МААМ-картинки

Занятие «Кукла Добрых вестей» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»

Елена Швецова
Занятие «Кукла Добрых вестей» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие "Кукла Добрых вестей".

Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Добрых вестей бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Публикация «Занятие „Кукла Добрых вестей“ в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах

Технологическая карта «Кукла Добрых вестей» в наглядно-методическом пособии для подготовительной группы.

1. Берем ситец и сворачиваем в рулончик, чтобы получилось туловище, посередине обматываем ниткой; затем покрываем туловище белым ситцем и перевязываем в трех местах;

2. берем длинный лоскут белого ситца, покрываем часть туловища и перевязываем вверху, чтобы отделить голову;

3. оба конца ткани разрезаем на три части до головы;

4. заплетаем косички, которые станут руками;

5. надеваем на куклу три юбки из разного цвета лоскутов, начиная с самой длинной юбки и заканчивая короткой;

6. привязываем сзади косичку, и повязываем повойник - налобную повязку в виде широкой ленты, а поверх повязываем платок.

Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней и старшей группах, лоскутки разного цвета на выбор детям, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы, нитки или пряжа для косичек куклы.

Информация для педагогов и родителей.

Родина куколки Добрых вестей - Валдай. Одевают куколку в три юбки из разных по цвету лоскутков. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей – счастье тела, души и духа. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря куколку, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.

Педагог приглашает детей в мини-музей ДОУ и знакомит с коллекцией тряпичных кукол. Дети вспоминают, что в средней и старшей группах они тоже мастерили тряпичные игрушки – пеленашку, куклу в сарафане, бессонницу, лихорадку и пасхального голубка. Рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.). Педагог показывает куклу Добрых вестей и рассказывает ее историю. Педагог поясняет технологию изготовления куклы с применением наглядно-методического пособия для подготовительной группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает самим смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.

После занятия. По окончании работы дети встают в круг и играют в игру «Пирамида добрых желаний».

Педагог предлагает детям подарить своих куколок-оберегов своим родным. Но вместе с подарком надо пожелать им что-нибудь хорошее и доброе.

Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выходит в круг, произносит свое доброе пожелание, вытягивает руку вперед и кладет ее сверху на ладонь педагога или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добрых желаний из своих ладошек.

Педагог тихонько раскачивает пирамиду рук со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие ладони детей вверх, рассыпая пирамиду добрых желаний.

Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.

Занятие "Кукла-нянька".

Задачи. Развивать умение подражать народным мастерам. Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Няньку бесшовным способом. Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской народной игрушке. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

Технологическая карта «Кукла-нянька» в наглядно-методическом пособии для подготовительной группы.

1. Берем ситец и сворачиваем в рулончик, чтобы получилось туловище, посередине обматываем ниткой; затем покрываем туловище белым ситцем и перевязываем в трех местах;

2. квадратный лоскут складываем по диагонали и обвязываем два конца – это руки куклы Няньки;

3. раскрываем, в середину кладем небольшой комок набивки – голову;

4. голову формируем скруткой из прочной нити, завязываем на узелок;

5. фиксируем скрутки ниткой на поясе куклы;

6. берем прямоугольный лоскут цветной ткани и привязываем к талии куклы – это сарафан. Все полотно ткани стараемся равномерно собрать складками вокруг талии;

7. берем треугольный цветной лоскуток и повязываем на голову куклы повойник – головная повязка под платок;

8. берем треугольный цветной лоскут большего размера и повязывает на голову куклы поверх повойника платок, закладывая симметричные складки по обеим сторонам лица куклы;

9. для тех детей, которые достаточно легко осваивают способ изготовления куклы, можно предложить дополнительные детали для оформления куклы – передники, которые могут подвязываться на линии шеи или на талии.

10. для тех детей, которые достаточно легко осваивают способ изготовления куклы, можно предложить дополнительные детали для оформления куклы –грудь куклы Няньки, заготовленные педагогом заранее из округлых лоскутков с набивкой из ваты или синтепона. Педагог должен помочь ребенку закрепить детали на кукле.

11. дети самостоятельно мастерят младенчиков-пеленашек, соразмерных тряпичной кукле Няньке и закрепляют их в «объятии» рук куклы, завязывая ладони куклы на узелок.

Материал, инструменты, оборудование. для показа детям – ноутбук, презентация «Русские текстильные куклы», различные тряпичные куклы, для педагога – прямоугольные лоскутки для туловища и головы куклы, по два лоскута цветной ткани для платка куклы, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания куклы.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям технологию изготовления традиционной тряпичной куклы и куклы Пеленашки, демонстрирует технологические карты этих кукол. Проводит экскурсию по мини-музею ДОУ.

Информация для педагогов и родителей.

Куклу-няньку, или куклу-мамку, или вепсскую куклу делали в разных местах России. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех своих деток.

Эта кукла, сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т. е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая". Голова, ручки и ножки куклы делались из необработанной ткани или ветоши и скручивались ниткой.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.

Педагог показывает несколько тряпичных куколок. Предлагает детям определить, какая из показанных кукол – кукла Нянька. Почему? Напоминает, что дети уже научились делать куклу пеленашку, а сегодня будут мастерить тряпичную куклу Няньку другим способом. Знакомит детей с технологией (по ситуации выбирает более простой или усложненный вариант) После пояснения и показа выставляет технологическую карту.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Мамка-нянька», используя свои тряпичные куклы – Няньку и пеленашку.

После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.

Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.

Публикации по теме:

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка» Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей. /Мастер-класс для детей возможен после.

Мастер-класс тряпичная кукла «Кукла добрых вестей»Мастер-класс тряпичная кукла «Кукла добрых вестей» Делилась опытом проводила мастер -класс Тряпичная кукла "Кукла добрых вестей" Первая и главная роль куклы в древности была помогать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Кукла Добрых вестей» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
Опубликовано: 12 июня 2014 в 12:55
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Кукла Добрых вестей» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Швецова (УИ 105431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД