Елена Москвина
Эстетическое воспитание детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание детей раннего возраста.
Консультация для родителей
Воспитатель МБДОУ «Спасский детский сад№1»
Москвина Е. А.
2014 год. Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком,
радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки.
Публикация «Эстетическое воспитание детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Искусство помогает ребёнку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает своё отношение к ней. Но и сама жизнь - быт человека и его труд, природа и предметный мир – всё это также источник, питающий эстетические переживания ребёнка.
Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ними радует ребёнка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Природа выступает перед ребёнком в самых ярких красках,постепенно меняющихся образах,явлениях,картинах. Ко всему этому привлекается внимание ребёнка, с возрастом усложняются и разнообразятся его целенаправленные наблюдения.
В результате у детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется,если приложить к ней труд.
Дети и сами могут принять посильное участие в «преображении природы». Они могут ухаживать за растениями, цветами,раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу : они выкладывают рисунок из камушек, шишек,лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке и т. д.
Так же хорошо, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающих ребёнка в повседневной жизни сочетая их в одежде, в художественной игрушке, в мебели – в том,что мы называем предметной средой. Эстетика быта – это весь уклад жизни семьи и детского сада.
Большое внимание надо обращать на удобство и целесообразность жилья. Продуманная и красивая обстановка вызывает в ребёнке желание не только любоваться, но и вести себя соответственно всему этому красивому окружению.
Тесно связана с эстетическим воспитанием и работа над культурой поведения : у малыша воспитываются навыки общения со взрослыми и со своими сверстниками,умение вести себя за обеденным столом, аккуратно пользоваться приборами. Воспитывается также потребность следить за своим внешним видом – причёской, костюмом, обувью, чистотой рук, лица. Всё это вырабатывается не от случая к случаю, а систематически и ежедневно.
Но не только к миру предметов, явлений природы можно вызвать эстетическое чувство детей. Оно может возникнуть и в мире человеческих отношений. Труд, преобразующий жизнь и украшающий её ,также постоянно привлекает внимание детей, вызывает желание участвовать в нём,отображать его в играх. Привлекательный облик созданных предметов и сам процесс труда доставляют ребёнку радость.
Строительство жилых домов,мостов,стадионов,озеленение городов и сёл,украшение улиц – всё это ценный материал для воспитания у детей чувства радости,гордости своей Родиной. Так закладываются первые впечатления о прекрасном в жизни.
Искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребёнка,оно заставляет его пристально всматриваться во всё окружающее,внимательнее,ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.
Эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни,приближается к более высокому понятию к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребёнка оно возникает в самом его общем,смутном, нерасчленённом виде. Ребёнок может очень горячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянуться всей душой к нему, всё это оставит следы, глубокие, но неосознанные.
Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребёнка, я стремлюсь окружать его светлыми и радостными переживаниями.
Практическая деятельность ребёнка – игра, занятие, выполнение определённых обязанностей – имеет важное значение для его эстетического развития.
Дети тянуться к пению,рисованию, стихам, очень охотно включаются в эти занятия.
Все виды искусства нужны ребёнку. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка и присказка,загадка и пословица, песня и инструментальная пьеса,картинка и декоративные изделия – вот с чего начинается знакомство с искусством.
Искусство для детей – это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых.
Отбирая произведения для детей, опираюсь на народное творчество,классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет своё незаменимое значение.