МААМ-картинки

Занятие «Как учили на Руси» (13 фото)

ольга власова
Занятие «Как учили на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Темрюкский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

«Как учились на Руси».

Воспитатель

Власова Ольга Викторовна

п. Светлый путь Ленина

2020г.

Тема: «Как учились на Руси».

Цель: формировать интерес к истории родной страны.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить с историей возникновения и устройством школ Древней Руси;

Публикация «Занятие „Как учили на Руси“» размещена в разделах

-дать представление о жизни школьников во времена Древней Руси.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к книгам и исторической памяти;

расширять кругозор.

Развивающая:

-развивать познавательную активность, эмоциональную сферу.

Оборудование:

мультимедийный проектор, вощеные дощечки, распечатки кроссвордов.

Методики и технологии:

ИКТ, эдоровьесберегающие, объяснительно-иллюстративный методика.

Ход занятия:

1.

- Ребята, начать занятие я хочу с пословицы «Счастие тот добывает, кто учением ума набирает».

-О чем говорится в этой пословице? (ответы детей)

-А как вы считаете, ребята, современное обучение школьников отличается от обучения на Руси? (ответы детей)

-Всегда ли были школы? (ответы детей)

-Как выдумаете, о чем пойдет речь на занятии? (ответы детей)

-Мы поговорим о том, как учили на Руси.

2.

Слайд 1.

У древних славян большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Независимо от состояния семьи, мальчиков учили обращаться с оружием, охоте, навыкам земледелию, скотоводства, ремеслам, а девочек вести дом, ухаживать за детьми, шитью.

Слайд 2.

С Крещением в 988г. связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамотными священниками вела к развитию образования, которое было неотделимо от церкви.

Слайд 3.

Первая школа появились для детей бояр «Книжное учение». Первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем - священники, впоследствии же - миряне, «мастера грамоты». Позднее стали создаваться школы при монастырях и частные. В древнем документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей.

Школа называлась училищем, а класс - дружина.

В древних училищах преподавались три предмета – чтение богословское - письмо - священное, пение - церковное.

Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? Из рукописных книг "Азбуковников" стал известен полный распорядок дня школяра, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

Остановимся на этом подробнее.

Слайд 4.

Вошедший в училище кланялся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

3.

Динамическая пауза «Японская печатная машина».

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться. Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет». Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине).

Слайд 5.

Ученики рассаживались за общим длинным ученическим столом, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Каждый занимал место, указанное ему учителем.

Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.

Слайд 6.

До появления бумаги писали на сырых глиняных плитках, бересте, дощечках покрытым воском, пергаменте царапая буквы «писалом» - острой металлической или костяной палочкой.

Ученики должны были "пристроять школу" : мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. Староста назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет". Ему разрешалось замещать учителя и даже наказывать.

Дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы.

Слайд 7.

За неаккуратность и за школьные шалости секли розгами («Розга ум вострит и возбуждает память» («Азбука» 1679 года, ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.

Но это были крайние меры и ими в то время не злоупотребляли.

Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.

После прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению: грамматики, диалектики, риторики, музыки (церковное пение, арифметика и геометрия (землемерие", астрономия (или по-славянски "звездознание").

Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

Слайд 8.

Первую попытку ввести доступное для всех начальное образование предпринял Петр I. По его приказу в городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий и цифирные школы, в которых учили основам арифметики. Но Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки. И циферные школы закрыли.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков.

Слайд 9.

Открываются гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 году был создан Первый кадетский корпус. Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет.

Слайд 10.

У женщин в Российской империи возможностей получить образование было совсем мало.

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. — Смольный институт благородных девиц. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет. Они учились там на протяжении 9-12 лет. Выпускницы институтов говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство.

Попасть в такие институты было крайне сложно. Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными.

Слайд 11.

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права. Появились земские школы. Учились в них три года, а с начала XX века — четыре. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. Открывались гимназии. Они были платные, но бессословные и недорогие — от 3 до 10 рублей.

Слайд 12.

Дворянские дети получили возможность учиться в гимназиях и лицеях. Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и учились. Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.

Впоследствии в гимназии имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания.

Увеличивается число институтов и университетов.

К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось в России 59.

4.

Рефлексия.

Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам было нужно это занятие?

Мне было интересно…

Я понял, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок заставил меня задуматься.

5.

Ребята, я думаю, занятие было интересным и познавательным для вас. Вы узнали, что образование пройдя путь длинной в столетия и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Обучение стало доступным и обязательным для всех.

Используемые источники:

1. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры / Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси : Сборник. - М., 1991.

2. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. - М. : 1994

3. Источник Культура. РФ: https://www.culture.ru/materials/253541/istoriya-obrazovaniya-ot-pervykh-shkol-rusi-do-sovetskikh ]

4. Источник информации - портал История. РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-poiavilis-shkoly)

5. Тихомиров А. Первые школы на Руси. // https://fb.ru/article/69/pervyie-shkolyi-na-rusi

6. Захарченко М. История школ и книжного дела в Древней Руси. //https://www.mgarsky-monastery/org/kolokol.php?id=2579

Занятие «Как учили на Руси»
Фото «Как учили на Руси»
Занятие - фото
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Как учились на Руси Воспитатель Власова Ольга Викторовна п Светлый путь Ленина г Тема Как учились на Руси Цель формировать интерес к истории родной страны Задачи Образовательная познакомить с историей возникновения и устройством школ Древней Руси Публикация Занятие Как учили на Руси размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Темочки дать представление о жизни школьников во времена Древней Руси Воспитательная воспитывать бережное отношение к книгам и исторической памяти расширять кругозор Развивающая развивать познавательную активность эмоциональную сферу Оборудование мультимедийный проектор вощеные дощечки распечатки кроссвордов
Публикации по теме:

Фотоотчет о математической игре «Как мы Чебурашку математике учили»Фотоотчет о математической игре «Как мы Чебурашку математике учили» Цель математической игры: учить детей решать арифметические примеры, задачи. Упражнять в навыках количественного счёта в пределах 10, в.

Фотоотчёт «Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения» Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Задачи. - Учить детей правильному поведению на дороге. Закреплять.

Фотоочерк «Резьба по дереву на Руси»Фотоочерк «Резьба по дереву на Руси» Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества – вырезывание.

Фоторепортаж «Как казаки девчат уму-разуму учили!»Фоторепортаж «Как казаки девчат уму-разуму учили!» Дорогие девочки, обещала продолжение нашей казачьей эпопеи, смотрите! Я уже говорила, что за время нашего проекта мы подружились с атаманом.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Консультация «Новый год и Дед Мороз на Руси»Консультация «Новый год и Дед Мороз на Руси» Консультация "Новый год и Дед Мороз на Руси" воспитатель Иванова Людмила Владимировна Новогодняя елка Сегодня сложно представить новогодний.

«Как ребята Лунтика учили звук [Л] проговаривать». Подгрупповое логопедическое занятие«Как ребята Лунтика учили звук [Л] проговаривать». Подгрупповое логопедическое занятие Задачи: Закреплять знания детей в произношении звука [Л]. Упражнять умение характеризовать звук [Л] по акустическим и артикуляционным признакам.

Традиции колядования на Руси Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник праздновали с 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали.

Воспитание детей на Руси "Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Как учили на Руси»
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 17:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Как учили на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем ольга власова (УИ 1101944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД