надеются.
(Обсудить, какой сон может присниться).
Сон Линды: Снится Линде, что она гуляет на лесной полянке, вдруг в одно мгновение сильный ветер собрал компанию дождевых туч, и те дружно, как по команде разрыдались. Пошел теплый летний дождик. Линда со своей хозяйкой укрылись под веткой ели. Вдруг кто-то громко чихнул. Линда посмотрела удивленно и спросила: «Кто здесь?».
- Пожалуйста, не пугайтесь! Я маленькая тучка из города Облочкограда. Я тоже прячусь, как и вы. Ни разу не коснувшись земли, облако подплыло поближе и почтительно раскланялось. Линда с хозяйкой посмотрели на него, как зачарованные. Они и представить себе не могли, что облака настолько красивы! Облако было похоже на искрящийся под солнцем ком белого снега. Оно легко дышало, смешно раздувало щеки, и выпускало при выдохе голубоватый пар. Затем облако, слегка раскружившись, вдруг обернулось белым барашком. Линда протянула к нему лапу, чтобы погладить, но он исчез. Перед Линдой проплывал теперь прекрасный лебедь, она была в восторге! Когда дождик закончился, появилась разноцветная радуга.
- Это радужный мост. Он приведет нас в город облаков – Облакоград! – Надо спешить пока мост не исчез!
Когда хозяйка Линды бежала по мосту, ее платье переливалось всеми цветами радуги! И вот друзья приблизились к сказочному городу, и платье хозяйки стало белоснежным, воздушным, похожим на облако и Линда стала белоснежной! Ворота города распахнули забавные стражники. Они летали, никак не могли устоять на месте. В городе было очень светло и прохладно. Посреди ограды возвышался замок, похожий на гигантский торт, покрытый взбитыми сливками. Вдоль ограды прохаживался огромный великан. Он выглядел очень дружелюбно, строил он из облаков ограждение Облачкограда. И все прохожие были очень добрыми и милыми, они приветливо улыбались, пригашая в гости. Все жители были заняты бесконечными превращениями, а зверята катались на облачках как на каруселях и пели песенки.
- Как здесь красиво, сказочно мило, странно, но совсем не страшно!
Тут Линда спохватилась, что прошло уже слишком много времени, и пора возвращаться домой на землю. Собачка и ее хозяйка распрощались с Облаком и побежали по радужному мосту, не успели они коснуться земли, как мост исчез, растворившись в воздухе.
Наутро, Линда прибежала к хозяйке и весело сказала: «Полетели скорей смотреть представление!». Уж очень ей хотелось пролететь мимо Облачкограда.
Использование перчаточных кукол в таких этюдах очень помогает в устранении страхов, помогает вызвать сочувствие к персонажу и желание помочь ему, развивается мимика, пантомимика, речь. Ребенок учится принимать на себя роль и исполнять ее. Особое внимание обращается на связь между ситуацией, настроением персонажей и их внешними проявлениями. Работа над такими этюдами – своеобразная школа постижения основ актерского мастерства, особенно если они придуманы самим ребенком, даже с помощью взрослого. Ребенок воспитывает свою собаку и помогает ей правильно себя вести.
Когда мы проигрывали этюд с Соней второй раз. Чувствовалась уверенность в том, что она говорит, как работает над собой, как владеет мимикой лица, прослеживались и грусть, восхищение с радостью и, наконец, удовольствие от проигрывания.
Зачастую родители часто сами внушают страх высоты! Они употребляют такие слова, которые провоцируют страх у ребенка. То, что он может упасть, расшибить голову, вместо того, чтобы указать спокойно безопасное для игры ребенка место. В нашем случае мама использовала такие выражения : «Положи, а то уронишь», «Сядь, а то упадешь», «Не ходи, здесь опасно». Это послужило толчком к сильной необоснованной боязни высоты. Девочка впадает в панику, когда находится на высоком месте. Сердце начинает учащенно биться, возникает головокружение, тошнота. Родителям девочки необходимо быть предельно осторожными в высказываниях по отношению к девочке и принимать активное участие в коррекционном процессе по устранению страха.
Рекомендации по дальнейшей коррекции страха высоты:
1. Продолжить проигрывание этюдов : «Собака не хочет оставаться дома одна», «Страхи в темноте», «В лесу».
2. Проигрывание этюдов по пьесе «Серая шейка» (по мотивам сказки Д. Н. Мамин – Сибиряк).
3. Участие в сценарии ролевых игр про Зайчишку Трусишку.
4. Коррекционно-развивающие занятия с использованием упражнений «Безопасный мир», «Сон куклы».
Клиент № 2. Вова – 6,5 лет.
Этюд «Расколдуй Бабу Ягу»
1-ый этап
Изготовление пальчиковых вязаных кукол – баба яга, змей горыныч, дракоша, оформление панно из фланеллеграфа, изготовление волшебной палочки.
Пальчиковые куклы помогают управлять страхом, устанавливать контакт с детьми, снимать эмоциональное напряжение, помогают выявить индивидуальность ребенка, обогатиться информацией об окружающем мире, развивают психические функции – восприятие, память, творческое мышление и воображение ребенка, моторику пальцев рук, развивать речевую функцию.
В проигрывании этюдов принимали участие дети с речевыми нарушениями, у таких детей отмечается недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операций, поэтому все чаще в коррекционных занятиях мы используем панно, где дети пристегивают с помощью пуговиц, крючков и липучек различные декорации, и управляют пальчиковыми куклами при развитии сюжета.
Изготовление волшебной палочки: (можно представить сказку о добре и зле, чтобы настроить детей на изготовление волшебной палочки).
Рассказывание сказки про Добро (белое) и Зло (черное).
Как-то раз утром вышло Зло из своего дома, видит: по пыльной полевой дороге навстречу ему идет Добро. Преградив ему дорогу, Зло пренебрежительно спросило:
- Куда это ты направилось с утра пораньше?
- Я хочу помочь маленькому мальчику, который вчера поссорился со своими лучшими друзьями. Сегодня он плачет горькими слезами и не знает, что же ему делать, - спокойно ответило Добро.
- Я запрещаю идти тебе к этой плаксе. Будет лучше, если у него вообще не будет друзей, тогда и плакать не придется при прощании с ними. Что может быть лучше? – засмеялось Зло, и смех его становился все громче и громче.
Поднялась столбом пыль и закрыла голубое небо, листья с деревьев начали осыпаться, трава пожелтела, смолкли птицы. Началась буря. Земля затряслась и покрылась мелкими трещинками, которые становились все глубже и глубже и превратились в глубокие овраги. Один такой овраг образовался между Добром и Злом. Вдруг все стихло. Добро и Зло стояли друг напротив друга, только по разным сторонам оврага.
- Тебе даже не было страшно? – возмущенно спросило Зло.
- Нет, Я не боюсь тебя, - спокойно ответило Добро.
- Я все равно сильнее тебя, - с победой утвердительно сказало Зло.
- Да, у меня нет такой силы, такого напора, как у тебя, но у меня есть вера, перед которой ты бессильно, - тихо ответило Добро. Я верю во все хорошее, и знаю, что оно победит!
От возмущения Зло стало еще чернее и превратилось в большую гримасу.
- Если бы у меня была такая вера, как у тебя, то я вообще уничтожило тебя, и о твоем существовании никто бы не знал, сквозь зубы процедило Зло и исчезло. Сейчас мы с вами изготовим волшебную палочку. Как вы думаете для чего?
Ответы детей: превращать злых людей в добрых, чтобы были все добрыми, чтобы никогда не было зла, чтобы я стал добрым (ответ Вовы – патологическая доминанта страх сказочных персонажей).
Но чтобы совершать превращения, необходимо придумать заклинание.
1. Раз, два, три – чудо сотвори!
2. Крибле – крабле – бумс!
3. Раз, два, три, палочка гори – зло запрети! (ответ Вовы).
4. Тьма – уйди, а свет – появись!
Всем понравилось больше первое заклинание! Роль волшебника сыграет Полина, так решили дети.
Вова очень ждал роли Бабы Яги. Когда мы проиграли встречу добра и зла, он конечно же был в роли добра, после благополучного конца на лице у Вовы вырисовывалось удовольствие, зло погибло!
Прикоснись ко мне добротой –
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
М. Озолин
2-й этап
Детям предлагается проиграть этюд.
Гремит гром (запись «Раскаты грома» - звуки живой природы, создается полумрак.
Возле оформленного панно появляется Баба – Яга на Змее Гарыноче! (проигрывает Вова)
Она смотрится в зеркало и говорит:
- Свет мой, зеркальце, скажи:
- Да всю правду доложи:
- Я ль на свете всех страшнее,
- Всех ужаснее?
- Здрасьте, человеки! Мне и моему красногривому змею надоело всех пугать и видеть
Свое безобразное отношение в зеркале.
- А вот как стать доброй и что такое добро я не знаю. Где –то слышала, что на душе от этого становится приятно!
Подскажите, детки, что мне делать?
(Ответы детей)
1) Бабушка должна быть опрятной, а ты грязная.
2) Хорошая бабушка радостная, а ты злая.
3) Добрая Баба Яга должна вязать рукавички и варежки для детей, а ты их пугаешь и хочешь их съесть.
4) Яга добрая любит детей, а ты их не любишь.
5) Бабуля – Ягуля читает своим внучкам добрые сказки и стишки на ночь, а ты их хочешь с собой в лес забрать.
6) Баба Яга должна вкусно кушать готовить, а ты хочешь из детей кушать приготовить.
7) Волосы должны быть причесаны и повязан латок, а у тебя шапка старая!
8) Чистый фартучек, на ногах тапочки, а ты босиком.
Все хорошее ко мне не подходит, хотя нет, я знаю стишок!
У бабушкиной избушки
Поганый грязный вид
Ни сушки, ни пол сушки
В углу котел кипит…Вот!
-Эх, ты ничего ты не поняла!
- Помогите же тогда мне!
Давай мы тебе добрые стихотворения расскажем!
-У тебя в лесу много зверюшек?
-ДА
Мы про них много загадок и стишков знаем!
(дети рассказывают стихи про животных и загадывают загадки).
Домик чей-то на стволе.
Белка там живет в дупле.
Сушит ягоды, орешки
Собирает сыроежки.
Наблюдает белка с ветки:
Лось зашел к лисе - соседке.
Распустила хвост лисица,
Рыжий мех огнем искрится.
Самый робкий зверь лесной:
Серый зайка под сосной.
И медведя, и лисицы –
Заяц больше не боится!
Вот бежит енот усатый –
Хвост пушистый, полосатый.
Наш Енот живет в лесу,
Носит маску на носу.
Вот такие на опушке у тебя Яга собираются зверушки!
А я и не знала, что они такие хорошие!
Вы все-таки поможете мне стать доброй?
Появляется паж
Мы не волшебники, мы только учимся, у нас есть волшебная палочка, вот она
- Раз, два, три, чудо сотвори!
Дотрагивается до Бабы Яги!
Появляется добрая Баба Яга на добром Дракоше!
- Ой, что это со мной и с моим змеем?
( дети кричат: Ты добрая стала)
Летает на дракоше. ( Звучит песня Доброй Бабы Яги: Игнатьева «Встреча с печкой». Все танцуют.
Все ответы детей были придуманы родителями, вот придумывание стишков, сказки о добре и зле, вопросы и ответы Бабы - Яги мы додумали вместе с детьми. Роль двух бабушек сыграл Вова, патологическую доминанту, первопричину поведения Вовы мы определили еще на этапе кукольной диагностики, для диалога Вова выбрал зайчика, в своем лесу он боялся Бабу Ягу, прилетевшую на Змее Горыноче, она всегда гонялась за ним, особенно ночью, и спасал его дуб, в котором он укрывался от нее.
Мама Вовы жаловалась на то, что он боится всего. Что она и все умрут. Не хочет отпускать маму ни на шаг. И что это произошло после пребывания мальчика в санатории. Но однако мама неоднократно пугает ребенка перед сном: «Не будешь спать, Баба - яга тебя заберет!»
У ребенка страх смерти, который проявляется опосредованно, через страхи сказочных персонажей – опосредованный сверхценный страх. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством. Ведь тогда случится нечто неожиданное и никто не сможет ему помочь, а значит он может умереть.
По мнению А. И. Захарова, главные персонажи детских кошмарных снов выполняют еще и функцию психологической защиты. Они возникают у детей, эмоционально привязанных к родителям, не получающих в ответ на это адекватной эмоциональной реакции с их стороны. Я думаю, что в данном случае это имеет место.
Разыгрывание страха в этом этюде помогает Вове отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Он ощущает собственную силу и решимость, глаза загорелись, Вова улыбается, чувствует победу!
Рекомендации по дальнейшей коррекции страха:
1. Установление доверительных отношений между ребенком и родителями.
2. Использование в психокоррекционных занятиях игр, направленных на устранение страха сказочных персонажей: Игра в сказочный город, превращение сказочного злодея и др.
3. Обыгрывание этюдов, используя куклы, со сказочными персонажами вместе с родителями.
Клиент №3 Полина – 6 лет.
Этюд «Потеряшка», в проигрывании принимали участие дети, одетые в костюмы героев. Главную роль исполняла Полина.
Жалобы мамы девочки: очень медлительна, плаксива, не отпускает маму от себя, не может без нее уснуть.
На этапе кукольной диагностики Поля выбрала зайчика, она рассказала. Что она Зайчик - Лунтик, живет совсем одна, без родителей, без друзей, но ее защищает Золотой Теленок. Девочка ищет защиты, ей не комфортно так жить, она мысленно просит помощи.
По ходу беседы с мамой выяснилось, что девочке действительно приходится часто быть одной из-за занятости родителей, где немаловажную роль в воспитании принимает бабушка.
При проигрывании сценариев ролевых игр про Зайчишку Полина играла главную роль в сцене : «Кто живет под кроватью». Ей было скучно сидеть под кроватью, но она не решилась сказать об этом сразу. Она робка, застенчива, замкнута, впечатлительна и очень нерешительна.
Это проявление признака беззащитности и зависит в первую очередь от мамы. Ребенок своими способами требует ее постоянное присутствие, а если ее рядом нет, чувствует себя покинутым.
Но воображение у Полины развито очень хорошо. В проигрывании этюда «Одной не так уж плохо», она придумала историю про собачку, которая не хотела оставаться одна, ей было сначала страшно, но потом она интересно провела дома время одна, рисовала, лепила, танцевала, пела песню про Мамонтенка (где мамонтенок очень хотел найти маму, придумала маленькую сказку как звери нашли друг друга, а потом весело играли вместе. Хотя при кукольной диагностики она отказалась петь и рассказывать стихи.
Этюд «ПОТЕРЯШКА». (Зал оформлен разнообразными декорациями – сказочный лес).
Этапы работы:
1. Знакомство с текстом. Цель: ввести детей в тему, создать эмоциональный настрой (сочувствие, готовность поддержать).
2. Игра беседа с персонажем, закреплять и активизировать слова, необходимые для передачи эмоционально-нравственного содержания текста.
Методы и приемы: Пересказ, придумывание и разыгрывание сюжета.
Щенок – Пончик, хозяйка – Лена.
В одном доме жил щенок. Жил он в уютном домике со своей хозяйкой. Щенок играл только со старыми тапочками. Он подбрасывал их, рычал и постоянно скулил. Хозяйка его любила, кормила, гладила, у него было много игрушек, но он с ними играл редко. Очень он любил играть в догоняшки со своей хозяйкой.
Дети проигрывают игру.
Считалка: На золотом крыльце сидели,
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой,
Выходи поскорей,
Не задерживай добрых и верных зверей!
Водящий догоняет. (звучит «Полька» Рахманинов.)
И вот однажды щенок и его хозяйка пошли на прогулку и Пончик потерялся. Он весело побежал вперед, а когда вернулся назад, хозяйки уже не было. Пончик просто завернул не в тот переулок. Он бежал за красивой бабочкой и не услышал, как его звала хозяйка.
Дети изображают печаль. Звучит музыка Л. Бетховен «К Элизе». (у Полины на глазах слезы).
От отчаяния Пончик побежал «куда глаза глядят», и оказался в красивом лесу.
Вдруг к нему из-за спины - Лисенок.
- Привет!
- Привет – ответил он и обернулся.
Рядом, переминаясь с одной лапы на другую, стоял рыжий Лисенок.
- Кирюша, - деловито представился лисенок. Он согнал с уха ту самую бабочку, за которой гнался щенок (бабочка привязана к палочке) и протянул щенку лапу.
- А тебя как зовут? – спросил Кирюша.
- Пончик, меня так хозяйка называет.
- Хозяйка, уточнил Кирюша, а у меня нет хозяина, ч живу в лесу, нас там много, а хочешь, ч тебя познакомлю со своими друзьями?
- Хочу, - ответил Пончик.
- А давай сначала поиграем!
- Давай!
- А во что будем играть?- спросил Лисенок.
- В догоняшки!
Играют (звучит «Полька» Рахманинов.)
-Тихо! – прислушался Кирюша.
- Лес сказал мне, что ты добрый, я ведь живу в волшебном лесу, и за это он наградил тебя способностью понимать всех, кто живет в нашем лесу.
- Вот, здорово! (Поля пытается изобразить восторг)
И они радостно запрыгали! («Полька» Рахманинов).
И вот лес перед ними расступился, и зверята очутились на волшебной поляне, там они встретили медвежонка. Мишка привстал на цыпочки и дотронулся до щенка.
- Ты кто? – спросил Мишка.
- Я Пончик – щенок.
- А ты?
- А я Мишка – еловая шишка.
- Это мой друг Мишка, - сказал Лисенок.
- Давайте вместе играть?
- Поиграем в игру «Речная фигура?», - спросил Мишка.
- Вы меня научите?- спросил Пончик.
- Конечно, - ответил Миша.
(они считаются, водящий голит).
Включается музыка, пока она играет, зверята бегают, останавливается, звери замирают в разных положениях-фигурах, если водящий заметил, что кто-то двигается, тот и голит.
И вот дальше они пошли втроем, взявшись за руки.
- Лес наблюдал за нами, когда мы играли и общались, мы не ругались и не спорили, ведь в нашем лесу только добрые живут, за это он нас пропускает идти дальше, - деловито сказал Миша.
Упражнение «Пройди по кочкам, не наступив в воду» (кочки –зеленые кружки, вырезанные из картона).
Звучит музыка Голоса леса «Журчание ручейка».
- Прислушайтесь к журчанию, какой в нем хрустальный звук! – заметил Пончик.
- А пойдемте еще к одному нашему другу? – предложил Лисенок.
- А кто он? – спросил Пончик.
- Отгадай загадку, - сказал Миша.
Длинное ухо,
Комочек пуха!
Прыгает ловко
Грызет морковку!
Это зайчик, весело запрыгал щенок!
Он у нас тихинький, принесем ему морковку! – забеспокоились друзья. Лисенок достает из корзинки морковку, которую носил с собой. Подошли они к пеньку, из-за него выпрыгнул Зайка.
- Привет! Мы к тебе в гости, будешь с нами играть? – спросил Кирюша.
- Конечно! – обрадовался зайчик.
- Познакомься, это Пончик. Он теперь наш друг.
- Очень приятно, я Зайчик- Побегайчик!
Звучит музыка. Дети изображают каждый повадки животных, роли которых они исполняют.
-Побежали к золотому бревну? – предложил Зайчик.
-А почему оно золотое? – спросил Пончик.
- А потому что кто к нему подойдет, становится добрым, а еще оно исполняет заветные желания каждого, кто к нему приблизится. А охраняет его Волк! Добрый волк! Мы его зовем Волк-Добряк! Лес волшебный! – радостно крикнул Зайка! Побежали!
- Привет, Волк-Добряк, приблизились они к Волку, мы хотели посмотреть на золотое бревно.
- Проходите, только не долго, чтобы на всех желающих хватило, - важно произнес Волк!
Щенок подержался за бревно и сказал: «Я хочу вернуться к своей хозяйке Лене и рассказать ей скорей, что я приобрел много друзей с ними весело и интересно!»
И только он это сказал, как появилась Лена, они обнялись и отправились домой. Дома их встретила Кошка- Муся, с которой они теперь играют каждый день в интересные игры.
У Поли страх невротического характера, она сильно волнуется перед тем, как произнести речь, наблюдается тремор рук, дрожь в теле.
Проигрывание этого этюда способствовало уменьшению болезненных переживаний Поли, это помогло снять сильное напряжение, что раньше этого сделать практически не удавалось. Изменилось и ее поведение, она стала веселой и более общительной.
Детям очень нравится проигрывать сюжеты как с куклами, так и быть самостоятельными актерами.
Психологами М. В. Ермолаевой, Г. А. Урунтаевой доказано. Что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют поручения, дают советы, предупреждают об опасности.
Эмоционально пережитые роли помогают определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, и не быть похожими на отрицательных. А также такие занятия расширяют кругозор ребенка, речь, умение выражать свои мысли и чувства.
Рекомендации по дальнейшей коррекции страха одиночества у Полины:
1. Продолжить проигрывать этюды : «Случай в магазине» и др.
2. В коррекционно-развивающих занятиях использовать упражнения : «Безопасный мир», прятки и ролевые игры, способствующие устранению страха одиночества.
3. Родителям принимать активное участие в коррекционной деятельности, выполнять задания психолога.
Литература.
1. А. И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"
2. Д. Н. Исаев "Эмоциональный стресс, психосоиатические и соматические расстройства у детей".
3. А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук " Детские страхи:куклотерапия в помощь детям"