Наталия Колесниченко
Загадка и её роль в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или предполагаемого (скрытого) вопроса. Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. Раньше люди использовали загадку, как один из приёмов тайного языка. Но постепенно загадка становилась дидактическим средством - средством обучения детей. В прошлом бытовали "Вечера загадок". Старшие загадывали младшим загадки, тематически их группируя: о человеке, о труде, одежде и т. д. Вечера эти были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. Современная загадка - литературная, часто избирает объектом речи такие понятия. как Родина, технический прогресс, общественная жизнь. "На земле прекрасные светят звёзды красные, знает, любит вся земля звёзды нашего. (Кремля, "Через поле и лесок подаётся голосок, он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)Каждая загадка содержит вопрос. Отгадать загадку - значит найти решение задачи. Способы построения логических задач разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков. По указанным признакам и надо найти отгадку. Например: "Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку". Здесь признаки внешнего вида зайца. А в загадке "Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает?" - названы три характерных признака лета: жаркая погода, название растений, созревание хлеба. Отгадывание некоторых загадок строится на постепенном исключении отрицательного сопоставления: "Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица" (жук).Учитывая жизненный опыт, наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагаются загадки, которые можно отгадать после долгих наблюдений за одним явлением: "Молода - похожа на серп, поживёт - станет, как лепёшка" (месяц, луна). Загадки широко используются на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным. С загадки можно начать беседу о времени года: "Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?". Чтобы процесс умывания был привлекательным, можно загадать загадки о предметах туалета : "Гладко, душисто, моет чисто" (мыло). Педагогическая направленность в использовании народом загадок является очевидной. Отсюда и их многовековая жизненность и популярность. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, организации их досуга.