Папки-передвижки

Забота о здоровье детей — важнейший труд участников образовательного пространства.

Анастасия Ефременко
Забота о здоровье детей — важнейший труд участников образовательного пространства.

В настоящее время в непростых социально-экономических условиях стоит проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. В Концепции дошкольного образования подчеркивается, что одной из основных позиций детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. Поэтому воспитание здорового образа жизни должно начинаться в дошкольном возрасте. Актуальной становится задача воспитания интереса к движению, повышения естественной двигательной активности детей.

Публикация «Забота о здоровье детей — важнейший труд участников образовательного пространства,» размещена в разделах

Забота о здоровье детей – одна из основных задач МАДОУ № 48. Кол-лективу ДОУ приходится решать не только учебно-воспитательные задачи, но и проблемы, связанные с созданием системы оздоровления детей, подверженным частым простудным заболеваниям; комфортного самочувствия, нервно-психического и физического развития.

В детском саду созданы необходимые психолого-педагогические и медико-социальные условия для полноценного развития и оздоровления каждого ребенка. Развивающая среда, кроме групповых помещений, включает музыкальный и физкультурный зал, медицинский блок, комната психологической разгрузки, логопедический кабинет, имеется спортивная площадка, игровые площадки на улице, на каждом участке – малые архитектурные формы. Все помещения оснащены разнообразным оборудованием, пособиями и отвечают современным требованиям.

Лечебно-оздоровительная работа в ДОУ является равнозначной образовательно-воспитательной. Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды: воздушные ванны после сна,двигательная активность на воздухе, ходьба босиком, ходьба по рефлексогенным дорожкам, умывание прохладной водой, в летний период – ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой, солнечные ванны.

Взаимодействие с детьми построено в игровой форме, с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на увеличение двигательной активности и физического развития детей.

Эффективное решение задач оздоровления и увеличение потенциала здоровья ослабленных и часто болеющих детей доступными средствами является физическая культура – двигательная активность.

Педагогами проводятся различные виды утренней гимнастики, гимнастики для глаз, точечный массаж, физкультминутки, креативная гимнастика, в которую включаются психогимнастика, ритмическая гимнастика; физкультурные занятия в зале и на улице, бодрящая гимнастика после сна (гимнастика пробуждения, которые направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей дошкольников, закрепление двигательных навыков.

Так как у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому для тренировки дыхания используются элементы дыхательных упражнений для восстановления дыхания, естественные движения – дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности.

Игры-самомассажи, пальчиковая гимнастика со словами и другие простые упражнения помогают снять напряжение не только самих рук, но и губ, снимают умственную усталость.

Игры в воде – отличное средство для тренировки терморегуляционного аппарата, для профилактики психоэмоционального напряжения, повышения общей резистентности организма, способствуют закаливанию, укрепляют сердечнососудистую, нервную системы. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года: умываться нужно прохладной водой начиная с рук (до локтей, затем шею, лицо.

Проводится работа по укреплению ног и свода стопы, для профилактики плоскостопия – ходьба по массажным дорожкам, для профилактики сколиоза – ношение детьми на голове мешочков с солью. В целях профилактики плоскостопия эффективны упражнения: 1) ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, руки на поясе); 2)ходьба на внешней стороне стопы-пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу; 3)ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь выше поднимать пятки; 4)катать палку (диаметром 3 см) вперед-назад; 5)перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке и др.

Проводится работа с детьми и родителями по формированию основ ги-гиенических знаний и здорового образа жизни. В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера взрослых. Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре. Пример взрослого хорошо воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важным для малышей становится мотив эмоциональной привлекательности – красивый яркий обруч, звучащая погремушка. Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку. Здесь важен и наглядный результат - попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.

Имеет значение отношений родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй.

Уже стали традиционными такие формы работы педагогов с семьей, как спортивные досуги, праздники, физкультурные занятия с участием родителей и сотрудников ДОУ, (где роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением (нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями); дни открытых дверей, родительские собрания, заседания школы «Мы – вместе», консультации, беседы, мастер-классы, акции, конкурсы домашних спортивных уголков и городские соревнования.

Спортивный уголок дома способствует закреплению двигательных навыков, полученных в ДОУ, развитию ловкости, самостоятельности. По мере формирования движений уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения. Начинающему ходить необходимо иметь устойчивые предметы, за которые можно ухватиться (стул, столик, табуретка, куб, это придаст малышу уверенности. Большой куб (со сторонами 40х40 см, высота 20-30см) затем будет использоваться для влезания и спрыгивания.

В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча для малышей и набивного мяча массой 1 кг для детей постарше, обручи (диаметром 15-20 см, 50-60 см, палки диаметром 2,5 см разной длинны (короткие 25-30см, длинные 70-80 см, скакалки. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие (6х9 см, масса 150 г) метают в горизонтальную и вертикальную цели, а большие (12х16 см, масса 400 г) используют для развития правильной осанки, нося их на голове.

Интересен для упражнений цветной шнур-косичка (длиной 60-70 см). Он сплетается из 3-х шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков.

Интересные упражнения в перешагивании для малыша предлагаются на лесенке, сделанной из 2-х толстых шнуров и «перекладин» из тесьмы, устанавливаемых чаще или реже, в зависимости от умений ребенка, длины его шагов (пособие кладется на пол).

Располагать уголок следует ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха, у наружной стены с широким окном и балконной дверью. На устройство спортивного уголка влияет величина квартиры, её планировка. Такой уголок может занимать 2 кв. м, располагаться в углу комнаты, что позволит подходить к нему с двух сторон. Вертикальные стойки можно прикрепить к полу и потолку - это основание комплекса, на который прикрепить канаты, верёвочную лестницу, качели кольца, перекладины. Упражнения на спортивных снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются детьми под руководством взрослых, а после успешного освоения дети могут заниматься самостоятельно.

На совместных мероприятиях родители приобретают теоретические знания, овладевают практическими умениями в различных областях воспитания ребенка, происходит коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.

Благодаря этому создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья, позволяет ребенку укрепить свою внутреннюю позицию и действовать целенаправленно в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Важным результатом работы является увеличение посещаемости детьми ДОУ. Из этого следует, что данная работа в выбранном направлении является важной в системе оздоровления воспитанников ДОУ.

Литература:

1. Работы авторов современных Концепций дошкольного образования Рубцова В. В., Кудрявцева В. Т., Слободчикова В. И.

2. Т. Ф. Виноградова. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Москва «Просвещение» 1987.

3. Е. Н. Вавилова. Укрепляйте здоровье детей. Москва «Просвещение» 1986.

Публикации по теме:

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Забота о здоровье детей — важнейший труд участников образовательного пространства.
Опубликовано: 11 января 2015 в 18:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД