Приложение МААМ

Этно-культурное образование: приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства

Колышкина Ольга Дмитриевна
Этно-культурное образование: приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого, в требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Поэтому сохранение исторических ценностей мордовского народа - задача каждого педагога. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, ассимилировалась его культура, ушли в прошлое образцы прикладного искусства.

Публикация «Этно-культурное образование: приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Исследователи отмечают, что воспитательное влияние национальных народных искусств зависит от особых традиций народа и каждое требует специального педагогического исследования.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это самый естественный, а потому и самый верный способ воспитания любви к Отечеству. Формированию нравственно-эстетических основ личности дошкольника способствует разучивание народных песен, танцев, подвижных игр, слушание национальной музыки, ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами, декоративно-прикладным искусством, приобщение к бытовым национальным традициям.

В настоящее время в педагогике исследованы вопросы эстетического воздействия на детей дошкольного возраста декоративно-прикладного искусства разных народов : русского, украинского, молдавского, башкирского, чувашского и мордовского.

Особое место в работе с дошкольниками занимает знакомство детей с декоративно-прикладным искусством мордовского народа.

Неповторимая вышивка национальных костюмов, многообразные орнаментальные мотивы на традиционных предметах быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов - все это близко и доступно восприятию детей дошкольного возраста.

Между тем, в руках мудрого педагога, предметы народного прикладного искусства могут служить своеобразной книгой, которую он может приоткрыть для своих маленьких воспитанников. Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы, все, что воспринимается нами в народном декоративно-прикладном искусстве как декор, орнамент, имеет особое значение, идущее из глубокой древности.

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения. он всегда говорящ, видящ, деятелен. Орнамент - как отпечаток души народа», писал Осип Мандельштам.

Дошкольникам доступны некоторые сведения о семантике - учении об изначальном смысловом значении символов орнамента. Знание и понимание ребенком основ семантики декоративного орнамента воспитывает глубокий интерес к народной культуре, истории родного края.

Очень хорошо этот пример иллюстрирует народная игрушка, которая изначально служила атрибутом для проведения религиозных обрядов, а именно защиты от злых духов, очищения помещений, отпугивала злые силы от ребенка. Сам образ, отраженный в игрушке, имел определенное значение.

Птица в древности считалась посланницей Солнца, тепла и света, символом радости и счастья. Она сулила наступление весны, хороший урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли силу добра, счастье, защиту от злых духов. Не случайно, верх крыши дома до сих пор носит название «конек». Очень часто в народной игрушке, в том числе в замечательных деревянных игрушках села Подлесная Тавла, встречается знак Солнца, предмет особого поклонения наших предков. Волнистые или прямые линии, идущие сверху ' вниз, означают небесную влагу или дождь, горизонтальные линии - землю-матушку. Точки между линиями - семена в земле. Смысл орнамента ясен: согретое солнцем и напоенное небесной влагой зерно прорастает - начинается новая жизнь! Такой игрушкой прогоняли злые силы с крестин, свадеб, благословляли молодых на продолжение рода.

Работу по ознакомлению детей с национальным искусством можно начать с подбора научно – популярной и художественной литературы о мордовском крае, о его талантливых умельцах, демонстрации бытовой утвари, мордовской одежды, предметов быта (полотенца, салфетки, панно, обуви, деревенской мебели, игрушек народных умельцев.

Для достижения этих целей используются различные средства, методы и приемы. Большое внимание уделяется созданию в группе развивающей среды : в уголке народного быта представлены русские и мордовские народные игрушки, образцы вышивки, куклы в русском и мордовских костюмах, используется разнообразная атрибутика для игр-драматизаций, подвижных игр: шапочки животных, настольный театр.

Дети старшей и подготовительной групп пополняют уголок и своими работами. В нашем детском саду, например, ежегодно проводятся конкурсы на лучший уголок национального быта, проходят интересные занятия, беседы об искусстве мордовского народа. Использование в работе с детьми изделий национального искусства Мордовии формирует у дошкольников патриотические чувства, любовь к родному краю, к городу, к Родине.

Большое значение для развития детей играет знакомство с подлинными образцами народного быта и культуры краеведческого музея города Саранска.

Сотрудничая с краеведческим музеем нашего города, мы можем более полно и грамотно познакомить детей с изделиями народных умельцев, бытом мордовского народа

Проводя цикл занятий по знакомству с символикой в мордовском национальном костюме, целесообразно использовать считалки, поговорки, припевки, загадки, стихи. Дети не только узнают много интересного, нового, но и пополняют свой словарь. В работе по ознакомлению детей с произведениями народно-прикладного искусства результативно использовать музыку, художественное слово, репродукции картин знаменитых мордовских художников Сычкова Ф. В, Попкова В. А., Беднова В. А., Илюхина В. Д. и др.

Любовь к прекрасному педагог воспитывает у детей при ознакомлении с предметами народно-прикладного искусства. Глиняные мордовские игрушки, яркие красочные деревянные матрешки вызывают у малышей радость, желание внимательно их рассматривать. В старшем дошкольном возрасте в задачи обучения входит формирование умения сравнивать изделия мастеров разных народов : например, игрушки Подлесной Тавлы и Богородские игрушки, мордовские и русские матрешки и т. п. Здесь опять нам на помощь приходут музеи г. Саранска.

На занятиях по изобразительной деятельности дети украшают различные предметы костюма мордвы, рисуют элементы костюма и наряжают в них куклу.

Продолжается и знакомство с различными произведениями фольклора. Они становятся более понятными детям, если рассказать в доступной форме о календарно-обрядовых праздниках (колядование, закликание весны, птиц, урожая). Знание фольклора, как музыкального, так и литературного, широко используется на праздниках и развлечениях, таких как «Святки», «Масленица», «Осенний праздник урожая» и т. д.

Большое внимание в подготовительной группе уделяется формированию элементарных историко-географических знаний детей: дети могут ориентироваться по карте, знают название городов Мордовии, районов, знают основные достопримечательности Саранска, людей, которыми знаменита Мордовская земля. Знают герб, гимн, флаг Мордовии.

Для закрепления представления детей о народных промыслах широко используются дидактические игры «Отгадай и назови», «Магазин игрушек», «Одень куклу в национальный костюм», лото «Подбери узор», пазлы «Составь картину». Многие игры могут быть изготовлены руками воспитателей.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного декоративно - прикладного искусства является метод творческих заданий, позволяющий органически сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участия их в декоративном творчестве. Сами названия заданий «Сундук бабушки Алдуни», «Волшебная птица», «Сказочные игрушки», «Придумай наряд для мордовской матрешки» достаточно полно раскрывают образную сторону и вызывают у детей определённые ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

Таким образом, понимание декоративно-прикладного искусства как результата творчества многих поколений, способного пробудить творческий потенциал дошкольника и заложить интерес к дальнейшему познанию народных традиций, определило эффективность педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с мордовской культурой и их приобщение к народным традициям.

Литература:

1. «Валдоня» («Светлячок») Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. Министерство образования РМ, Саранск 2001г.

2. Ануфриева Н. А. «Родиноведение» Саранск 1997г.

3. Богатеева З. А. «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду» М. 1982г.

4. Калашникова Н. М. Семантика народного костюма. - СПб. 2003.

5. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. Москва, 2006

6. Лузгин А. С. «Промыслы Мордовии» Саранск 2003г.

7. «Мордовская народная вышивка» сост. В. Н. Мартьянов, Саранск 1991г.

8. «Мордовский народный костюм» Альбом. Саранск, 1990г.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития. Методист ГККП «Ясли-сада №4» акимата г. Рудного Бормотина.

Формирование у старших дошкольников интереса и уважения к русской культуре посредством знакомства с притчами Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этно-культурное образование: приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 8 мая 2014 в 20:42
+83Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этно-культурное образование: приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Колышкина Ольга Дмитриевна (УИ 184418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД