Елена Титова
Доминантное занятие по восприятию музыки с помощью игры на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Доминантное занятие
«Восприятие музыки через игру на детских музыкальных инструментах»
Подготовительная к школе группа
Елена Викторовна Титова
Цель: помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить её эмоционально как радость и удовольствие.
Публикация «Доминантное занятие по восприятию музыки с помощью игры на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Ход занятия.
Дети входят в зал с детскими музыкальными инструментами.
Музыкальный руководитель. Ребята, сколько гостей в нашем зале! Давайте с ними поздороваемся. Как хорошо, что вы принесли на занятие музыкальные инструменты! Давайте их представим нашим гостям.
Дети: - Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет! /звучат бубны/
- Словно звонкие ладошки,
Заиграют наши ложки! /стучат ложки/
- Издаёт прекрасный звон
Наш цветной металлофон! /глиссандо на металлофонах/
- Это братья-сорванцы –
Колокольцы -бубенцы! /звенят бубенцы/
- Будет здесь играть для вас
Яркий, красный маракас! /шумит маракас/
- В треугольники ударим –
Радость всем гостям подарим! /звенят треугольники/
Е. Матвиенко, ж/л «Музыкальный руководитель»№8, 2009г.
Музыкальный руководитель. Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на Луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
/ А. Усачёв/
Музыкальный руководитель. Спасибо вам за музыкальные инструменты, они нам сегодня очень пригодятся! Давайте пока их отложим в сторонку. У меня для вас тоже есть музыкальный подарок – палочки. Ими можно не просто стучать, а передавать музыку дождя или даже самые тихие шорохи. Попробуем? А из палочек ещё можно сложить удивительные и неповторимые узоры.
«Рондо с палочками» С. Сломинский, ж/л «Музыкальная палитра» №7, 2009
Музыкальный руководитель. Необыкновенные узоры получились у вас на ковре, но нам их придётся убрать. Ставьте палочки в подставку и занимайте места на стульях. Первым «инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребёнка оно является инструментом и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, которая испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым «оркестром» разнообразных инструментов. Инструментов, которые всегда
«с собой», которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов. В теле человека содержится и заключено разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это разнообразные хлопки, шлепки и даже щелчки пальцами.
Хлопки: звонкие (всей ладонью) и тихие (согнутыми ладонями).
Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.
Щелчки: пальцами в воздухе, по надутым щекам.
Игра звуками своего тела – это импровизация. И мы сейчас пимпровизируем игру на барабанах, разных по звучанию.
Речевая темброво-ритмическая игра «Волшебные барабаны» сл. В. Усачёва, ж/л «Музыкальная палитра» №7, 2009г.
Музыкальный руководитель. С появлением музыкальных инструментов наша жизнь стала гораздо интереснее и насыщеннее. От звенящего треугольника поднимается настроение, а бубен – приглашает танцевать. Берите себе инструменты, исполним польку.
«Полька» М. Глинка, ж/л «Музыкальный руководитель» №8, 2009г.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, на мою волшебную коробочку (коробочка из-под йогурта с натянутой резинкой). Что это? Можно назвать её музыкальным инструментом? (Играю, чтобы резинка звучала). А теперь? На моём инструменте можно играть песенку на одном звуке, например «Андрей-воробей». А можно передавать ритмический рисунок, попробуем? Игра называется «Повтори». Я буду придумывать каждый раз новый ритмический рисунок, а вы – его повторять.
«Волшебные коробочки», ж/л «Музыкальная палитра» №5, 2006 г.
Музыкальный руководитель. А хотите, ребята, послушать сказку? Но чтобы она получилась красочной и интересной, нужно озвучить её, и помогут нам в этом, конечно же, музыкальные инструменты. Вот, например, обычная тёрка, а играет как, послушайте! Разбирайте музыкальные инструменты, кому что нравится. Будьте внимательны.
«Сказка про медведя», ж/л «Музыкальный руководитель» №8, 2008 г.
Музыкальный руководитель. Попробуйте отгадать загадку о музыкальном инструменте : Какой хрустальный, чистый звон!
Как будто падают дождинки,
И все поют: динь-дон, динь-дон,
Вот так звучит… /металлофон/ (В. Симукова)
Музыкальный руководитель. На металлофоне можно играть двумя способами: отдельно по каждой пластиночке и глиссандо. На что похоже это движение? Да, как будто масло на хлеб намазываем. Глиссандо можно играть вверх и вниз, только нужно это делать не торопясь и красиво. Берите каждый по металлофону и располагайтесь на ковре.
«Хлеб с маслом» В. А. Моцарт, ж/л «Музыкальная палитра» №1, 2005 г.
Музыкальный руководитель. Молодцы, а теперь предлагаю девочкам взять ложки и исполнить для всех весёлую пляску.
Пляска «Удалые ложкари» (р. н. м. «Сударушка», описание движений З. Я. Роот, ж/л «Музыкальная палитра» №2, 2008 г.
Музыкальный руководитель. Знаю, что и мальчикам хочется показать себя. А у девочек, пока они танцевали, да ногами притопывали, все каблучки стёрлись. Им срочно нужно к сапожнику! Берите, мальчики, молоточки, деревянные коробочки и занимайте свои места.
Ритмическая игра «Сапожник», фр. н. песня, обр. А. Александрова, ж/л «Музыкальная палитра» №1, 2001 г.
Музыкальный руководитель. Молодцы, мальчики-сапожники, чтобы без вас девочки делали! А теперь продолжим разговор о музыкальных инструментах. У нас в гостях были треугольники, бубны, металлофоны. А как называется исполнение, когда играют все инструменты вместе или по очереди? /оркестр/ Правильно, давайте и мы сейчас сыграем оркестром русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде». Она написана в форме вариации, где каждый инструмент может показать своё звучание.
Оркестр, р. н. мелодия «Во саду ли в огороде»
Музыкальный руководитель. Знаете, ребята, какими ещё бывают инструменты? Самыми интересными и необычными они получаются из баночек и коробочек, которые обычно все выкидывают. Вот у меня здесь есть коробочки из-под мороженого. Я туда добавила немного крупы и получились инструменты. Из этих ягод выйдет великолепный компот! Разбирайте, а кастрюлю под компот мы дадим воспитателю.
Какое же вкусное слово КОМПОТ!
Ну, просто волшебное слово КОМПОТ!
Когда произносим мы слово КОМПОТ,
У нас сам собой открывается рот! /А. Усачёв/
Шумовой оркестр «Ягодный компот», «Полька» А. Филиппенко, ж/л «Музыкальная палитра» №1,2005 г. или №5, 2009 г.
Музыкальный руководитель. Вижу, что вам очень нравится играть на самодельных инструментах. У меня для вас есть ещё один сюрприз – расчёски. Это вовсе не расчёски, а музыкальные инструменты, на которых умеют играть все парикмахеры. Перед тем как подстричь или причесать детей, они веселят их своей игрой. Послушайте, как они звучат! /Детям раздают расчёски, воспитателю – ножницы/. Вместе с вами хотят выступать и ножницы, ведь они великолепно щёлкают. Все вместе мы исполним «Парикмахерскую польку».
«Парикмахерская полька», «Полька» М. Глинка, ж/л «Музыкальная палитра» №5, 2006 г.
Музыкальный руководитель. Понравилось? А давайте сыграем ещё раз. Хорошо бы выбрать девочку, которой можно сделать музыкальную причёску. У кого есть желание?
«Парикмахерская полька» исполняется ещё раз. Девочку выводят за дверь или за ширму. Пока дети играют, к её волосам прикрепляют множество приколок, резинок и т. д., а потом показывают её причёску всем.
Музыкальный руководитель. Вот что может музыка! Занятие наше подошло к концу. Понравилось вам?
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной… / А. Усачёв/