Светлана Алексеева
Этнографический музей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
С. В. Алексеева,
Старший воспитатель МБДОУ
д/с «Кэскил» с. Балагаччы, Вилюйского улуса
Республики Саха (Якутия)
Цели:
Освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории села, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких позиций одновременно.
Публикация «Этнографический музей в детском саду» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Создание условий для восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей (человек, жизнь, родной край, познание, красота, добро, труд, воспитания «ребенка в целом».
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
С. В. Алексеева,
Старший воспитатель МБДОУ
д/с «Кэскил» с. Балагаччы, Вилюйского улуса
Республики Саха (Якутия)
Цели:
Освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории села, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких позиций одновременно.
Создание условий для восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей (человек, жизнь, родной край, познание, красота, добро, труд, воспитания «ребенка в целом».
Задачи:
выявить национальные традиции якутского народа и народов, проживающих в республике (русские, эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи и т. д., а также этнографические средства для достижения целей воспитания;
сформировать основные представления целостной картины мира, синтезирующей знания из различных областей: истории, этнографии, устного народного творчества, народно-прикладного искусства, культуры; расширить кругозор воспитанников;
помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире с помощью средств массовой информации, знакомства с произведениями искусства, художественной литературой, экспозициями музея; расширять словарный запас;
развивать способность к наглядному моделированию;
развивать наблюдательность и внимание детей, умение выделять характерные, сущностные признаки предметов и явлений;
развивать образную память;
способствовать возникновению личностного отношения к искусству, интереса к выставкам и музеям народного декоративно-прикладного искусства;
развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение, устную монологическую и диалогическую речь.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается получить
• Изменения в ценностных ориентациях:
Познавательные: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства; возникает чувство уважения к мастерству. Формируются начала духовности как свойства сознания.
• Отношение к явлениям общественной жизни представлено следующими ценностями: у ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в республике, в родном селе.
• Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.
• Обогащение структуры и содержания предметно-развивающей среды детского сада.
• Методическое и дидактическое обеспечение программы (планирование, конспекты, рекомендации).
Основная проблема, ее актуальность
Создание программы по предмету «Этнографический музей в детском саду» для детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью модернизации воспитания дошкольников на основе Концепции дошкольного воспитания, Федеральной программы «Патриотическое воспитание» от 12 марта 2000 г., в которой поставлена задача: «Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степени идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, укрепления единства и дружбы народов Российской Федерации».
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.
«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал Д. С. Лихачев.
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде, а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.
Создание этнографического музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.
Содержание и структура программы
Исходя из цели программы, ее содержанием является весь окружающий детей мир. Формирование образа мира как условия для восхождения ребенка к общечеловеческим ценностям происходит во время освоения определенных областей знаний.
В первую очередь, это предметный мир и мир людей.
Содержание программы «Этнографический музей в детском саду» логически структурировано и представляет собой систем из восьми разделов – тем:
1. Дом, где мы живем (Республика Саха (Якутия, многонациональность, природные богатства).
2. Трудовая жизнь якутского народа.
3. Якутское жилье.
4. Народные праздники (якутские, русские, эвенские, эвенкийские, юкагирские и т. д.).
5. Скатерть-самобранка (национальные блюда – якутские, русские,эвенские, эвенкийские, юкагирские).
6. Якутская народная игрушка (из глины, дерева, ткани, папье-маше).
7. Народное искусство (роспись по дереву, шитье из лоскутоков ткани, якутские узоры).
8. Надземное и подземное царство (лес, горы, реки, нефть, газ, алмаз, золото и т. д.)
Материал программы структурирован по принципу концентризма – спиралевидного усложнения, т. е. на первом этапе происходит усвоение основных понятий учебного материала, формирование трудовых навыков, знакомство с техникой изготовления изделий из природных материалов, расширение кругозора и общего уровня знаний путем адаптации и постепенного повышения объема знаний и умений на уровне усиления заинтересованности детей; на втором – закрепление, систематизация и обобщение знаний воспитанников.
На первом этапе учебный материал излагается в форме сказок, якутского народного фольклора. Занятия построены в доступной для ребят форме (игровой, театрализованной, сказочной, творческой, словесной, практической).
На втором этапе происходит усложнение излагаемого материала. Предпочтение отдается учебным занятиям, основой которых является сюжетно-ролевая игра.
Содержание основано на посильной трудности, занимательности, связи с этнографическими, эстетическими понятиями, житейской актуальности, разнообразии средств, форм и методов работы.
Научная новизна программы
Научная новизна программы «Этнографический музей в детском саду» заключается в использовании голографического подхода в педагогике, который основывается на том, что для разностороннего формирования ребенка необходимо правильно, многомерно и объемно сочетать все явления, факторы и условия, в которых развивается данный человек, а также на том, что сообщаемые знания должны носить характер объемности и многомерности, отражая многомерность и объемность окружающей среды в соответствии с жизненным опытом ребенка. Обращаем внимание на то, что здесь должен иметь место опережающий жизненный опыт, то есть знания, полученные голографическим способом, должны рождать (задавать) этот опыт, активно в него включаться, расширять его.
Голографический подход в педагогике – это и система педагогических методов воспитания и обучения, построенная на жизненном опыте многих поколений людей и направленная на объемное естественнонаучное и духовно-нравственное восприятие Образа Мира. Этот подход способствует многомерному освоению окружающего пространства (в красках, звуках, форме, числах, словах и т. п., формирует чувственное восприятие мира, его тонкое понимание и гармоничную жизнь в нем.
Практическая значимость программы
- Обогащено содержание понятия предметного мира и мира людей за счет спиралевидного усложнения излагаемого материала.
- Определены показатели сформированности знаний, умений, навыков с учетом возраста детей.
- Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения ребенка к культурному наследию народов.
- Предложена модель процесса восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей на основе национально-регионального компонента, разработаны учебно-тематическое планирование, конспекты занятий, уточнен этнографический словарь.
- Обогащены структура предметно-развивающей среды и ее содержание в ДОУ.
Уровень проработанности
Программа составлена с учетом регионального компонента и культурно-национальных традиций Республики Саха (Якутия, она ориентирована на возрастные особенности, запросы и интересы детей 4 – 7 лет.
Регламент преподавания рассчитан на трехлетний цикл обучения (180 ч).
С учетом психофизиологических особенностей этого возраста продолжительность занятия ограничивается 20 – 30 минутами с перерывами на физкультпаузу.
Программа реализуется в три этапа:
Первый этап (первый год обучения) – возрастная группа детей 4-5 лет, занятия проводятся один раз в неделю.
Формируются общие этнографические понятия :
о Земле – нашем большом доме;
странах, национальной одежде;
древних жителях Якутии;
своем крае – Вилюйский округ, занятиях жителей края, нациях и народностях, проживающих здесь, достопримечательностях города; народных обычаях (якутских, русских, эвенков и т. д.).
Второй этап (второй год обучения) – возрастные группы детей 5-6 лет, занятия проводятся два раза в неделю.