Папки-передвижки

Методическая разработка «Этнокультурное образование дошкольников»

марина родькина
Методическая разработка «Этнокультурное образование дошкольников»

Этнокультурное образование дошкольников

Культуру современной России сегодня невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народов, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом, составляет этнокультуру (от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.).

Публикация «Методическая разработка „Этнокультурное образование дошкольников“» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения, которая учитывает личностную значимость для каждого ребенка усвоенных им культурных моделей (конкретных этических норм, сведений о культуре, востребованность этих моделей в личном самостоятельном решении жизненных ситуаций. При этом моральное самоопределение ребенка, осуществляется путем выбора определенных ценностных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением.

Образование сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей, что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с историей, искусством, традициями народов, населяющих нашу Республику. В связи с этим одной из задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, т. е. этнопедагогическое пространств.

Сегодня нельзя забывать о народности и национальном характере образования, которые являются одними из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

В 2011 году в МАОУ «Прогимназия №119» была принята к реализации региональная программа дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, в соответствии с которым ведётся воспитательная работа с детьми.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Мордовская колыбельная песенка:

Баю-баю, иднязе,

Ляень сетьме веднязе,

Удок, касат оцюста

Тума лаца тазаста (м.). Баю, бай,сыночек мой.

Ты моя вода речная,

Спи и вырастишь сыночек,

Крепкий, сильный, как дубочек.

Потешка:

Берут левую детскую ладошку, водят по ней указательным пальцем правой руки и говорят:

Тьфу, тьфу, цёраня,

Тьфу, тьфу, церянь товня.

Лакштмарень ундоня

Ведь сараскянь толганя,

Сире тумонь ункскя,

Од тумонянь тарадкя (м.). Тьфу, тьфу, мальчик мой,

Тьфу, тьфу, желудь мой.

Ежевички стебелёк,

Уточкино пёрышко,

Большого дуба корешок,

Дубовая веточка.

Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире.

В среднем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, коммуникативной, игровой, музыкальной).

Колядка:

Каляда, каляда,

Ламо прякат валядо!

Коля максат пряка,

Чачтат цёра тяка (э.).

Коляда, коляда,

Испеките пироги!

Если дашь пирожок,

Родится у тебя сынок!

Организуя работу с детьми в старшем дошкольном возрасте, нацеливаем её на приобщение к иным национальным культурам, и формируем толерантное отношение к их носителям. Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии. Им уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна Мордовии. С детьми этой возрастной группы целесообразно заучивать на мордовском языке считалки, прибаутки, скороговорки.

Прибаутка:

А сеэяка, сезяка,

Мекс пулынеть кувака?

- Жердя ланга ланчезь

Мазы церань манчезь (э.).

- Сорока, сорока,

Почему у тебя хвост длинный?

- Чтоб на жёрдочки сидеть,

Красивых парней к себе манить.

Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Большое значение имеет содержание игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребенок, получает представления о полиэтнической действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. Например, игра «Угадай, откуда я приехал» позволяет закрепить и расширить знания детей о народах, проживающих в Мордовии. Игра «Путешествие по сказкам» закрепляет знания детей о народных сказках и национальных героях, «Сказка-загадка» - о народных сказках; воспитывает интерес к устному народному творчеству; развивает инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми. Мордовские сказки разнообразны по содержанию, объему и динамичности, что позволяет расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.

Игра «Народные промыслы» систематизирует знания детей о народных промыслах; воспитывает интерес к народной культуре, развивает творчество.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение дошкольников к театрализации» Театр – это волшебный мир, в кото-ром ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее… О. П. Радынова. Дошкольный возраст - наиболее.

Методическая разработка НОД для старших дошкольников по сказке Киплинга «Откуда у верблюда горб»Методическая разработка НОД для старших дошкольников по сказке Киплинга «Откуда у верблюда горб» Вот ещё одна сказка, и в ней я хочу рассказать, откуда взялся на спине у Верблюда такой большой горб. В самые первые годы, давно-давно,.

Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативномуразвитию дошкольников «Одногруппники»Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Одногруппники» Сегодня современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Инновационные технологии.

Методическая разработка по ООД в области экспериментального развития дошкольниковМетодическая разработка по ООД в области экспериментального развития дошкольников Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности.

Методическая разработка «Приобщение дошкольников к народным традициям» Куприенко Елена Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга ПРИОБЩЕНИЕ.

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников 4–5 лет средствами театрализованной деятельности» Введение Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка,.

Методическая разработка «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников» 1. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. Опыт показывает: если пытаться давать дошкольникам экологические знания в традиционной.

Методическая разработка «Роль экологии в воспитании дошкольников» Содержание Введение Глава I. Роль экологии в воспитательно-образовательной деятельности 1. Роль природы в экологическом воспитании дошкольников.

Методическая разработка «Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Методическая разработка Статья на тему "Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников" Родина, Отечество… В корнях.

Методическая разработка «Экологические игры для дошкольников» Экологические игры для дошкольников. Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Этнокультурное образование дошкольников»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 19:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД