Юлия Ефремова
Эссе «Воспитатель — профессия или призвание?»
▼ Скачать + Заказать документы
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать,
Воспитателем нужно родиться
и только после этого – стать!
Зимние вечера становятся всё длиннее. В один из таких вечеров я сижу у окна и наблюдаю, как меркнет день. Мягкий снег, слегка подгоняемый грустным зимним ветром, неловко ложиться на поверхность всех предметов, незаметно изменяя их контуры. Мои мысли переливаются так же плавно, как струящийся позёмкой снег. Какое это необычное природное явление! А ведь снег кого-то напоминает. Ах, конечно… Такие маленькие и красивые снежинки похожи на моих малышей. Они тоже такие же неповоротливые, не похожие друз на друга, хрупкие и лёгкие, летящие в своём направлении. И в то же время, каждый ребёнок, как и снежинка, устроен по своему, по особенному.
Публикация «Эссе „Воспитатель — профессия или призвание?“» размещена в разделах
Но между ними есть одно очень важное отличие: снежинки всегда падают только вниз, на землю. А дети, дети наоборот устремлены вверх. Они растут, накапливают знания, тянутся к тому, что ещё им не известно. Только и остаётся подхватить маленькую руку, сжав её крепко в ладони, и повести за собой так, чтобы каждый ребёнок получил уникальную возможность не упасть как снежинка вниз.
У меня интерес к педагогической деятельности возник ещё в детстве. Среди детских игр особенно привлекала игра в «детский сад», а роль «воспитателя» приносила больше радости, чем роль «ребёнка». Возможно, на выбор моей профессии повлияло и то, что моя мама работала в детском саду. В школьные годы, приходя к ней на работу, мне нравилось наблюдать за тем, как работают воспитатели : как общаются с детьми, как играют, как дети с открытыми ртами и горящими глазами смотрят на воспитателя и впитываю всё как «губки». Я подолгу смотрела, как воспитатели общаются с малышами, и мысленно представляла себя взрослой в их роли. Так в сознании постепенно формировалась мысль о том, что мне нравится учить и проявлять заботу о детях.
И так я закончила педагогический колледж и стала воспитателем в 21 год. Для новичка любая профессиональная ситуация становится проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь? Сумеешь или не сумеешь? Этот период действительно был сложным и важным, так как именно в этот период начинает формироваться отношение к выбранной профессии, и к себе как к профессионалу. Поэтому здесь многое зависит от старших коллег. Чем больше помощи поддержки получишь от коллег, тем больше шансов, что у тебя появиться желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях. Я считаю, что мои коллеги – наставники мне дали крылья: их личный опыт, их творческий подход к работе воспитателя, их целеустремлённость, поиск нового стали примером. Всё это вызвало у меня уважение к коллегам, признание их авторитета, а главное – у меня сформировалось восприятие детского сада и профессии воспитателя как постоянных, а не временных.
С годами понимаешь, что компетентный специалист формируется в деятельности. Ведь не зря люди придумали пословицу: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся». Настоящий мастер, работая, затрачивает минимум усилий для получения максимально высокого результата, но вкладывает в процесс и результат всю свою душу, потому что ему нравится эта работа, он получает от неё удовольствие. Работа воспитателя не имеет временных ограничений, порой и после окончания смены приходится искать что-то новое, интересное для развития детей.
Итак – я воспитатель! Каждый день я с радостью встречаю своих ребят. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. И в этот миг я превращаюсь в волшебницу, которая открывает детям дверь в мир взрослых. Мне нравится отвечать на десятки и сотни детских «почему».
Почему люди не летают? Почему небо голубое, а трава зелёная? И так до бесконечности.
Признаюсь честно, что порой очень сильно устаю, но, тем не менее, приходя домой, с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда занятий, развивающих игр, а вместе с ними и масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты общения с детьми. Детский сад никогда не надоест. Это самое творческое место на свете!»
Этот только внешне кажется наша работа будничной: бесконечные занятия, планы, проекты, утренники… А по сути своей она познавательна и интересна. Разве можно назвать трудом то, что делает воспитатель? По-моему, это жизнь. Ведь воспитателем нельзя быть с понедельника по пятницу. И дома и на работе, и зимой и летом, пусть даже в мыслях – я всегда со своими воспитанниками. Как больно порой встретить потухший, не по детски серьёзный взгляд ребёнка. Что произошло? Где его улыбка? Сразу хочется помочь ему, приласкать, одарить частичкой своей души. Ведь у каждого ребёнка большая потребность в эмоциональном контакте. Поправить что-то в одежде, погладить по головке, улыбнуться… Маленький человечек верит мне – воспитателю. И как важно, чтобы первые уроки добра, любви, справедливости он получил от меня.
Я не отношу себя к гениям педагогического труда, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, быть примером для своих ребят. Ведь сила подражания так велика и значение её так огромно. Каждое наше слово, каждый поступок – всё является для ребёнка примером.
Я нахожусь в постоянном творческом поиске. Ведь только творческий педагог может окрылить своим теплом, верой, талантом. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Работа с детьми – это огромное счастье. Именно дети и только они умеют бескорыстно любить и своей любовью вдохновлять и вселять уверенность. Всё, что я делаю – только для них, моих мальчишек и девчонок!
Вот уже 12 лет я работаю воспитателем и думаю, это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Находясь в стенах детского сада я забываю о всех проблемах и огорчениях, ощущаю себя всегда энергичной, молодой, мне нравиться находиться в мире неповторимого, сказочного детства. Я люблю свою профессию и нашла в ней своё призвание, утвердилась в ней, а это значит, что я счастливый человек!
Закончить своё размышление хочется прекрасными стихами:
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу
Твердят друзья:
“Есть нивы тише”,
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…
И каждый день,
Как на премьеру.
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий…
И так на протяженье лет –
Судьба моя – я воспитатель!
Нет лучшей доли на земле.