Наталья Тугужекова
Занятие — беседа «Осенние праздники народного календаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа на тему : «Осенние праздники народного календаря»
Цель занятия : дать представление о народных праздниках осени, обычаях, приметах, и народном этикете.
Задачи:
приобщать детей к истокам народной культуры и духовности;
Публикация «Занятие — беседа „Осенние праздники народного календаря“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
воспитывать любовь и уважение к традициям родного края;
привлечь родителей к совместной деятельности по изучению народных традиций;
развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Заключение.
СЕНТЯБРЬ
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о праздниках осени из народного календаря, о их особенностях. Познакомимся с некоторыми приметами и обычаями. Итак, сентябрь-первый месяц осени. Какие же праздники есть в этом месяце и о каких из них вы слышали и знаете (ответы детей)
Педагог: Сентябрь (лат. September) - первый месяц осени. Раньше называли его—листопроводец, ревун, рябинник, вересень, зоревник, хмурень, руен, рюин. Название месяца отражают осенний сезон : Ревун - идут дожди, непогода; Хмурень - угасание солнечного света, хмурое небо; Руен - желтый цвет осени; Рюин - рев оленей. Сентябрь как будто «замыкает» лето — ведь еще довольно часты теплые деньки и порой забываешь, что на дворе — осень. Нынешний наш сентябрь — девятый месяц в году, а у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от septem — семь).
Московский Собор 1492 года принял решение считать летосчисление в России с 1 сентября вместо 1 марта. Начало индикта, то есть нового летоисчисления с 1 сентября старого стиля, положил еще император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу на Максентием и даровав христианам свободу исповедовать свой веру. Отцы Первого Вселенского собора в 325 году в память об этом событии определили начинать Новый годе 1 сентября — дня свободы христиан.
На Руси новолетие праздновалось 1 сентября до 1699 года, когда Петр Первый указал перенести день новолетия на 1 января.
Сентябрь – пора бабьего лета. По нему и предсказывали будущую погоду. А приметы утверждали:
Бабье"лето ненастно – осень сухая.
Бабье лето красно – осень дурная
Хвалилися бабы да бабьим летом на Семен день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь.
В народе замечали :
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее приход зимы.
Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, снизу - поздняя.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Если с дерева лист не поздно спадает - будет холодная зима.
Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо - морозы наступят не скоро.
Если листья. осыпаясь, лягут наизнанку - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме.
Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Много желудей в сентябре на дубу - к лютой зиме, будет так же много снега перед Рождеством.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Если журавли летят высоко, не спеша и курлычат - будет стоять хорошая осень.
Куры начинают линять рано осенью - к теплой зиме.
8 сентября – Наталья-Овсяница.
Косят овсы: «Не вырастет овес – намотаешься до слез». Срывали рябину и кисти вешали под крышу. Оканчивается уборка овса. Устраивался праздник. Носили чучело - овсяный сноп.
В народе говорили :
Холодный утренник на Наталью предвещает раннюю и холодную зиму.
Если не опал лист берёзы и дуба - будет суровая зима.
Птицы со двора и опёнки у пня - наступила осенняя пора.
Древние славяне в этот день отмечали Праздник Лады (в году их шесть, с начала марта до середины сентября).
В этот день православные христиане отмечают праздник Владимирской иконы Богоматери, по преданию, написана она евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.
Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов. Таким образом неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого являла милость к земле нашей через Свою святую икону «Владимирская». Во все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Русской земли обращался наш многоскорбный народ к Пресвятой Богородице.
21 сентября – Рождество Богородицы.
Непереходящий двунадесятый праздник. Праздник установлен Церковью в IV веке, обстоятельства этого события сохранило нам Предание. Это первый двунадесятый праздник церковного года, ибо церковный год начинается 1 сентября (по старому стилю).
Народное название праздника – Госпожинки или Пречистая другая, в отличие от дня Успения Богородицы. Есть еще несколько названий праздника - Аспожок, Спасов или Аспосов день - троякое производное от слов Спас, Госпожа и пожни - после жатвы. Аспосовой зовется и вся эта неделя.
Древний Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день назывался "осенинами" или "оспожинками " и отмечался как праздник урожая. Русские женщины с овсяным хлебом выходили на ранней зорьке встречать матушку осенину. Потом этим хлебом полагалось кормить домашнюю скотину. Полагалось в избе загасить огнь старый и возжечь новый, который добывали по старинке. Ходили в гости к молодым, после сытного обеда смотрели их хозяйство, учили уму-разуму
Вторая встреча осени. Осенний солнцеворот. К этому дню всякому лету конец – астрономическое начало осени.
23 сентября – Пётр и Павел. Рябинники.
"На Руси два Петра-Павла - большой да малый, летний да осенний". Осенний Петр-Павел - рябинник. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды. Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть ягод для птиц. Из рябины делали рябиновый квас, помогавший от воспалений. Примечали: "Большой урожай рябины - к морозу". Богатый урожай рябины — примета недобрая. Несмотря на то, что эти ягоды наполнены целительной силой, она предвещает о болезнях и голоде. Срубил рябину – значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет.
Есть примета – если порвется венок из рябины, надетый невесте на голову во время свадьбы, то значит, не по любви выходит она замуж или жизнь ее сложится несчастливо. Если венок из ягод долго сохраняет свою свежесть и не засыхает, значит, искреннее чувство в сердцах молодых, и все у них будет хорошо.
Если бусы из ягод, повешенные около кровати девушки, вдруг рвутся и рассыпаются по полу, значит, скоро будет свадьба, но какая - по любви или нет – эта примета не дает ответа. А в какой стороне света больше ягод насыпалось, оттуда и придет жених.
Если рябина, растущая во дворе, вдруг прекращает плодоносить, болеет и чахнет, это значит, что-то не к добру в этой семье. То ли кто-то чары злые наводит, то ли ссоры и раздоры в ней, то ли прошла любовь…
То же самое означает, если вдруг зачахли и умерли саженцы рябины, посаженные с целью оберегать дом от зла и беды.
А вот если девушка вдруг под окном увидела ягоды, рассыпанные по снегу, или веточку, воткнутую в окно, или просто несколько ягод на подоконнике – значит, скоро будет она счастлива!
27 сентября – Воздвиженье Креста Господня
Праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и Воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Старинные отечественные летописи называли Воздвижение "ставровым днем" (от латинского слова "стаурос" - крест, а народ – Вдвижением или Сдвижением, ибо пришло сдвижение - кафтан с шубой сдвинулись. В блаженные страны, называвшиеся прежде ильем или вырьем, улетают ласточки и прочие птицы. На Воздвиженье первая барыня – капуста. Устраивались вечеринки – капустники. В древности - справляли «мушиные похороны».
На Воздвиженье птица в отлёт двинулась, медведь – в берлогу, змея – в нору.
Быть строгой зиме, коли птица улетела дружно.
Тёплый и сухой сентябрь обещает позднюю зиму.
Время рубить капусту.
Воздвиженские зазимки ещё не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
По преданиям, в эти дни змеи праздновали свадьбу своего царя. В этот же день запрещалось ходить в лес.
30 сентября – День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Всесвятские бабьи именины – имена мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии любимы в России. Именины многих девушек и женщин. На Руси всех женщин в этот день поздравляли с праздником. Именины праздновали обычно три дня в честь материнской Мудрости и женских Добродетелей. Так и говорили: «Добрый именинник до трех дней». А «бабьи именины» в честь материнской Мудрости и женских Добродетелей праздновались особенно широко и щедро. Полагалось в этот день непременно повыть о себе, о своих родных да близких. После плача да жалоб со светлой душой за хозяйство принимались, а в душе мир и спокойствие воцарялось. Готовили специальные именинные пироги и крендели.
Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, если нет, то наступит позднее.
ОКТЯБРЬ
Педагог:Следующий осенний месяц, октябрь-второй месяц осени. Какие же праздники есть в этом месяце и о каких из них вы слышали и знаете (ответы детей)
Октябрь. Второй месяц осени. Паздерник. Грязник. Листобой. Листопад. Замерь. Позимник. Свадебник. Зазимье. Подзимник. Октябрь на Руси — уже по настоящему холодный месяц. Потешило бабье лето теплом в осени, а уж в октябре ждать нечего — скоро и зима. Поэтому и называют его позимником. Все больше холодает, недаром крестьяне говорили об октябре: «Теперь дело идет не к Петрову, а к Покрову». У нас октябрь — десятый месяц в году, а вот у римлян был восьмым, отчего и получил свое название (octo — восемь).
Отошло время полевой да огородной страды — пора честным
пирком да за свадебку садиться. С Покрова (14 октября)
начинают по деревням да селам свадьбы за свадьбами играть-гулять.
Люди ждут, когда ноябрьские морозы скуют землю, оттого и говорят:
«Октябрь развезет, ноябрь подберет»,
«Ни колеса, ни полоза грязник не долюбливает».
В октябре та бабам и работа, что льны приспевать.
Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.
Первый снег за сорок дней до зимы падает.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Каков октябрь, таков и апрель.
В октябре луна в кругу— лето сухое будет.
Ох ты, батюшка октябрь! Только и добра в тебе, что пивом взял.
В октябре только и ягод, что рябина.
Октябрь холоден да сыт.
Октябрь пахнет капустой.
Октябрь землю прикрывает где листком, а где и снежком.
Октябрь ни колеса ни полоза не любит.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
А ещё примечали:
Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы.
1 октября – Арина-журавлиный лёт.
Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза. А если их не видно в этот день – раньше Артемьего дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.
8 октября - Сергиев день
Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской.
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.
Покровские заморозки. На Покров потопи хату без дров (утеплялись жилища). Встреча Осени с Зимой.
Каков Покров, такова и зима.
От первого снега до санного пути - 6 недель.
На Покров до обеда осень, после – обеда зимушка-зима.
На Покров ветер с востока – зима будет холодной.
Между Покровом и Дмитрием (8 ноября) зима не остановится.
Отлёт журавлей до Покрова – на раннюю, холодную зиму.
Первые инеи покрывают землю. Окончены полевые работы, идёт подготовка к зиме. С этих дней начинали топить в избах.
25 октября – на Прова до полуночи наблюдали звёзды.
В народной астрономии со всякой крупной звездой или планетой, обыкновенно, связано было несколько примет и множество легенд. Так, Венера называлась Чигирь-звезда, Медведица - Сажар-звезда (Лось, Плеяды - Гнездо утиное, Орионов пояс - Чигачи-звезда, Арктический пояс - Железное колесо. Сажар-звезда. - Стажар - так ещё называли жердь, которая ставилась в середине стога.
27 октября – Парасковья.
Если на Параскеву большая грязь, то до зимы осталось четыре седьмины (4 недели).
Ненастная осень - дождливая весна.
Древний праздник посвящённый Макоше – Параскеве - Пятнице. В этот день женщинам запрещалось прясть и стирать. Днём поминовения Макоши считалась Пятница.
31 октября – Лука.
Наблюдали за листьями: самый поздний листопад у дуба и осины
Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.
НОЯБРЬ
Педагог:Ну и последний, третий месяц осени- ноябрь. Какие же праздники есть в этом месяце и о каких из них вы слышали и знаете (ответы детей)
Ноябрь. Третий месяц осени. В народе его звали—ледень, ледовый кузнец, ледостав, свадебник, полузимник. Славяне называли этот месяц груднем - от груд замёрзшей земли со снегом.
Об этом месяце говорили:
Ноябрь зиме дорожку торит.
Листопад прошёл быстро – будет холодная зима.
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре осень - жируха со злюкой - зимой борется.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре снега надует - хлеба прибудет.
В ноябре тепло морозу не указ.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу.
Ноябрь - ворота зимы.
Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
Ноябрь - сумерки года.
Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается.
Ноябрьские ночи до снега темны.
4 ноября – Зимняя (осенняя) Казанская. Казанская - бабья заступница.
Празднование Казанской иконе Божией Матери.
В народе примечали : "До Казаньской не зима, а с Казанской - уж и не осень. Бываить, што на Казанскую с утра дождь, а вечером - снег лежит сугробами".
С Казанской мороз не велик, да стоять не велит.
Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт.
С Казанской тепло морозу не указ.
Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья-то в телегу клади.
14 ноября – Кузьминки. Кузьмы-Демьяна день.
Неделя 25-я по Пятидесятнице. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии.
«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп.
Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша,варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая в разных размеров чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.). Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Кузьмы-Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
Если Кузьма-Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. (Холод на Кузьму-Демьяна - тепло на Михаила)
21 ноября, день Михаила-архангела.
Михаил в глазах народа — победитель супостатов, избавитель от всех бед и скорбей. Это большой православный праздник, веселый и светлый.
Михаил-архангел считается не менее грозным для всякой нечести-нежити, чем Илья-пророк. Над всеми чинами ангельскими главным поставлен Господом Богом Архистратиг Михаил. На Руси Архангел Михаил почитался с древних времен, и, прежде всего как предводитель воинства — не только небесного, но и земного. На многих воинских знаменах, на шлемах святой Михаил изображался как Архистратиг, то есть стоящий во главе Божьего воинства.
Русские воины и сегодня считают его своим небесным покровителем. Он верный служитель Божий, совершивший множество подвигов во славу Господа. По преданию, Батыева конница повернула, не дойдя всего сто верст до Великого Новгорода, ибо остановлена была огненным мечом Михаила Архангела.
С древних времен Михаил известен своими чудесами. Это особо чтимый на Руси святой. В честь его построено много монастырей, соборных, дворцовых, посадских храмов. На иконах изображается попирающим ногами дьявола, в левой руке он держит зеленую финиковую ветвь, а правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч, на которой начертан червленый крест.
Михайлов день — веселый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, вырученные деньги за коноплю и овес, да и работы основные закончены.
«Вот и праздник, и по деревням пиры, и в избах везде гости.
— Ну, старуха, сажай! — говорит хозяин, рассаживая гостей за столом и наблюдая при этом степень родства и требования почета.
— Присядьте, присядьте, гости дорогие! — отвечает хозяйка, ставя на стол чашку со студнем и раскладывая каждому по пирогу и ложке. — Милости просим! Рады приветствовать, чем бог послал.
— С праздником, будьте здоровы! — говорит первый, выпивший первую чарку.
— Просим приступить, — говорит хозяин, и по его слову в торжественном молчании совершается уничтожение студня. Подается каша». Потом подавали свинину или говядину, затем лапшу, наконец, чай с баранками или пирогами. После чая все встают, благодарят хозяина и отправляются в другой дом — и так до позднего вечера или пока хватит сил. «То не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито».
А еще 21 ноября надо не забыть сделать что-нибудь приятное Дворовому. Он хотя и младшим братом «Домовому» приходится, а все-таки не след крестьянину ссориться с ним, если не хочет, чтобы не только в дому у него, но и вокруг двора все было по-доброму, по-хорошему в предстоящую зиму. «Не ублажи Дворового до Михайлова дня — уйдет он со двора, а на свое место пришлет Лихого (то есть черта!» — считали наши предки.
Ублажали дворового так. Старая бабка выносила рано поутру, до белой зорьки, хлебную чашку с пивным суслом и ставила ее на поветь. Затем, перед полуднем, хозяин садился на лошадь и начинал ездить на ней вокруг двора, в то время как хозяйка, стоя на крыльце избы, махала во все стороны помелом, приговаривая: «Батюшка дворовой! Не ходи! Не разори двор, скотину не погуби! Лихому пути-дороги не показывай!». После этого помело обмакивалось в дегтярницу, и где-нибудь во дворе проводилась дегтем по стене полоса. Это называлось «отмечать на лысине у дедки зазубрину». Считалось, что лихой, завидев эту зазубрину, чуть не за версту станет обходить дом, хозяин которого строго блюдет обычаи старины.
Мужику, который сумеет угодить дворовому, удача за удачею: покупает он дешевле всех, продает с прибылью, рожь его цветет невредимо, в то самое время, как у соседей побита градом, — и так далее. Дворовой и лешему не даст потешиться в хозяйственном саду, и ведьме не позволит задаивать хозяйских коров — он устраняет всякий убыток и противодействует замыслам нечистой силы.
Педагог: На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. И чтобы вы не забывали о праздниках осени предлагаю вам на память календарь осенних праздников на Руси.
До, свидания ребята! До новых встреч!