Папки-передвижки

Этнографический музей в детском саду

Светлана Алексеева
Этнографический музей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

С. В. Алексеева,

Старший воспитатель МБДОУ

д/с «Кэскил» с. Балагаччы, Вилюйского улуса

Республики Саха (Якутия)

Цели:

Освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории села, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких позиций одновременно.

Публикация «Этнографический музей в детском саду» размещена в разделах

Создание условий для восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей (человек, жизнь, родной край, познание, красота, добро, труд, воспитания «ребенка в целом».

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

С. В. Алексеева,

Старший воспитатель МБДОУ

д/с «Кэскил» с. Балагаччы, Вилюйского улуса

Республики Саха (Якутия)

Цели:

Освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории села, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких позиций одновременно.

Создание условий для восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей (человек, жизнь, родной край, познание, красота, добро, труд, воспитания «ребенка в целом».

Задачи:

выявить национальные традиции якутского народа и народов, проживающих в республике (русские, эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи и т. д., а также этнографические средства для достижения целей воспитания;

сформировать основные представления целостной картины мира, синтезирующей знания из различных областей: истории, этнографии, устного народного творчества, народно-прикладного искусства, культуры; расширить кругозор воспитанников;

помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире с помощью средств массовой информации, знакомства с произведениями искусства, художественной литературой, экспозициями музея; расширять словарный запас;

развивать способность к наглядному моделированию;

развивать наблюдательность и внимание детей, умение выделять характерные, сущностные признаки предметов и явлений;

развивать образную память;

способствовать возникновению личностного отношения к искусству, интереса к выставкам и музеям народного декоративно-прикладного искусства;

развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение, устную монологическую и диалогическую речь.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы предполагается получить

Изменения в ценностных ориентациях:

Познавательные: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.

Ценности преобразования: возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.

Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства; возникает чувство уважения к мастерству. Формируются начала духовности как свойства сознания.

Отношение к явлениям общественной жизни представлено следующими ценностями: у ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в республике, в родном селе.

• Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.

• Обогащение структуры и содержания предметно-развивающей среды детского сада.

• Методическое и дидактическое обеспечение программы (планирование, конспекты, рекомендации).

Основная проблема, ее актуальность

Создание программы по предмету «Этнографический музей в детском саду» для детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью модернизации воспитания дошкольников на основе Концепции дошкольного воспитания, Федеральной программы «Патриотическое воспитание» от 12 марта 2000 г., в которой поставлена задача: «Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степени идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, укрепления единства и дружбы народов Российской Федерации».

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.

«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал Д. С. Лихачев.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде, а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).

Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.

Создание этнографического музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.

Содержание и структура программы

Исходя из цели программы, ее содержанием является весь окружающий детей мир. Формирование образа мира как условия для восхождения ребенка к общечеловеческим ценностям происходит во время освоения определенных областей знаний.

В первую очередь, это предметный мир и мир людей.

Содержание программы «Этнографический музей в детском саду» логически структурировано и представляет собой систем из восьми разделов – тем:

1. Дом, где мы живем (Республика Саха (Якутия, многонациональность, природные богатства).

2. Трудовая жизнь якутского народа.

3. Якутское жилье.

4. Народные праздники (якутские, русские, эвенские, эвенкийские, юкагирские и т. д.).

5. Скатерть-самобранка (национальные блюда – якутские, русские,эвенские, эвенкийские, юкагирские).

6. Якутская народная игрушка (из глины, дерева, ткани, папье-маше).

7. Народное искусство (роспись по дереву, шитье из лоскутоков ткани, якутские узоры).

8. Надземное и подземное царство (лес, горы, реки, нефть, газ, алмаз, золото и т. д.)

Материал программы структурирован по принципу концентризма – спиралевидного усложнения, т. е. на первом этапе происходит усвоение основных понятий учебного материала, формирование трудовых навыков, знакомство с техникой изготовления изделий из природных материалов, расширение кругозора и общего уровня знаний путем адаптации и постепенного повышения объема знаний и умений на уровне усиления заинтересованности детей; на втором – закрепление, систематизация и обобщение знаний воспитанников.

На первом этапе учебный материал излагается в форме сказок, якутского народного фольклора. Занятия построены в доступной для ребят форме (игровой, театрализованной, сказочной, творческой, словесной, практической).

На втором этапе происходит усложнение излагаемого материала. Предпочтение отдается учебным занятиям, основой которых является сюжетно-ролевая игра.

Содержание основано на посильной трудности, занимательности, связи с этнографическими, эстетическими понятиями, житейской актуальности, разнообразии средств, форм и методов работы.

Научная новизна программы

Научная новизна программы «Этнографический музей в детском саду» заключается в использовании голографического подхода в педагогике, который основывается на том, что для разностороннего формирования ребенка необходимо правильно, многомерно и объемно сочетать все явления, факторы и условия, в которых развивается данный человек, а также на том, что сообщаемые знания должны носить характер объемности и многомерности, отражая многомерность и объемность окружающей среды в соответствии с жизненным опытом ребенка. Обращаем внимание на то, что здесь должен иметь место опережающий жизненный опыт, то есть знания, полученные голографическим способом, должны рождать (задавать) этот опыт, активно в него включаться, расширять его.

Голографический подход в педагогике – это и система педагогических методов воспитания и обучения, построенная на жизненном опыте многих поколений людей и направленная на объемное естественнонаучное и духовно-нравственное восприятие Образа Мира. Этот подход способствует многомерному освоению окружающего пространства (в красках, звуках, форме, числах, словах и т. п., формирует чувственное восприятие мира, его тонкое понимание и гармоничную жизнь в нем.

Практическая значимость программы

- Обогащено содержание понятия предметного мира и мира людей за счет спиралевидного усложнения излагаемого материала.

- Определены показатели сформированности знаний, умений, навыков с учетом возраста детей.

- Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения ребенка к культурному наследию народов.

- Предложена модель процесса восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей на основе национально-регионального компонента, разработаны учебно-тематическое планирование, конспекты занятий, уточнен этнографический словарь.

- Обогащены структура предметно-развивающей среды и ее содержание в ДОУ.

Уровень проработанности

Программа составлена с учетом регионального компонента и культурно-национальных традиций Республики Саха (Якутия, она ориентирована на возрастные особенности, запросы и интересы детей 4 – 7 лет.

Регламент преподавания рассчитан на трехлетний цикл обучения (180 ч).

С учетом психофизиологических особенностей этого возраста продолжительность занятия ограничивается 20 – 30 минутами с перерывами на физкультпаузу.

Программа реализуется в три этапа:

Первый этап (первый год обучения) – возрастная группа детей 4-5 лет, занятия проводятся один раз в неделю.

Формируются общие этнографические понятия :

о Земле – нашем большом доме;

странах, национальной одежде;

древних жителях Якутии;

своем крае – Вилюйский округ, занятиях жителей края, нациях и народностях, проживающих здесь, достопримечательностях города; народных обычаях (якутских, русских, эвенков и т. д.).

Второй этап (второй год обучения) – возрастные группы детей 5-6 лет, занятия проводятся два раза в неделю.

Публикации по теме:

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории, Отличник Образования Республики Саха Якутия. Место работы: Муниципальное.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством Якутии Информационная карта проекта МБДОУ ЦРР детский сад №11 «Подснежник» г. Якутск, республики Саха (Якутия) 1. Полное название проекта: «Эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнографический музей в детском саду
Опубликовано: 14 мая 2014 в 09:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнографический музей в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Алексеева (УИ 218339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД